Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.
статья по психологии ( класс) на тему

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emots._vygoranie_pedagogov.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Людмила Александровна

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №43

Город Белгород

Эмоциональная и психическая устойчивость.

Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В последнее время особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В образовательных учреждений возникает проблема между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния которые проявляются в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению стрессов, а, следовательно, невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим работа по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Что такое стресс?

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20-21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – стресс.

К стрессу приводят не только служебные и семейные перегрузки, это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. Стресс как защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем». Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация порой взбадривает и придает сил. Некоторые вянут и без стресса, но большинство справляется с ним какое-то время, и если вовремя не помочь, он впоследствии приводит к психическому и физическому расстройству. Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы стресс ими управлял.

Признаки стресса.

  1. Физический (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.п.).
  2. Эмоциональный (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.п.)
  3. Поведенческий (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.п.)

Многие из перечисленных выше состояний являются незначительными раздражителями, но со временем могут усиливаться и под действием стресса могут привести к серьезным заболеваниям. По стрессам «Группу риска» составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Опустошение педагога особенно опасно, так как отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения. В педагогической среде понятие «профессиональный стресс» связано с понятием «синдром эмоционального выгорания». К состоянию эмоционального выгорания можно отнести: мысли, чувства, действия.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания. Важнейшим фактором синдрома эмоционального выгорания можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются  ситуации социального сравнения. Как правило, такие люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим его этапом может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний. Однако внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества. В организации работы учреждения может быть неэффективный стиль руководства. Уровень эмоционального выгорания всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности.

Следующий момент – это отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального выгорания.

Как избежать эмоционального выгорания? Успех в данном вопросе считается трудным и зависит от собственного желания и позитивного настроя.

Первым этапом должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана объективными причинами – работой в сфере человек-человек.

Второй этап это осознание и принятие педагогами своего страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Как часто мы наблюдаем у себя такие страхи. Это может быть острое реагирование на претензии родителей, даже при понимании того, что ты действовал абсолютно правильно. Это может быть глубокое переживание ситуации, когда класс плохо справился с контрольной работой.

Третий этап. Он должен быть долговременным. Сюда входит работа по сплочению коллектива. Только когда в коллективе атмосфера безопасности, можно проводить тренинги, основное содержание которых будут составлять упражнения на эмоциональное поглаживание и направленные на гармонизацию естественного внутреннего состояния.

Основные моменты, которые могут вызвать стресс и эмоциональное выгорание

  1. Неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для каких-либо дел, спешка.
  2. Конфликт с начальством или коллегами.
  3. Недостаточная квалификация.
  4. Чувство перегруженности работой, переутомляемость.
  5. Слишком высокая или слишком низкая ответственность.
  6. Скука и т.д.

Наиболее распространенным средством разрешения данной проблемы является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в ВУЗе, быстро устаревают. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье. Еще одно средство регуляции эмоционального состояния – психокоррекция. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям, для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений, для предупреждения и разрешения конфликтов. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Способы регуляции организма.

  1. Никогда не страдай в одиночку, поговори с тем, кому доверяешь – с подругой, с котом.
  2. Прими теплый душ, расслабься. Шум воды успокоит.
  3. Тщательно проанализируй ситуацию – там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию, жизнь).
  4. Используй все виды терапии: музыка (тихая, негромкая, любимая), природотерапия, ароматерапия, цветотерапия, трудотерапия (вымой посуду, пол), лечение сном, массаж, разрядка эмоций (вслух или письменно), частое мытье рук, приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе.
  5. Способы, связанные с управлением дыханием, тонусом мышц, движением (возможно по различным методикам).
  6. Способы, связанные с воздействием слова (самоприказы, самопрограмирование, самоодобрение, самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки со стороны, так ищите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не меньше 3-5 раз.
  7. Лекарственные настои.
  8. Правильное питание.
  9. Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.)

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать свое время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведет к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать свое время. Необходимо, чтобы работа не поглощала все ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
  • Улыбка. Улыбка всегда обезоруживает человека в его негативном отношении к вам, поэтому, выходя из дома, не забудьте «положить в карман» улыбку и надевать ее при каждой сложной жизненной ситуации.

Упражнения на тренингах используются самые разнообразные:

  1. На знакомство и выявление ожиданий участников.
  2. Упражнения на сплочение группы и формирование доверия.
  3. Упражнения на осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами, освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
  4. Упражнения на выяснение способов управления своими эмоциями.
  5. Дыхательные, звуковые гимнастики, снятие мышечных зажимов, излишнего напряжения.
  6. Упражнения на гармонизацию психофизических функций.
  7. Упражнения на снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей.
  8. Упражнения на развитие позитивного самовосприятия.
  9. Упражнение на установление обратной связи.

Упражнения, которые можно использовать на тренингах по снятию синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

  1. Упражнение «Ситуации».

«Первая фраза»

Вы идете по школьному коридору. Вам навстречу движется знакомый педагог, коллега по работе. Вы видите, что с ней что-то не так, какова будет ваша реакция на неблагоприятное, на ваш взгляд, состояние коллеги? А точнее, какова будет ваша первая фраза? (происходит обсуждение).

Чтобы в ходе разговора не остаться «внутри себя», переживая только собственные состояния и настроения, необходимо, приближаясь к коллеге, внимательно посмотреть на ее лицо, походку, почувствовать ритмику ее движения, надо выйти за границы своего «Я» и приготовиться понять «Я» другого человека. Пусть ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию вашей собеседницы. Например, вы скажете: «Ты прекрасно выглядишь! Как это тебе удается?» - эта фраза будет уместна в том случае, если ваша коллега пребывает в хорошем расположении духа. Вы можете начать беседу и так: «Ты куда-то спешишь? Как у тебя дела?» возможно, вы увидите расстроенное лицо вашей собеседницы. Тогда ваша первая фраза будет следующей: «Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?»

«Марья Ивановна»

Представьте себе ситуацию вашего неприятного разговора, например с завучем, условно названным Марья Ивановна. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается. Ваши предложения.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того, чтобы насильственным образом вычеркивать Марью Ивановну из собственной памяти, попытайтесь наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марьи Ивановны. Подражайте ее походке, манере вести себя, проиграйте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Это так называемый метод интроспекции – человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства другого человека, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но здесь важна объективность, возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. Через несколько минут такой игры вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марье Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что вы не замечали раньше. То есть вы сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда вы придете на работу. Марья Ивановна с удивлением почувствует, что вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

  1. Упражнение «Кинопроба»  (на развитие чувства собственной значимости).
  • Перечислите 5 моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
  • Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
  • Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но…» и дополните фразу словами о своем достижении.

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями? Как вам кажется, в момент вашего выступления, что испытывали другие? Почему?

  1.  «Звуковая гимнастика» (укрепление духа и тела)

Войдите в  спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – на щитовидную железу;

И – на мозг, глаза, нос, уши;

О – на сердце, легкие;

У – на органы, расположенные в области живота;

Я – на работу всего организма;

М – на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

  1. «Дружественная ладошка». Участникам нужны листки бумаги.

Обведите контур своей ладошки любым цветом и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно носить позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость от наших встреч, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент!

Список литературы

  1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома про фессионального выгорания педагогов : автореф. ... канд. психол. наук : 19.00.01. – Хабаровск, 2007. – 23 с.
  2. Зеер Э. Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующий фактор становления личности студента // Формирование профессионально-педагогической направленности личности инженера-педагога. – Свердловск, 1987. – С.3-16.
  3. Козиев В. Н. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка // Творческая направленность деятельно-сти педагога. – Л., 1978. – С.37-51.
  4. Колесникова Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. – Новосибирск, 1985. – С.67.
  5. Колесникова М. Г., Резников М. А. Изучение готовности учителя физической культуры к валеологической работе со школьниками // Спорт и здоровье : материалы Первого международ. науч. конгр., 9– 11 сент. 2003 г., Россия, Санкт-Петербург / СПб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. – Т. 1. – С.233-234. 6. Мартынова Т. Н., Бусовикова О. П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятель-ности социальных работников // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С.41. 7. Панова Н. В. Педагогическое долголетие : моногр. – СПб.:

  1. СПбАППО, 2007. – 442 с.

  1. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. – №3 (Т.23). – С.85-95. 9. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с. 10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.:

Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. – C.394-399.

11. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – 2003. - №36. – С.18-23. 12. Шейной В. П. Психология влияния. – М.: Ось, 1989. – С.348. 13. Freudenberger, H. J. (1974) Staff burn-out. Journal of Social Issues, Vol. 30. – P. 159-166.

14. Климович А. Н. Практическое занятие на тему «Развитие толерантности педагогов к кризисным ситуациям» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006-2007 : сайт / Издат. дом «Первое сентября» [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september. ru/index.php?numb_artic=416235.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и помощь при синдроме эмоционального выгорания педагогов

Профилактика и помощь при синдроме эмоционального выгоранияВнешние и внутренние условия  профессионального «выгорания»Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгоранияПрофилак...

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Тренинг для педагогов школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...