«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»
материал по психологии на тему
• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ВОСПИТАННИКА: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»
Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), -представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс .
Основные законы психического развития.
• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).
• Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
• Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации.
Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций - с другой.
Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность – хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.
Деятельность – сознательность, целенаправленность ,форма человеческой активности. По форме деятельности. На протяжении жизни человек овладевает различными видами деятельности, что связано с появлением мотивов: потребность—мотив---деятельность—потребность.
Структура деятельности: деятельность-действия-операции
мотив – цели - задачи
Ведущая деятельность:
0 – 1 год – непосредственно эмоциональное общение со взрослыми
1 – 3 года – предметно-манипуляторная деятельность
3 – 7 лет – игровая деятельность (дошкольный возраст)
7 – 11 лет – учебная деятельность
11 – 17 лет – личностное общение
Каждому возрастному периоду, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей , а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного период.
Псих.развитие – процесс необратимый, направленный и закономерно приводит к возникновению количеств, качеств и структур преобразований психики и поведения человека.
Необратимость – способность к накапливанию изменений.
Направленность – способность СС психики к проведению единой линии развития.
Закономерность – способность психики к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Развитие – филогенез (процесс становления психических структур в ходе )
Области психического развития:
1. психофизическое развитие – моторика, органы чувств, психодинамические свойства.
2. психосоциальное развитие – изменение в переживаниях, эмоциях в личностной сфере.
3. когнитивное развитие – познавательное развитие – внимание, память, мышление, воображение.
Тенденции психологического развития:
1. развитие непрерывно – развитие никогда не заканчивается, процесс пост. взросления.
2. развитие прерывно – каждый возраст является уникальным и неповторимым.
Периоды психического развития:
1. литический – изменения в психике медленны и не очень заметны.
2. критический – изменения заметны сразу и резко.
Факторы развития:
1. наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развития в целом – типизирует процесс развития. Черты видовой специфики человека: универсальность – способность к неограниченному развитию, высшая степень активности чел-ка.
2. среда – окружение человека общие, духовные и материальные условия существования. Среда образует фенотип и индивидуальное психическое развитие. Микросреда (ближайшее к чел-ку окружение – семья,) уровень структуры отношений.
Неравномерность психического развития и ее причины
Акселерация – ускоренный темп развития:
1) физическая (причины – усиление солнечной радиации, улучшение медиц.обслуживания, миграция населения)
2) физиологическая – ускоренный темп созревания и омоложение болезней (причины – изменение хар-ра питания, усиление солнечной активности, экология, урбанизация).
3) психологическая
4) одаренность
Отстающее развитие:
1) олигофриния – умственная отсталость (стойкое необратимое недоразвитие функций вследствие поражения ЦНС на ранней стадии развития – до 2 лет. Причины – генетические факторы.Стадии олигофрении: дебильность, имбицильность, идиотия.
2) ЗПР – задержка психического развития – парциальное недоразвитие психических функций, носящее временной хар-р и преодолеваемое к подростковому возрасту, недоразвитие идет снизу вверх. причины и систематика:
- зпр конституционального генеза
- зпр соматогенного генеза (в рез-те соматических заболеваний)
- зпр психогенного генеза ( в результате нарушения условий воспитания)
- зпр церебральноорганич.генеза (.мозговая дисфункция, задержка Интеллектуального .и личностного развития)
3) педзапущенность – нарушение социализации
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения
очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал
воспитателю. Нужно сделать его своим другом, союзником, сотрудником. Это
кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"
Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...
Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника
В статье приводятся теоретические аспекты развития образовательного пространства учебного заведения....
КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ (Гильбух) Опросник «Мой класс»
Может использоваться во II - VII классах....
Возрастные этапы психологического развития личности.
Авторская таблица психологического развития от 0 лет до пожилого возраста....
Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах
Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах...
"Профессиограмма педагога музыкальной школы и некоторые аспекты технического развития учащихся".
Фундаментом техники пианиста является контакт с клавиатурой. В прошлые годы, выступая с методическим докладом "Работа с начинающими" и на проведённых открытых уроках я поделилась своим опыто...
Некоторые аспекты технологии развивающего обучения воспитанников шахматной игре.
То, что шахматы развивают умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитат...