Методическая разработка коррекционного занятия педагога-психолога в сенсорной комнате "Звёздные фантазии в сенсорной комнате"
методическая разработка на тему

Литвинова Ольга Александровна

Сенсорная комната предоставляет огромную возможность для творчества и полёта фантазии воспитанников, но главная её функция развитие сенсорного, зрительного восприятия, благоприятное воздействие на нервную систему. На занятии мы совместили приятное с полезным, отправились с детьми в воображаемое путешествие по космосу, получили массу положительных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»

Методическая разработка

занятия педагога-психолога в сенсорной комнате

Тема: «Звёздные фантазии в сенсорной комнате»

Выполнила и провела:

педагог-психолог

1 категории

Литвинова О.А

Каргаполье, 2015

Методическая разработка занятия педагога-психолога в сенсорной комнате

Тема: «Звёздные фантазии в сенсорной комнате»

Подготовила и провела педагог-психолог 1 категории Литвинова Ольга Александровна.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды, технологии восприятия света и цвета.

Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Оборудование:

1.  теплое помещение с затемнением для окон,

2.  ковровое покрытие на полу или индивидуальные коврики,

3. воздушно – пузырьковая колонна с мягкой платформой,

4.  музыкальный центр с набором дисков

5.  ионизатор воздуха,

6. увлажнитель воздуха,

7. прибор динамической заливки света,

8. настенный ковёр «Млечный путь»,

9. кресла – пуфики с гранулами (по количеству участников),

10.оптико – волоконный пучок «Звёздный дождь» и т.п.

Методики работы:

  1. цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Структура занятия: 

1. Ритуал приветствия.
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

 4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
5. Обобщение. Ритуал прощания.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

Психологический смысл упражнений. 

Упражнение позволяет создать положительный настрой на групповую работу.

Упражнение "Повтори за мной"

Детям предлагается поздороваться разными частями тела, повторяя за педагогом.

Упражнение «Цвет моего настроения»

По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению.

  1. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

 Психологический смысл упражнений. 

Снятие мышечного напряжения.

Упражнение «Шарик».

Сесть на коврик. Ведущий: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: «Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем» Какого цвета ваш шарик спрашивается у детей? (ответы детей)

Упражнение «Солнышко».

Детям предлагается встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержать дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. Какое  солнышко спрашивается у детей? (ответы детей оно тёплое, яркое, оно нас согревает)

3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

Психологический смысл упражнений

Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

Упражнение  «Заводим ракету»

Детям предлагается отправиться в путешествие к звёздам на ракете.

Сидя на бортике сухого бассейна, дети заводят ногами ракету. Завели и полетели!

Упражнение «Невесомость»

Находясь в воображаемом  космосе мы стали невесомыми. Знают ли дети, что такое невесомость? (ответы детей). Передвигаемся по комнате в воображаемом состоянии невесомости.

Упражнение «Звездочеты»

Много звёзд в космосе, все не сосчитать, но мы попробуем!

Для игры используется звездное панно.

Детей просят зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом панно.

Упражнение «Дождь, холод, ветер»

 В космосе так мало солнца, но зато там есть метеоритный дождь и звёздный ветер и конечно же холодно.

«метеоритный дождь» - дети хлопают ладошками по полу;

«звёздный ветер» - дети поднимаются на носочки и качаются из стороны в сторону;

«холод» - дети садятся на корточки и обхватывают себя руками.

Упражнение «Космическая гусеница»

Оказывается и в космосе встречаются космические насекомые. Нам повстречалась космическая гусеница.

Педагог и дети выстраиваются друг за другом, берутся за плечи и шагают по комнате преодолевая различные препятствия.

Упражнение  «Заводим ракету»

Побывали мы в космосе, но вот опять пора возвращаться на землю

Детям предлагается отправиться в назад на землю на ракете.

Упражнение «Холодно-жарко»

Приземлились на солнечной полянке. Хорошо на солнышке, сели, расслабились. Но вот солнце спряталось за тучку, стало прохладно, сели рядом друг с другом согрелись.

Упражнение «Космические камни»

Мы из космоса привезли на ракете по камушку. Они не простые, они с волшебными пожеланиями. Детям предлагается озвучить волшебное пожелание камушка и бросить в колодец исполнения желаний (сухой бассейн).

  1. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).

Психологический смысл упражнения

Снятие мышечного напряжения

Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу…»

Инструкция: «Слушайте меня внимательно  и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на большом широком лугу. Прекрасный теплый летний день. Ты чувствуешь, как солнечные лучики целуют твои руки, ноги, спину. Тебе приятно смотреть на чудесный, роскошный зеленый ковёр. Ты с удовольствием слушаешь гомон птиц, которые рассказывают друг другу новости…И вдруг твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какой у него стебель, листья. Это чудесный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие приятные чувства он у тебя вызывает… Ты с нежностью  дотрагиваешься до него, будто гладишь…Ты чувствуешь себя спокойно… Тебе хорошо и приятно... Побудь в этом состоянии…Это место на лугу  только  твоё,  его никто не знает, кроме тебя…Но вот пора возвращаться. Ты всегда можете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».

5. Обобщение. Ритуал прощания.

Рефлексия

Высказывания детей по кругу, что понравилось на занятии, что не понравилось, как себя чувствуют.

Упражнение «Цвет моего настроения»

По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению.

Литература

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004.
  2. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./ И.О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006 – 144. с.: ил.
  3. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника. - Москва, 2008.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда

Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Методическая разработка коррекционного занятия по теме: "Нетрадиционная техника рисования, пластилинография".

Коррекционное занятиеРаздел: «Творческое воображение»Тема: «Пластилинография. Ежик-заготовитель.»Цель: Выполнить живописную работу в технике «пластилинографии».Задачи : Образовательные: развитие позна...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Методические разработки коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 6-7 лет по формированию дружеских взаимоотношений  и развитию у них коммуникативных навыков (вербальных и нев...

Сенсорная стимуляция в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с РАС.

Особенности переработки сенсорной информации у детей с расстройством аутистического спектра....

Технологическая карта занятия педагога - психолога в сенсорной комнате

Данные о педагоге: педагог – психолог I категории Бахтина С.Э. Место работы: ГБОУ РМЭ «Нартасская школа - интернат». Предмет: коррекционное занятие (в сенсорной комнате темного вида) ...