Рабочая программа по курсу «Я учусь учиться».
рабочая программа по психологии на тему

Перова Татьяна Францевна

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»

Рабочая программа

 по курсу «Я учусь учиться»

Класс: 5-6

Учитель: Перова Т.Ф.

Количество часов:   34   (1 час в неделю)

Москва 

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка

 к программе «Я учусь учиться»

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
  • Образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 37» (основное и среднее общее образование).

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Проблема обеспечения непрерывности образования  в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной  дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом  и динамикой психического развития детей. В связи  со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.  

За основу программы принят развивающий курс Князевой Т.Н. «Я учусь учиться». Программа направлена на проведение профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации учащихся при переходе в основную школу. Решение проблемы развития психологической готовности детей к обучению на второй ступени связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребенку адекватно принять новые условия деятельности. Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Задача психолога – не допустить превращения недостатков развития в проблему адаптации ребенка в основной школе.

Цель программы – формирование психологической готовности к обучению на второй ступени школы и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень.

Задачи:

  • Коррекция и развитие основных интеллектуально-познавательных функций (универсальные логические действия).
  • Обучение способам решения интеллектуально-познавательных задач (на основе формирования учебных действий).
  • Формирование социально-коммуникативных действий.
  • Развитие приемов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень.

Программа рассчитана на один год  при одном уроке в неделю для учащихся 5-7 классов, испытывающих трудности при обучении на первой ступени основной школы. В программе использованы различные типы уроков. В них входят профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской деятельности, контрольные задания.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Ожидаемые результаты: повышение уровня развития УУД.

Способы определения результативности: диагностика уровня развития УУД.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Задачи

Кол-во занятий

Вводно-диагностическое занятие.

Диагностика индивидуальных особенностей интеллектульно-познавательных функций.

2

«Как подружились ХОЧУ и НАДО».

Развитие произвольно-рефлексивных действий в деятельности и поведении.

1

«Смешной и грустный ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ»

Развитие произвольного внимания и восприятия.

2

«Как мы воспринимаем информацию».

Развитие целостности и осознанности восприятия.

1

«Секреты нашей памяти»

Расширение объема памяти и обучение приемам запоминания.

2

«Что такое классификация».

УУД Обучение приемам классификации объектов.

1

«Что такое? Кто такой?»

УУД Обучение умению определять понятия.

1

«Необычное в обычном».

УУД Развитие функции анализа и аналитического сравнения.

1

«Учимся давать определения».

УУД Овладение алгоритмом определения понятий.

1

«Как КОЛОБОК превращается в КУБИК».

УУД Анализ существенных и несущественных признаков.

1

«Общее в различном»

УУД Развитие функции обобщения.

1

«Развиваем мышление»

УУД Развитие аналитико-синтетического мышления; навыков учебного сотрудничества.

1

«Цепочка рассуждения».

УУД Обучение построению суждения. Развитие логической связной речи.

1

«Как научиться учиться».

Обучение приемам организации учебной деятельности.

1

«Как готовить домашние задания».

Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности.

1

«История о человеке, который нашел время».

УУД Обучение приемам самоорганизации и планирования своей деятельности.

1

«Когда я бываю НЕЗНАЙКОЙ».

Обучение анализу своих трудностей.

1

«Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросы.»

Обучение приемам постановки вопросов. Формирование умений строить суждения как ответ на вопрос, развитие связной речи.

1

«Что такое цель и зачем она нужна»

УУД Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию.

1

«Учимся планировать».

Обучение планированию и самоконтролю.

1

«В лабиринте информации».

УУД Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации.

2

«Оценка и отметка».

Понимание критериального смысла отметки.

1

«Легко ли быть оратором?»

Развитие связной речи. преодоление учебной тревожности.

1

«Готовимся к докладу».

Знакомство с приемами построения доклада.

1

«Я и мои одноклассники».

Развитие коммуникативных навыков.

2

«Наука отдыхать».

Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха.

2

«У меня все получится».

Заключительно-диагностическое занятие.

2

ИТОГО:

34

Содержание изучаемого курса.

1 Блок: Входная и итоговая диагностика. 2 Блок: Произвольное внимание и восприятие. Приемы образного и логического запоминания. 3 Блок: Обучение приемам аналитико-синтетической деятельности. Классификация. Определение понятий. Функции анализа и аналитического сравнения.  Обобщение. 4 Блок: Развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий. Приемы организации учебных действий. 5 Блок: Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности.

6 Блок: Формирование социально-коммуникативных навыков.

Методическое обеспечение программы.

Развивающий курс Князевой Т.Н. «Я учусь учиться»; Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей»; Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».

Список литературы.

  1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №1. – с.41-61.
  2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
  3.  Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
  4.  Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, В.М. Орлова. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  5. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
  6. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – с.53-66.
  7. Нормативно-правовая база. Положение о психологической службе. Приказ от 14.05.2003.№553 Об утверждении положения о службе Практической психологии в системе образования Владимирской области.
  8. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996.
  9. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
  10. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред.  В.В.Рубцова, М.2010
  11. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М,2010
  12. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 2001. - №1. – с.97-107.
  13. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
  14. Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. СПб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Учись писать грамотно"

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку в 9 классе "Учись писать грамотно"...

Рабочая программа элективного курса "Учись учиться"

Рабочая программа элективного курса "Учись учиться" рассчитана на 17 часов...

Рабочая программа группового курса "Учись решать задачи по химии", 8 класс

Рабочая программа группового курса для 8 класса " Учись решать задачи по химии "...

Рабочая программа группового курса по химии "Учись решать задачи по химии", 9 класс

Рабочая программа группового курса по химии для 9 класса "Учись решать задачи по химии"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся творить.Оригами и математика»

Актуальность курса состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени....