Адаптационное занятие для 10-го класса «Снятие тревожности у десятиклассников в период адаптации»
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему

Цель: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы. Формирование сплочения коллектива

Задачи:

·         обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

·         способствование повышению самооценки участников группы;

·         способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся;

·         формирование групповых норм партнерского общения;

·         формирование навыков взаимодействия в команде (группе);

·         развитие чувства «мы”; внутреннего единства класса;

·         способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.

 

            Психолог. Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на занятии. Сегодня наше занятие пройдет в форме тренинга. Тренинг это не урок и не лекция, это игра цель которой - дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других, т.е. “себя показать и других посмотреть”. А каждая игра нуждается в правилах.

Выработка правил группы

Цель. Обсудить и принять правила группы  как основы работы в тренинге.

1.      Доверительный стиль общения.

2.      Искренность в общении

3.      Конфиденциальность всего происходящего в группе.

4.      Во время занятий каждый стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым работает вместе. Члены группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

5.      При обсуждении происходящего в группе оценивают не участника, а только его действия и поведение. Поэтому вместо высказывания типа: “Ты мне не нравишься” используется: “Мне не нравится твоя манера общения”.

6.       Как можно больше контактов и общения с разными людьми. У каждого человека есть определенные симпатии, но общаться во время занятий мы стремимся со всеми членами группы, особенно с теми, кого меньше всего знаем.

7.       Активное участие в происходящем.

8.       Уважение к говорящему.

 

Упражнение «Приветствие»

          Цель. Дать возможность участникам почувствовать, что доброжелательное общение дает ощущение радости и счастья. Насколько успешно оно будет построено, зависит, прежде всего, от желания человека. Главное стремиться к общению, и тогда преодолимыми становятся барьеры.

          Материал. Карточки с приветствиями на разных языках по числу участников группы (приложение 1).

          Инструкция. Каждый участник получает карточку, на которой написано приветствие на одном из языков мира. По команде ведущего участники в хаотическом порядке начинают здороваться друг с другом, употребляя приветствие на предложенном языке. Участники могут подкрепить словесное приветствие пожатием рук (Можно по очереди поприветствовать друг друга).

  Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Настроились на работу?

 

Упражнение «Незаконченное предложение»

          Цель. Развивать умение к самоанализу, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологический дискомфорт.

          Инструкция. Закончить предложение. Не надо долго задумываться, говорите то, что первое пришло вам в голову.

          Десятый класс для меня – это…..

          Рефлексия. Было ли что-то, что позволило взглянуть по – другому на вашу роль в десятом классе? Было ли что-то неожиданным? Было ли трудно закончить предложение?

 

 

Притча «Два волка»

          Инструкция. Просмотр притчи и её обсуждение.

          Рефлексия. О чем притча заставила задуматься?

          Как можно объяснить слова старого индийца «Побеждает тот волк, которого т кормишь»?

          Ведущий. Каждый человек способен вскормить в себе решительного и нерешительного и т.п. волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем вам пожелать вырастить правильного волка, развивать себя.

 

Упражнение «Три вопроса»

          Инструкция. Группа делиться на 3 подгруппы (деление по принципу 1ый,2ой,3ий используя название цвета). Каждая подгруппа занимает место за одним из столов и отвечает на вопрос (приложение 2). Затем по хлопку ведущего подгруппа меняется местами с другой подгруппой и отвечает на следующий вопрос и т.д. Каждая подгруппа отвечает на 3 вопроса: в каких ситуациях ты больше всего испытываешь тревогу? Когда ты испытываешь тревогу, что происходит с твоим телом, поведением? Предложите способы снятия тревоги и восстановление своих жизненных сил.

          По завершению упражнения учащиеся занимают свои места в кругу, и идет обсуждение.

Рефлексия. Какой способ снятия показался вам наиболее подходящим?

 

Упражнение «Покажи»

          Инструкция. Группе разделиться на две команды подгруппы (деление по принципу 1ый,2ой  используя время суток: день, ночь). Используя всех участников команды, необходимо изобразить: оркестр, электричку, болельщиков, команда, которая выиграла, крутых зайцев, одиноких волков, сумасшедших куриц, зрителей.

          Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Что было сложно показывать или отгадывать? Что больше всего понравилось? Что удивило?

         

Упражнение «Найди свою звезду»

            Материал. Звездное небо заранее нарисованное на ватмане; ножницы; листочки форматом А4 или белый картон; фломастеры, карандаши, краски; клей или магниты.

            Инструкция. Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

            А теперь представьте себе звездное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

            Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напоминала о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

            Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережено положите перед собой, рассмотрите поближе и постараётесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

            А теперь проведите ладонями по ногам через колени к ступням, и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите ее на наше звездное небо.

            Старшеклассники вырезают, а затем приклеивают свои звезды на ватман.

            И теперь звезды будут нам светить, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как мы с вами.

  Рефлексия. Как Вы себя  теперь чествуете? Удалось ли вам, что-то представить?

           

             

Рефлексия. Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Чтобы вы хотели пожелать себе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптационное занятие для 10-го класса

«Снятие тревожности у десятиклассников в период адаптации»

Цель: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы. Формирование сплочения коллектива

Задачи:

  • обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
  • способствование повышению самооценки участников группы;
  • способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся;
  • формирование групповых норм партнерского общения;
  • формирование навыков взаимодействия в команде (группе);
  • развитие чувства «мы”; внутреннего единства класса;
  • способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.

        Психолог. Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на занятии. Сегодня наше занятие пройдет в форме тренинга. Тренинг это не урок и не лекция, это игра цель которой - дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других, т.е. “себя показать и других посмотреть”. А каждая игра нуждается в правилах.

Выработка правил группы

Цель. Обсудить и принять правила группы  как основы работы в тренинге.

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Искренность в общении
  3. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  4. Во время занятий каждый стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым работает вместе. Члены группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
  5. При обсуждении происходящего в группе оценивают не участника, а только его действия и поведение. Поэтому вместо высказывания типа: “Ты мне не нравишься” используется: “Мне не нравится твоя манера общения”.
  6.  Как можно больше контактов и общения с разными людьми. У каждого человека есть определенные симпатии, но общаться во время занятий мы стремимся со всеми членами группы, особенно с теми, кого меньше всего знаем.
  7.  Активное участие в происходящем.
  8.  Уважение к говорящему.

Упражнение «Приветствие»

        Цель. Дать возможность участникам почувствовать, что доброжелательное общение дает ощущение радости и счастья. Насколько успешно оно будет построено, зависит, прежде всего, от желания человека. Главное стремиться к общению, и тогда преодолимыми становятся барьеры.

         Материал. Карточки с приветствиями на разных языках по числу участников группы (приложение 1).

        Инструкция. Каждый участник получает карточку, на которой написано приветствие на одном из языков мира. По команде ведущего участники в хаотическом порядке начинают здороваться друг с другом, употребляя приветствие на предложенном языке. Участники могут подкрепить словесное приветствие пожатием рук (Можно по очереди поприветствовать друг друга).

        Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Настроились на работу?

Упражнение «Незаконченное предложение»

        Цель. Развивать умение к самоанализу, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологический дискомфорт.

        Инструкция. Закончить предложение. Не надо долго задумываться, говорите то, что первое пришло вам в голову.

        Десятый класс для меня – это…..

        Рефлексия. Было ли что-то, что позволило взглянуть по – другому на вашу роль в десятом классе? Было ли что-то неожиданным? Было ли трудно закончить предложение?

Притча «Два волка»

        Инструкция. Просмотр притчи и её обсуждение.

        Рефлексия. О чем притча заставила задуматься?

        Как можно объяснить слова старого индийца «Побеждает тот волк, которого т кормишь»?

        Ведущий. Каждый человек способен вскормить в себе решительного и нерешительного и т.п. волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем вам пожелать вырастить правильного волка, развивать себя.

Упражнение «Три вопроса»

        Инструкция. Группа делиться на 3 подгруппы (деление по принципу 1ый,2ой,3ий используя название цвета). Каждая подгруппа занимает место за одним из столов и отвечает на вопрос (приложение 2). Затем по хлопку ведущего подгруппа меняется местами с другой подгруппой и отвечает на следующий вопрос и т.д. Каждая подгруппа отвечает на 3 вопроса: в каких ситуациях ты больше всего испытываешь тревогу? Когда ты испытываешь тревогу, что происходит с твоим телом, поведением? Предложите способы снятия тревоги и восстановление своих жизненных сил.

        По завершению упражнения учащиеся занимают свои места в кругу, и идет обсуждение.

Рефлексия. Какой способ снятия показался вам наиболее подходящим?

Упражнение «Покажи»

        Инструкция. Группе разделиться на две команды подгруппы (деление по принципу 1ый,2ой  используя время суток: день, ночь). Используя всех участников команды, необходимо изобразить: оркестр, электричку, болельщиков, команда, которая выиграла, крутых зайцев, одиноких волков, сумасшедших куриц, зрителей.

        Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Что было сложно показывать или отгадывать? Что больше всего понравилось? Что удивило?

        

Упражнение «Найди свою звезду»

        Материал. Звездное небо заранее нарисованное на ватмане; ножницы; листочки форматом А4 или белый картон; фломастеры, карандаши, краски; клей или магниты.

        Инструкция. Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

        А теперь представьте себе звездное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

        Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напоминала о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

        Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережено положите перед собой, рассмотрите поближе и постараётесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

        А теперь проведите ладонями по ногам через колени к ступням, и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите ее на наше звездное небо. 

        Старшеклассники вырезают, а затем приклеивают свои звезды на ватман.

        И теперь звезды будут нам светить, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как мы с вами.

        Рефлексия. Как Вы себя  теперь чествуете? Удалось ли вам, что-то представить?

        

         

Рефлексия. Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Чтобы вы хотели пожелать себе?

Приложение 1.

Италия
Bon giorno

Малайзия
Selamat dating

США
Hi

Россия
Здравствуй

Германия
Guten Tag

Польша
Dzien dobru

Гавайи
Aloha

Чехия
Dobry den

Швеция
God dag

Египет
Asalamu Aleikum

Англия
Hello

Израиль
Shalom

Испания
Buenos Dias

Финляндия
Hyva paivaa

Франция
Bonjour, Salut

Чероки(США)
Schijou

Дания
Goddag

Турция
Marhaba

Белоруссия      

 Вiтаю    

Болгари

 Zdravei'

Эстония                                              

 tere päevast"

Ирландия

 Dia duit

Грузия

 Gamardjoba

Греция

Яа-су

Венгерия

 Jó napot

Исландия

 góðan dag

Приложение 2.

В какой ситуации ты больше всего испытываешь тревогу?

Когда ты испытываешь тревогу, что происходит с твоим телом, поведение?

Предложите способы снятия тревоги и восстановление своих жизненных сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

Адаптационные занятия для обучающихся 5 классов «Мы- пятиклассники»

Переход из начальных классов в сред­ние — процесс непростой как с физиоло­гической, так и с психологической точки зрения. Дети вступают в сложный воз­раст, который называется переходным, непростой и п...

"Секреты общения" адаптационные занятия для обучающихся 5 класса

серия занятий для обучающихся 5 класса с нарушениями интеллекта...

Адаптационное занятие для 10-го класса на тему: «Мы - старшеклассники».

   Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстн...

Занятие для учащихся 11 класса на снятие тревожности в период подготовки к ГИА

Занятие у учащимися 11 класса в период подготовки к экзаменам. Занятие разработано в рамках городской школы математики. В рамках данного проекта школьные прихологи проводят встречи с учащимися с разны...

Профилактика школьной тревожности у первоклассников в период адаптации через игры и творческие задания в паре

Динамическая переменка в первом классе и особенно в период адаптации очень важна. Ученики проявляют активность и радость, делают свой выбор друга и эмоционально реагируют на это событие. Взаимодейству...

Адаптационное занятие-тренинг для 10 класса "Класс глазами каждого"

Психологическое занятие-тренинг для 10 класса...