Занятие с элементами тренинга «А+Б=1»
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Шилина Анна Евгеньевна

Целевая аудитория: занятие разработано для обучающихся 10 классов.

Цель занятия: сплочение группы, профилактика дезадаптации.

Задачи занятия:

1.     Формирование благоприятного психологического климата в классе.

2.     Нахождение сходства между одноклассниками для улучшения взаимодействия между ними и формирования толернатного отношения к различиям.

3.     Развитие умения работать в команде,  построение эффективного взаимодействия, осознание собственной роли и места в коллективе.

Ход занятия:

1.     Размещение участников, вступительное слово.

2.     Формальная часть: упражнение «Тайна имени», принятие Правил группы.

3.     Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

4.     Основная часть: развитие навыков невербального общения, координация  командного  взаимодействия; научение находить сходства и различия, сравнивать по существенным признакам, осознание своей роли в группе, своего стиля  поведения; эмоционально-психологическое сближение участников.

5.     Завершение занятия, рефлексия, получение обратной связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_ab1.doc73 КБ
Office presentation icon trening_ab1.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга «А+Б=1»

Целевая аудитория: занятие разработано для обучающихся 10 классов.

Цель занятия: сплочение группы, профилактика дезадаптации.

Задачи занятия:

  1. Формирование благоприятного психологического климата в классе.
  2. Нахождение сходства между одноклассниками для улучшения взаимодействия между ними и формирования толернатного отношения к различиям.
  3. Развитие умения работать в команде,  построение эффективного взаимодействия, осознание собственной роли и места в коллективе.

Ход занятия:

  1. Размещение участников, вступительное слово.
  2. Формальная часть: упражнение «Тайна имени», принятие Правил группы.
  3. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
  4. Основная часть: развитие навыков невербального общения, координация  командного  взаимодействия; научение находить сходства и различия, сравнивать по существенным признакам, осознание своей роли в группе, своего стиля  поведения; эмоционально-психологическое сближение участников.
  5. Завершение занятия, рефлексия, получение обратной связи.

Конспект (Слайд 1) Занятие с элементами тренинга «А+Б=1»

В зале кругом выставлены  стулья, свет приглушен. Обучающиеся стоят группой у входа.

Зажигается свет, ведущий начинает приглашать участников занять места, медленно и торжественно зачитывая алфавитный список; перед участниками ставится  условие: бывшие «ашки» и «бешки» должны чередоваться.

 (Слайд 2) Особенности юношеского возраста

Заканчивается подростковый период – самый опасный и самый трудный в психологическом плане возраст. Почти пройден первый мостик от мира детства к взрослой жизни. Сейчас вы вступаете на второй мост, преодолев который вы окончательно станете взрослыми.

Особенности юношеского возраста:

  • Несмотря на то, что физическое развитие к юношескому возрасту уже закончилось и его можно рассматривать как взрослое, все же происходят некоторые «доработки», «доделки», «завершение»;
  • Мир юношества можно рассматривать как «третий мир», т.е. срединный между миром взрослых и миром детей;
  • Психологически юноши наследуют бунтарскую душу подростка, но жизнь ставит перед ними вполне взрослые задачи, требующие ответственных решений;
  • Чувство долгожданной взрослости может быть часто ущемленным материальной зависимостью от родителей;
  •  Характерная черта юности – формирование жизненных планов, мировоззрения, попытка определения смысла жизни, системы жизненных ценностей;
  • Главное психологическое приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, от этого может возникнуть преувеличение собственной уникальности.
  • Юность – благоприятный период развития умственных способностей. Резко развиваются теоретические способы мышления – теоретический интеллект, который в подростковом возрасте был слабым. Мышление становится активным и самостоятельным.
  • Подростковый негативизм по отношению к родителям  сменяется автономизацией – формируются собственные правила взаимоотношений, система ценностей, манеры и правила поведения, зрелая эмоциональность поведения. Но полного взаимопонимания с родителями не наступает.
  • Юношеская дружба носит исповедальный характер, сама дружба и друзья могут идеализироваться. А юношеская любовь может принимать формы эпидемии.

Период юности -  период окончательного взросления, профессионального самоопределения и просто – самый прекрасный, самый романтичный и незабываемый период человеческой жизни. Вот такие вы: прежние, и, в то же время, уже совсем другие! И все вы собраны в группу под названием 10 класс. (Слайд 3) Как вы думаете, что означает название нашего сегодняшнего занятия? (ответы)

Упражнение 1.  «Тайна имени».  Время – 4  минуты (Слайд 4)

Ход упражнения: всем участникам раздаются бейджики и фломастеры. Необходимо за три минуты сделать визитные карточки со своим именем. Каждый вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, вымышленное, имя литературного или киногероя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, нужно будет по очереди назвать свое имя и раскрыть «тайну происхождения» своего имени.

Упражнение 2. «Правила группы». Время – 3  минуты. (Слайд 5)

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.
  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
  • Выполнять правила.

Упражнение 3. «Свободу черепашкам!!» Время – 12  минут. (Слайд 6)

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, сплочение группы путем совместного выполнения упражнения.

В основу техники, применяемой в данном упражнении, лежат идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха.  Суть его идей такова: характерные психологические проблемы человека проявляются в нарушении подвижности мышц, от небольшого мышечного напряжения до формирования мышечного панциря. Расслабление такого панциря расковывает человека, делает его более уравновешенным и уверенным 

(Слайд 7) Сядьте на стул. Примите позу кучера. Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Выдохните. Повторите еще дважды.  (Слайд 8)

1. Откройте глаза как можно шире. Удивитесь обычным вещам,  окружающим Вас.
2. Посмотрите искоса на соседа справа. Потом на соседа слева.

3. Встаньте. «Мальчиш – плохиш» - показываем язык, максимально далеко высовывая его.
4.
(Слайд 9) «Мерлин Монро». Посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы.
5. Троньте свою голову слегка пальцем. После этого ваша голова должна болтаться, как будто она лёгкий воздушный шарик, а ваша шея как будто нитка.
(Слайд 10) 

6. (Слайд 11) Изобразите, что вы боксируете, бейте воображаемую грушу.

7. Работаем в парах. Попросите кого-нибудь подержать вас за талию. Осторожно откиньтесь назад насколько это можно. (Слайд 12)

8. (Слайд 13) «Потягушки». Сядьте ровно на стуле, руки на бедра. Медленно и плавно отведите плечи назад, слегка наклоните голову назад и прогните спину. Задержитесь в таком положении, вернитесь в исходное. Повторите. Если у кого-то появилось желание зевнуть – не стесняйтесь! А теперь отведите одно плечо назад, голову слегка наклоните назад и чуть в сторону и прогните спину. Задержитесь в таком положении, вернитесь в исходное. В другую сторону. А теперь все тоже самое, только обе руки потяните вверх. Это упражнение полезно выполнять при долгой работе за столом, за компьютером, при длительной езде на машине.

9. Сядьте в позу кучера. Расслабьтесь. Подышите.

Обсуждение: Как вы сейчас себя чувствуете? Что не получалось при выполнении упражнений? Какое из упражнений хотелось бы повторить?

Упражнение 4. «Вавилонская башня». Время – 5 минут. (Слайд 14)

Цель: развитие навыков невербального общения, координация  командного  взаимодействия.

Задачи:

- активизация участников группы;

- сплочение группы;

- снятие эмоционального напряжения.

Ход упражнения. Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание, прописанное на отдельных листочках, которое является конфиденциальным. В процессе работы запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо за 3 минуты (я буду следить по часам) совместно нарисовать Вавилонскую башню.

  Команда 1. Инструкция.

1. Башня должна иметь 10 этажей.

2. Башня должна иметь красную двухскатную крышу.

3. У башни нет двери.

4. Окна башни маленькие, с решетками.

5. Над башней развивается желтый флаг.

Команда 2. Инструкция.

1. Башня должна иметь 6 этажей.

2. Башня должна иметь плоскую синюю крышу.

3. На первом этаже башни квадратная дверь с ручкой.

4. Окна башни имеют три створки.

5. На крыше установлена спутниковая тарелка.  

Обсуждение. В чем заключалась основная трудность выполнения задания? Можно ли успешно выполнять это задание, действую по принципу «каждый сам за себя»? Что  может помочь успешно выполнить задание?

Упражнение 5.  «Построение и объединение». Время – 12  мин.  (Слайд 15)

Цель: научение находить сходства и различия, сравнивать по существенным признакам, сплочение группы.

Ход упражнения:

Часть 1. Класс делится на две подгруппы. Первая подгруппа ищет и записывает на листочке сходства между членами подгруппы. Вторая подгруппа – ищет и записывает различия. Выигрывает та команда, которая за 3 минуты найдет больше сходных или различных черт.

Обсуждение. Тот, кто искал сходство – нашли сходство. Тот, кто искал различия – нашел  различия. Какой вывод можно сделать из этого моего наблюдения?  (Что ищешь – то и найдешь! Давайте искать друг в друге только хорошее!)

Часть 2. А теперь, построимся! Построимся в одну линию по дате рождения. При этом нельзя разговаривать, но можно писать. Следующее задание на объединение в группу. Теперь объединитесь в группы по количеству букв в вашем имени, которое вы выбрали на сегодня.

Обсуждение. Трудно ли было вам выполнять упражнение? Почему? Что было легче: построиться или объединиться в группу? Какую роль, стратегию вы избрали для себя при выполнении этого упражнения?

Упражнение 6. «Говорящие руки». Время – 5 минут. (Слайд 16)

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения: участники встают парами лицом друг к другу. Команды ведущего пары выполняются молча.

Команды:

  1. Поздороваться при помощи рук.
  2. Поругаться  руками.
  3. Отвергнуть другого руками.
  4. Позвать другого руками.
  5. Помириться  руками.
  6. Простить другого руками.
  7. Выразить поддержку при помощи рук.
  8. Пожалеть руками.
  9. Выразить радость.
  10. Пожелать удачи.
  11. Попрощаться руками.

Обсуждение. Что было выполнить легко, а какую команду было выполнить трудно? Кому было сложно без слов передавать информацию? А кому легко? Как вы думаете, на что было направлено упражнение? (улучшение взаимопонимания, развитие навыка невербального общения).

Упражнение 7. «Дом». Время – 5 минут.  (Слайд 17)

Цель: осознание своей роли в группе, своего стиля  поведения.

Ход упражнения:

Класс делится на две команды. Инструкция: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, полом, окном, а может быть персидским ковром, вазой династии Мин или ванной с гидромассажем? Выбор за вами! Только не забывайте, что вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! В процессе общения можно общаться между собой. Для презентации результатов своего труда изобразите дом, который у вас получился, и используйте рисунок при рассказе о «разделении дома на составляющие».  Успейте, пока звучит музыка!  

Обсуждение. Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли удалось определить свою роль в «доме»? Почему вы выбрали именно эту роль? Я думаю, что все вы поняли, что каждая часть вашего «дома» важна и нужна, каждая несет свою определенную функцию, без которой «дом» не может быть уютным, комфортным и полноценным!

Последнее, Упражнение 8. «Подарки». Время – 4 минуты.

Цель: позитивное завершение занятия, рефлексия.

Описание упражнения: Давайте подумаем, что каждый из вас мог бы подарить группе, чтобы психологическая атмосфера стала еще комфортнее, взаимодействие – эффективнее, отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я например, дарю оптимизм, чувство юмора и взаимное доверие. Далее каждый из участников делает свой подарок группе.

Обсуждение: наше занятие близко к завершению. Хочу спросить вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезно вынесли для себя?

Обратная связь.  Для оценки психологической атмосферы во время сегодняшнего занятия я прошу вас заполнить небольшие опросники. Его графические результаты я продемонстрирую вам на очередном занятии по профориентации.

Ну вот, все опросники заполнены, слова сказаны, игры сыграны, подарки подарены. Вы все сегодня были активны, слаженно работали в команде.  Не забывайте, что вы – единое целое, а каждый из вас – уникальная, важная и необходимая этого целого! Спасибо всем за участие! А теперь давайте наградим себя аплодисментами!» До свидания!  

 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« А+Б=1 » Занятие с элементами тренинга

Слайд 2

Особенности юношеского возраста Несмотря на то, что физическое развитие к юношескому возрасту уже закончилось и его можно рассматривать как взрослое, все же происходят некоторые «доработки», «доделки», «завершение»; Чувство долгожданной взрослости может быть часто ущемленным материальной зависимостью от родителей; Главное психологическое приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, от этого может возникнуть преувеличение собственной уникальности. Период юности - период окончательного взросления, профессионального самоопределения и просто – самый прекрасный, самый романтичный и незабываемый период человеческой жизни.

Слайд 3

« А+Б=1 »

Слайд 5

Правила группы Проявлять активность. Слушать друг друга, не перебивая. Говорить только от своего лица. Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе. Выполнять правила.

Слайд 6

«Свободу черепашкам!»

Слайд 7

Поза кучера

Слайд 8

«Удивляйтесь! Удивляйтесь!»

Слайд 9

«Мерлин Монро»

Слайд 10

«Голова – воздушный шарик»

Слайд 11

«Боксерская груша»

Слайд 12

«Прогиб назад»

Слайд 13

«Потягушки»

Слайд 14

Вавилонская башня

Слайд 15

«Построимся и объединимся!»

Слайд 16

«Говорящие руки»

Слайд 17

«Дом»

Слайд 18

« А+Б=1 »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Занятие с элементами тренинга «Мир глазами агрессивного человека»

Цель занятия: Обучение подростков навыков распознавания и контроля деструктивного поведения....

Учебное занятие с элементами тренинга по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»

Цель занятия: 1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;2. Развитие навыков здорового образа жизни;3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.Задачи занятия:1. ...

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменационной тревожности"

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменнационной тревожности" проводится с целью с снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширени...