«Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся».
статья по психологии на тему

Хумбун Айлана Аракчааевна

Тема: «Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся».

 

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшние дни состояние медико-физического, социально-психологического здоровья молодого поколения является актуальной проблемой и важным предметом государства. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность родителя, учителя и самого ребенка.

Мы живём в стремительно меняющемся мире. И актуальные вопросы психологии на сегодняшний день является – научить ребёнка самостоятельно регулировать свое поведения, эмоциональное состояние. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией. Поэтому важным эталоном для самосознании, самовоспитании, самореализации в будущем у детей обязательно нужно формировать и развивать адекватную самооценку. 

На данный момент в нашей школе работает федеральная стажировочная площадка по формированию экологии культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования. Главная направления этой работы - сохранение здоровья учащихся. И в рамках данной деятельности разработана программа психологического здоровья «Развитие адекватной самооценки учащихся».

Основной целью данной программы – формирование и развитие адекватной самооценки и достижения уровня самореализации учащихся.

Задачи данной программы:

·        развивать способности в самопознании, самовоспитании, самореализации;  

·        формировать и развивать социальное доверие;

·        повышение представлений учащихся о собственной значимости, ценности;

·        развитие социальных и коммуникативных навыков;

·        развитие внутренней активности учащегося;

·        перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь;

·        развивать уверенности и силы воли для реализации в создании своего «Я»;

·        обучить умению самостоятельно решать проблемы;

·        обучить детей способам снятия мышечного и эмоционального дискомфорта.

Для реализации данной программы применяем следующие формы работ для учащихся:

•      диагностика уровня самооценки учащихся,

•      уроки психологии для познания своего «Я»,

•      психологические тренинги для развития адекватной самооценки,

•      индивидуальные беседы, консультации с учащимися для развития навыкам регулирование своего состояния,

•      психологическое консультирование,

•      организация участие детей с низкой самооценкой в различных конкурсах и мероприятиях.

Для развития адекватной самооценки учащихся мы проводим просветительские, коррекционные, профилактические работы с родителями. Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». Поэтому здесь огромную роль играет уровень образования родителей.

  Поэтому мы проводим с родителями следующие формы работы:

·        просвещение родителей знаниями  о воспитании, обучении, развитии ребенка в семье,

·        психологические тренинги для развития толерантного отношения между членами семьи,

·        индивидуальные психологические консультации для формирования и развития навыков самопознания, самовоспитания, самореализации,  

·        групповые беседы для распространения навыков регулирования эмоционального состояния.  

И все эти формы работы проводятся нашей школе в

·        Родительском Университете школы «Заботливый родитель», 

·        Клубе «Материнская нежность»,

·        Клубе «Контакт»,

·        классных родительских собраниях,

·        индивидуальной консультации специалистов социально-психологической службы, и классных руководителей,

·        заседании профилактического совета.

Также проводятся работы с учителями (учителями-предметниками и классными руководителями).  Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько ролей, которые так называемыми выполняемыми функциями:

·        замена родителей;

·        власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

·        авторитетный источник знаний в определённой области;

·        старший товарищ и друг.

В формировании самооценки играет  огромную роль в школе учитель. 

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику,  веру в его возможности,  желание всеми способами помочь ему учиться. Поэтому для учителей проводим следующие формы работы:

·        просветительскую работу о повышении самооценки учащихся во время занятий,

·        индивидуальные консультации, рекомендации по работе с детьми с неадекватной самооценки,  

·        семинарское занятие для классных руководителей по созданию условия самораскрытию учащихся с низкой самооценкой,  

·        психологические тренинги для преодоления психологических барьеров, развитие толерантного отношения к себе;

·        диагностику личной самооценки.

И эти формы работы мы проводим в

·        еженедельных планерках,

·        семинарских занятиях учителей,

·        на уроках психолога для учителей,

·        на индивидуальном консультации.   

Развивая адекватную самооценку мы достигли у учащихся значительные количественные и качественные изменения  в следующих областях:

·        Повышение уровня учебной деятельности, 

·        Повышение уровень воспитанности,

·        Повышение уровня психологического здоровья: развития памяти, внимания, мышления, стабилизация уровня эмоционального состояния.

 

Мы ежегодно выявляем уровень адаптации учащихся 5 классов во время перехода в среднее звено.

Я хочу познакомить вас с результатами проведенных работ по выявлению адаптации пятиклассников в течении последних трех лет. В нем приняли участие пятиклассников  2012г. – 41, 2013г. – 42, 2014г. – 38.

 

Мы применяли методику Н.Г. Лускановой.

Осенью 2012 году всего пятиклассников было 41 учащиеся. Из них

·        2 учащиеся имели низкий уровень адаптации по школе, это 4,6% учащиеся из общего числа пятиклассников.

·        12 учащиеся имели средний уровень адаптации, это 27,6% пятиклассников.

·        28 учащиеся имели высокий уровень адаптации, это 67,8% учащиеся из общего числа пятиклассников.

Осенью 2013 году всего пятиклассников было 42 учащихся. Из них

·        3 учащиеся имели низкий уровень адаптации, это 7,2% учащиеся.

·        12 учащиеся имели средний уровень адаптации, это 28,8%.

·        26 учащиеся имели высокий уровень адаптации по школе, это 64% учащиеся из общего числа пятиклассников.

В конце октября месяца 2014 года всего пятиклассников было 38, из них

·        9 человек имели средний уровень адаптации, это 23,4% учащихся.  

·        29 учащихся имели высокий уровень адаптации, это 76,6% учащихся.

·        Низкий уровень адаптации ни у кого не проявлялось.

 

5 класс.

 Годы

Число учащихся по уровню школьной адаптации

Процент учащихся по уровню школьной адаптации

Всего учащихся

низкий

средний

высокий

 Годы

низкий

средний

высокий

Октябрь 2012г.  

42

2

12

28

Октябрь 2012г.  

4,6%

27,6%

67,8%

Октябрь 2013г.

41

3

12

26

Октябрь 2013г.

7,2%

28,8%

64%

Октябрь 2014г. 

38

0

9

29

Октябрь 2014г. 

0%

23,4%

76,6%

 

 

По выявлению школьной тревожности.

Также мы каждый год выявляем уровень тревожности пятиклассников в период перехода в среднее звено.

В 2012 году всего пятиклассников было 42, из них

·        6 учащиеся имели низкий уровень тревожности, это 13,8% из общего числа пятиклассников.

·        20 человек имели средний уровень тревожности, это 49,4% из общего числа пятиклассников.

·        16 учащиеся имели высокий уровень тревожности, это 36,8%.

В 2013 году всего пятиклассников было 41, из них

·        Пятеро имели низкий уровень тревожности, это 11,5%.

·        19 учащиеся имели средний уровень тревожности, это 49,4%.

·        17 учащиеся имели высокий уровень тревожности, это 39,1%.

В 2014 году всего пятиклассников 38, из них

·        пятеро имели низкий уровень тревожности, это 13,4%.

·        25 учащиеся имели средний уровень тревожности, это 65%.

·        8 учащиеся имели высокий уровень тревожности, это21.6%.

И вот по диаграмме мы видим, что в 2014 году уровень тревожности учащихся по школе корректируется. 

 

 

5 классы.  

 Годы

Число учащихся по уровню общей школьной тревожности

Процент учащихся по уровню общей школьной тревожности

Всего учащихся

низкий

средний

высокий

 Годы

низкий

средний

высокий

Октябрь 2012г.  

42

6

20

16

Октябрь 2012г.  

13,8%

49,4%

36,8%

Октябрь 2013г.

41

5

19

17

Октябрь 2013г.

11,5%

49,4%

39,1%

Октябрь 2014г. 

38

5

25

8

Октябрь 2014г. 

13,4%

65%

21,6%

 

 

 

 

 

Уровень образования учащихся начальной ступени (с 2 по 4 классы) за последние три года.

Уровень качества образования за первое полугодие 2014-2015 года  

 

С 2 по 4 классы. 

 

Годы

Уровень образования

Качество образования

2012-2013 у/г.  

 

 

2013-2014 у/г.

 

 

2014-2015 у/г. 1 полугодие. 

 

 

 

 

 

 

Интерпретации результатов анкеты «Я и мое здоровье».

 Также ежегодно проводим анкету «Я и мое здоровье». Целью анкеты являлась – выявления знания учащихся о вреде наркотиках, спиртных напитков, венерических заболеваний. И в этой анкете есть вопрос «Если хочешь быть модным, чем будешь заниматься?». И я хочу интерпретировать данный вопрос по годам.

 

1.     Если хочешь быть модным, чем будешь заниматься?

2012г. Данную анкету выполнили учащиеся с 2 по 4 классы.

·        Заниматься спортом – 31,6%

·        Хорошо учиться – 59,8%

·        Быть трудолюбивым – 8%

·        Не употреблять наркотики – 0,3%

·        Не употреблять спиртные напитки – 0,6%.

2013г. Приняли участие учащиеся с 5 по 11 классы.

·        Заниматься спортом – 31,3%

·        Хорошо учиться – 52,3%

·        Помогать родителям – 9,4%

·        Не курить – 3,8%

·        Участвовать в различных конкурсах, мероприятиях – 2,4%

·        Участвовать на фестивале «Салют Победа!» - 0,8%

2014г.

·        Заниматься спортом – 24%

·        Хорошо учиться – 42%

·        Порадовать родителей – 6%

·        Красиво петь – 1%

·        Участвовать в различных конкурсах, мероприятиях - 3,5%   

·        Правильно одеваться в школе, дома, повседневно – 3,5%  

·        Быть аккуратным – 4,5%

·        Всегда улыбаться – 3%

·        Быть приветливым – 10%  

·        Уважать других – 2,5%

 

По результатам этой анкеты я хочу сказать, что с годом дети начинают понять себя как индивидуальная личность, и начинают изучать свои способности, возможности, и повышается самооценка. Можно сказать, что дети уже начали понимать, что человек может себя показать не только в области учебной деятельности, но и культурой своего поведения. И конечно с помощью развития адекватной самооценки дети начинают

·        любить жизнь,

·        знать свои возможности,

·        развивать свои способности,

·        учитывать свои достоинства,

·        любить самих себя,

·        уважать других,

·        регулировать себя в решении вставленных задач,

·        стабилизирует независимость,

·        будут удовлетворенными собой.  

 

С помощью развития адекватной самооценки мы можем достичь различные направления профилактической, коррекционной работы:

·        профилактика суицидального поведения,

·        профилактика правонарушения,

·        профилактика злоупотреблению ПАВ,

·        коррекция агрессивного поведения,

·        коррекция межличностных отношений сверстников,

·        коррекция детско-родительского отношения.  

 

Поэтому считаем, что роль развития адекватной самооценки – важный процесс для современного школьника. Высокий уровень развития самосознания школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Потребность в самоопределении побуждает школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе. Дети стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Однако самовоспитание школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать школьнику те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как школьник будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных    способностей и не только. Школьник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию  стремления к самовосприятию.  Дети будут считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей".

Презентация для психологического семинара с учителями....

Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности  обозначена глубокая...

Презентация "Педагогическое общение на уроках ИНО, способствующее сохранению психологического здоровья учащихся"

Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в У...

Рекомендация для родителей "Для развития адекватной самооценки у ребенка"

Нередко дети, особенно попадая впервые в детский коллектив, начинают оценивать себя ниже, чем это есть на самом деле: чувствуют себя хуже других, начинают сравнивать себя с другими детьми и находить в...

Презентация " Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании".

Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании. Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся? В этой презентации рассмотрены такие школьные проблемы,...

Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей.

В данной презентации рассказывается как сохранить психологическое здоровье учителей и учащихся. Дается понятие психогигиены. Ее задачи и принципы. Какие негативные факторы влияют на психологическое зд...