Комплексная программа по профилактике правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему

карпова светлана сергеевна
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер. В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье-сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. С этой целью разработана программа «Здоровье - наш выбор!». Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_po_profilaktike_pravonarusheniy2_.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.

 В  России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.

Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.

Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти  привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье-сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. С этой целью  разработана программа «Здоровье - наш выбор!». Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики.

Паспорт программы

Название программы

Комплексная программа по профилактике правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними

Разработчик

Карпова Светлана Сергеевна, педагог-психолог

Заказчик

Управление образования администрации МО ГО «Усинск»

Цель программы

Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, курительных смесей, становление отрицающей позиции по отношению к наркотикам, курительным смесям и алкоголю у большинства учащихся.

Задачи программы

Основные задачи:

  • предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
  • сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
  • помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ.

Направленность программы

Социально-педагогическая

Участники программы

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, представители субъектов профилактики, учащиеся классов, родители.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Осуществление  программных мероприятий  обеспечит создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, суицидальных рисков среди несовершеннолетних, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе 

Основные законодательные и нормативно-правовые акты

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;

- Законы Российской Федерации:

  • «Об образовании» с внесёнными изменениями и дополнениями;
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;
  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

- Устав МБОУ «СОШ №5» г. Усинска.

- Программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди учащихся МБОУ «СОШ №5» г. Усинска.

- Положение о профилактическом Совете.

“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни). Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ. Антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода. Наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призвана помочь данная программа.

Целями первичной профилактической деятельности в школе являются:

  • Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
  • Сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Таким образом, стратегическим приоритетом  первичной профилактики, которая ориентирует не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики  личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенка, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
  • Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
  • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
  • актуальность – содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о наркотиках и алкоголе и формирование отношений к ним;
  • опережающий характер – целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
  • конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию – важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • при организации педагогической профилактике должен соблюдаться принцип запретной информации – полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, курительных смесей, становление отрицающей позиции по отношению к наркотикам, курительным смесям и алкоголю у большинства учащихся.

Помимо блока целеполагания и организации в программу вошли следующие группы структурных компонентов:

  • действия, направленные на школьную среду в целом;
  • действия, направленные на детей группы риска;
  • действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков, курительных смесей, алкоголя.

Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Программа сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает весь период обучения ребенка в школе.

Цели:

  • привлечь внимание учащихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);
  • оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.

Основные задачи:

  • предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
  • сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
  • помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ.

В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:

1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Программа профилактики состоит из трех этапов. В ее основу положены возрастные периоды закладки аддиктивного поведения детей.

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗАКЛАДКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У аддиктивного поведения есть несколько этапов закладки.

1 этап - познавательный (период ориентации). Он приходится на возраст 3-5 лет. Ребенок знакомится с ситуациями употребления алкоголя и табакокурения окружающими его взрослыми людьми. Кроме того, что он видит, как это делает взрослое окружение, часто сам становится пассивным курильщиком.

Промежуток между 1 и 2 этапами называется установкой на “первую пробу”.

2 этап - этап тайного пребывания. Ребенок в 8-9 лет начинает четко анализировать ситуацию поведения окружающих. Он видит, как взрослые, выпив, становятся “детьми”. Начинают его замечать, шутить с ним, играть в его игры, что им и в голову не придет делать в трезвом состоянии.

Вывод: попробовав алкоголь, стану взрослее.

3 этап - импровизированного застолья. 12-14 лет - дни рожденья с алкоголем без присутствия родителей. Этот период совпадает с периодом полового созревания. Период неустойчивого гормонального выхода, когда все полученные эмоции особенно сильно запоминаются. Это период, когда дети одного класса делятся на отдельные группировки, и здесь очень важно, кто лидер этой группировки.

4 этап приходится на подростковый возраст 14-17 лет “формирования круга друзей”. Здесь, как правило, и школа, и родители принимают самое активное участие, но, зачастую, не в нужном направлении. Детей переводят в другие школы, формируют спецклассы и, подчас, эти новые группировки вносят разнообразие в аддиктивное поведение. Если подросток из некурящей группы перешел в курящую, из непьющей в пьющую, то вероятность того, что он не начнет курить или употреблять алкоголь очень низка.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

этапы

возраст

характеристика

I

6-9 лет

 

 

9-11 лет

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля.

Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.

II

11–13 лет

Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).

III

14–17 лет

Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!”

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

План мероприятий с учащимися, родителями, педагогами по профилактике:

- правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

- суицидального проявления у детей и подростков;

- злоупотребления ПАВ и наркотических веществ.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений.

Май, сентябрь

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

2

Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям:

  • Сбор сведений и обновление данных социальной карты класса;
  • Обследование жилищно-бытовых условий детей из многодетных семей, семьи группы «риска», состоящих на разных видах учета;
  • Выявление учащихся, не посещающих занятия без уважительной причины, нарушений правил поведения и Устава школы;
  • Выявление и анализ причин, приводящих к прогулам

Сентябрь

Сентябрь

Ежедневно

По мере  выявления

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

3

Ранее выявление безнадзорных, беспризорных детей, а также несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, употреблению токсических и наркотических средств, алкоголя.

Выявление семей асоциального типа, принятие мер к родителям, не исполняющим обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Постоянно

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

4

Организация и проведения социально-педагогического мониторинга по выявлению детей и подростков «группы риска»

Сентябрь - май

Социальный педагог, педагог-психолог

5

Создание банка данных о детях «группы риска»

Сентябрь - май

Социальный педагог, педагог-психолог

6

Систематическая работа с детьми, требующими особого педагогического внимания

Ежедневно

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

7

Контроль за посещаемостью уроков

Ежедневно

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

8

Участие в проведении профилактических операций и акций: «Подросток», «Контакт», «Внимание – дети!, «Полиция и дети», «Каникулы», «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации», «За здоровый образ жизни», в проведении «Дней профилактики.

По плану ВР классного руководителя

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

9

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся

По мере  выявления

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

10

Использование возможностей дополнительного образования, спортивных секций, общественной работы

Постоянно

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

11

Посещение на дому семей асоциального типа.

Постоянно

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

12

Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей по профилактике

3 триместр

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

Профилактическая работа с учащимися

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

1

Организация работы спортивных кружков + кружков доп.образования

В течение года

2

Классные часы, беседы, формирующие у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни»:

1.Классный час «Ты не один» - 5 класс

2. Диспут «Зачем на земле этой вечной живу?» 7-8 класс

3. Классный час «В чём смысл жизни» 9-11 класс.

В течение года

3

Классные часы, беседы:

- «Правонарушение – это преступление?;

- Поступки и проступки;

- Правозащитные организации

В течение года

4

Оформление информации на стенде о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь

Сентябрь

5

Декада правовых знаний (по отдельному плану)

Ноябрь

6

Выступление специалистов (психолога, нарколога, представителей наркоконтроля) по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, наркомании, токсикомании, алкоголя, табакокурения, суицидального проявления у детей и подростков

По отдельному плану

7

Тематические выставки в библиотеке

В течение года

8

Месячник безопасности дорожного движения

 (по отдельному плану)

Сентябрь

9

Профилактическая акция «Полиция и дети», «Каникулы»

(Приложение №3)

Октябрь, ноябрь, январь, февраль, апрель

(по отдельному плану)

10

Акция «Молодежь Усинска-за здоровый город!»»

Октябрь

 (по отдельному плану)

11

Межведомственная профилактическая операция «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации!»»

 (по отдельному плану)

12

Реализация проекта «Солдаты Усинских школ» Вахта памяти

Сентябрь, февраль,

апрель, май

13

Мероприятия по реализации межведомственной профилактической акции «Контакт», «Подросток»

Сентябрь

14

Выставка творческих работ «Я люблю тебя, жизнь!»

Январь

Апрель

15

«Не сломай свою судьбу» - Всемирный день борьбы со СПИДом

Декабрь

16

Первенство школы по волейблолу, пионерболу, баскетболу, футболу

В течение года

17

Спортивно-патриотическая игра «Орленок – 2015»

В течение года

18

Новогодние праздники

Акция «Сказки нашего двора»

Декабрь

Январь

19

Декада по патриотическому воспитанию:

- классные часы «Растим патриотов России»,

- «Слава тебе, Солдат-победитель!»

- конкурсы рисунков и стихов «Патриот России»,

- строя и песни (для кадетских классов)

Спортивно-патриотическая игра «Орленок-2015» (финал)

Уроки мужества

Ноябрь

Февраль

20

Спортивно-развлекательная программа «Супер-команда 2015»

Февраль

21

Всероссийская акция «Я – гражданин России»

Февраль

22

Выставка «Наши достижения»

Апрель

23

Школьная ярмарка

Сентябрь

Апрель

24

Парад классов

Апрель

25

Фестиваль школьного творчества «Салют, Победа!»

Май

26

Последний звонок

Май

Профилактика суицидального проявления у детей и подростков

1

Выступление специалистов (психолога, нарколога, представителей наркоконтроля) по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, наркомании, токсикомании, алкоголя, табакокурения, суицидального проявления у детей и подростков

По отдельному плану

2

Благотворительная ярмарка «Дары осени»

Сентябрь

3

Классные часы «Как прекрасен этот мир…»

«Не навреди здоровью своему»

«Что значит: быть здоровым человеком?» 1-4 класс

«О тебе и вредных привычках» 5-7 класс»

«Умей сказать – нет!» 8-11 класс

«Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом

(профилактика суицидального поведения детей-подростков)

в течение года

(по запросу классных руководителей)

4

День правовых знаний

Ноябрь

5

Акция «Молодежь Усинска за здоровый город»

Октябрь

6

Реализация проекта «Солдаты Усинских школ»

Вахта памяти

Сентябрь, февраль,

апрель, май

7

Реализация мероприятий в рамках акции «Каникулы» «Полиция и дети»

во время каникул

8

Выставка творческих работ «Я люблю тебя, жизнь

Январь

Апрель

9

«Не сломай свою судьбу» - Всемирный день борьбы со СПИДом

Декабрь

10

Первенство школы по волейблолу, пионерболу, баскетболу, футболу

В течение года

11

Мероприятия по реализации межведомственной профилактической акции «Контакт», «Подросток»

Сентябрь

12

Декада по патриотическому воспитанию:

- классные часы «Растим патриотов России»,

- «Слава тебе, Солдат-победитель!»

- конкурсы рисунков и стихов «Патриот России»,

- строя и песни (для кадетских классов)

Спортивно-патриотическая игра «Орленок-2015» (финал)

Уроки мужества

Ноябрь

Февраль

13

Проведение дней здоровья с привлечением родительского актива и специалистов (психологов, нарколога)

в течение года

14

Реализация мероприятий в рамках акции «Каникулы» «Полиция и дети»

(Приложение №3)

во время каникул

15

Выставка творческих работ «Я люблю тебя, жизнь

Январь

Апрель

16

«Не сломай свою судьбу» - Всемирный день борьбы со СПИДом

Декабрь

17

Первенство школы по волейблолу, пионерболу, баскетболу, футболу

В течение года

18

Диагностика тревожности, депрессивного состояния подростков

В течение года

Профилактика злоупотребления ПАВ и наркотических веществ

1

Выступление специалистов (психолога, нарколога, представителей наркоконтроля) по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, наркомании, токсикомании, алкоголя, табакокурения, суицидального проявления у детей и подростков

По отдельному плану

2

Тематические выставки в библиотеке

В течение года

3

Спортивно-патриотическая игра «Орленок-2015»

В течение года

4

Новогодние праздники

Акция «Сказки нашего двора»

Декабрь

Январь

5

Профилактическая акция «Полиция и дети», «Каникулы»

Октябрь, ноябрь, январь, февраль, апрель

(по отдельному плану)

6

Акция «Молодежь Усинска-за здоровый город!»»

Октябрь

 (по отдельному плану)

7

Межведомственная профилактическая операция «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации!»

 (по отдельному плану)

8

Спортивно-развлекательная программа «Супер-команда 2015»

Февраль

9

Викторина «Груз вредных привычек» 5-8 класс

Октябрь-ноябрь

10

Урок-игра «Хозяин судьбы»

9 класс

Март

11

Диспут «В плену иллюзий»

7-11 класс

Ноябрь

12

Выставка «Наши достижения»

Апрель

13

Школьная ярмарка

Сентябрь

Апрель

14

Встреча с инспектором ОПДН (Потапенко Л.Н.)

В течение года

Профилактическая работа с родителями

1

Проведение дней здоровья с привлечением родительского актива и специалистов

Сентябрь

Апрель

2

Родительские собрания:

  1.  «О родительской любви»;
  2. «Проблема вредных привычек у детей»;
  3. «Профилактика суицида среди подростков. Как избежать беды?»;
  4. «Поощрение и наказание. Хочу, можно, нельзя, надо»

В течение года

3

Выступление специалистов по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, наркомании, токсикомании, алкоголя, табакокурения, суицидального проявления у детей и подростков

По отдельному плану

4

Акция «Сказки нашего двора»

Январь-февраль

5

Реализация проекта «Солдаты Усинских школ» Вахта памяти

Сентябрь

6

Спортивно-развлекательная программа «Супер-команда 2015»

Февраль

7

Выставка «Наши достижения»

Апрель

8

Школьная ярмарка

Апрель

9

Парад классов

Апрель

10

Беседа «Общение родителей с детьми и его влияние на развитие моральных качеств ребенка»

Сентябрь

11

Участие в совете профилактики

В течение года

(по плану соц.педагога)

12

Разработка рекомендаций для родителей «Что же делать, если вы заметили склонность к суициду»

март

13

Индивидуальные консультации с родителями, дети которых показали повышенную и высокую степень тревожности

В течение года

Работа с педагогическим коллективом

1

МО классных руководителей «Учимся предотвращать и разрешать конфликты»

Ноябрь

2

Методический материал по профилактике ПАВ в школе:

- консультация для родителей по профилактике ПАВ

- буклет за ЗОЖ

- папка с рекомендациями (анкеты для родителей и детей, родительские собрания, классные часы, лекции для родителей и детей)

(Приложение№6)

В течение года

3

Методический материал по профилактике суицида в школе:

- консультация для родителей «Суицид», «Что же делать, если вы заметили склонность к суициду»

- буклет «Суицид»

- буклет «Как предотвратить суицид»

- папка с рекомендациями «Дети «группа риска» (суицид)» (анкеты для родителей и детей, родительские собрания, классные часы, лекции для родителей и детей)

В течение года

4

МО классных руководителей «Меры по профилактике суицидального поведения детей-подростков

По плану соц.педагога

5

Выступление специалистов по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, наркомании, токсикомании, алкоголя, табакокурения, суицидального проявления у детей и подростков

По отдельному плану

6

Тренинг «Методы и приемы работы с подростками по профилактике употребления ПАВ»

По отдельному плану

7

Консультации для классных руководителей по итогам диагностики  шкала тревожности

Октябрь

8

Обеспечение методической литературой

В течение года

9

Консультации для педагогов:

«Мотивы плохого поведения»;

«Алкоголизм взрослых и детей»;

«Россия и наркотики»;

«Факторы, способствующие употреблению детей психоактивных веществ» (Приложение 4)

В течение года

10

Выступление на МО кл. руководителей с обзором документов:

- Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера);

- Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»);

- Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),

нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав.

По плану соц.педагога

Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ:

Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.  

Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.  

 Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.  

 Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.  

 Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.  

 Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.  

 Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.

 “Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.  

 Сказкотерапия – Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных “антинаркотических барьеров”, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.

 Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.  

Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”), адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.  

 Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.

 Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.  

Тренинговые программы, применяемые в профилактической работе

Возрастная группа

Название тренинговой программы

Основные цели и задачи тренинговой программы.

Младшее звено

1-2 класс

“Введение в школьную жизнь”

  1. Создание благоприятных условий для развития личности.
  2. Профилактика и коррекция социально-психологической дезадаптации
  3. Развитие эмоциональной сферы.
  4. Формирование навыков самопознания и эффективного общения.

1-2 класс

“Учимся быть внимательными”

  1. Развитие основных свойств внимания (концентрации, распределения, переключения, объёма);
  2. Формирование навыков самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;
  3. Обучение ребят регулированию своего эмоционального состояния путём релаксации (расслабления).

Среднее звено

5 класс

Самосовершенствование личности

  1. Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
  2. Развитие умения слушать других людей.
  3. Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
  4. Обучение способам внутреннего самоконтроля.
  5. Формирование позитивной моральной позиции.

6 класс

Самосовершенствование личности

(Приложение 2)

  1. Обучение подростков обозначению своих личных границ и уважению границ другого человека.
  2. Обучение способам выражения чувств.
  3. Формирование уважительного отношения к чувствам других людей.
  4. Повышение самооценки подростков.
  5. Отработка навыков взаимодействия и уверенного поведения.

7 класс

Самосовершенствование личности

  1. Повышение общей социально-психологической адаптированности учащихся.
  2. Развитие коммуникативных навыков.
  3. Формирование навыков социально приемлемого самовыражения.
  4. Развитие самоконтроля.

8 класс

Самосовершенствование личности

  1. Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
  2. Развитие умения слушать других людей.
  3. Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
  4. Обучение способам внутреннего самоконтроля.
  5. Формирование позитивной моральной позиции.

9 класс

Самосовершенствование личности

  1. Повышение общей социально-психологической адаптированности учащихся.
  2. Развитие коммуникативных навыков.
  3. Формирование навыков социально приемлемого самовыражения.
  4. Развитие самоконтроля.

Старшее звено

9 класс

“Мой жизненный выбор”

  1. Профилактика и коррекция социально-психологической дезадаптации.
  2. Развитие личности старшеклассников.
  3. Развитие ценностно-смысловой сферы.
  4. Повышение общей успешности учащихся.

9-11 класс

Подготовка к экзаменам

  1. Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
  2. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций
  3. Повышение самооценки.
  4. Развитие коммуникативных навыков.
  5. Формирование позитивного отношения к своему народу.

Мониторинг

учащихся, состоящих на профилактических учетах по правонарушению, употреблению спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств за последние 3 года

На 10.10.2012

На 10.10.2013

На 10.10.2014

школа

кпдн

опдн

школа

кпдн

опдн

школа

кпдн

опдн

1

правонарушения

15

15

15

9

9

9

8

8

8

2

употребление спиртных напитков

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

употребление курительных смесей и наркотических веществ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Заключение: снижение числа учащихся, совершивших правонарушения, употребленья спиртных напитков и курительных смесей.

Используемая литература:

1.   Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.

2.   Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.

3.   Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.

4.   Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.

5.   Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.

6.   Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.

7.    Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.

8.    Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.

9.    Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.

10.  Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.

11.   Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

Рекомендуемая  литература:

       1. Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. М., Ребус, 1994.

       2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., Генезис, 2001.

       3. Леви В.А. Искусство быть собой. М., Знание, 1991.

       4. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и     учителя.7-11 классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.

       5. Белогуров  С.Б. "Популярно о наркотиках и наркоманиях" – М., СПб, 1998

       6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000

       7. Битенский  В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев .1988

       8. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени». // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000

       9. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского  -М., 1994

       10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997

       11. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. – М., 1993

       12. Легальные и нелегальные  наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996

       13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991

       14. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995

       15. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. № 8.2000 г.

       16. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.

       17. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на–Дону, 2001.

         18. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997

         19. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000

         20. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998

         21. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования эдорового жизненного стиля. // Работающие программы. Выпуск 5.М., 2000.

         22. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999

         23. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- М., 1999

         24. Шаг за шагом от наркотиков. // Книга для родителей, СПб., 1999

         25. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ГБОУ СОШ №684 НА 2012- 2015 ГГ.

Рост употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи, сложные жизненные обстоятельства, социально неблагополучное окружение, отсутствие возможности позитивной самореализации, заниженный...

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних на 2010-2015 г. "Я и моё будущее"

Программа по профилактике правонарушений может служить пособием для написания собственных программ. Данная программа участвовала в городском конкурсе "Организация профилактической работы В ОУ Санкт-Пе...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Цель программысоздание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности, правонарушений...

Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...

Комплексная программа по профилактике правонарушении, безнадзорности, беспризорности, преступлении, правонарушении и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в МБОУ "Сосьвинская СОШ" "К Успешной личности" на 2018-2023 г.г.

Содержание программы.Программа содержит 4 блока:организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися и их родителями.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...