Мастер-класс "Школьный ПМПк-ядро службы сопровождения"
презентация к уроку по психологии на тему

Кабанова Татьяна Анатольевна

Школьный ПМПк направлен на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации.

Поэтому специалстам службы сопровождения (педагог-психолог, школьная мед.сестра, социальный педагог) надо научиться организовывать эффективно командную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx37.19 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_master-klassu.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения

Мастер-класс «Школьный ПМПк- ядро службы сопровождения»-            Кабанова Т.А., педагог-психолог

Всё чаще приходится сталкиваться с детьми, работа с которыми требует комплексного психолого-медико-педагогического  подхода: гиперактивные дети, интеллектуально-пассивные, нервные, тревожные , агрессивные и т.д.

Кл.руководителю бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится хорошим поводом  и причиной объединить усилия  учителей-предметников, классных руководителей, школьную социально-психологическую службу, администрацию школы, представителей общественности, здравоохранения, правоохранительных органов.

 Для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются в школе эти дети, а также для выработки адекватных рекомендаций в области психологического, социального и соматического благополучия объединяются и начинают взаимодействовать заинтересованные специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Консилиум школы  является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).    

Повторим основные подходы к организации ПМПк

Упр. «Две стороны медали» Назовите пожалуйста по очереди:

1 ряд- аргументы сторонников

Плюсы консилиума

2 ряд- аргументы противников

Минусы

В ходе  выступления у вас могут появиться новые доводы.

Слайд №1-2

В нашей школе с 1999 года действует школьный ПМПк, который был создан и оформлен приказом директора. Ежегодно его состав обновляется, но в постоянный актив входят: директор школы, зам. Директора по УМР., психолог, социальный педагог, школьная медицинская сестра.

Мы поставили задачу использовать ПМПк для решения проблем детей и семей группы риска и активизировать опережающую поддержку и индивидуальную работу со школьниками.

Основная цель моей психологической деятельности: организовать работу ПМПк так, чтобы стимулировать участников консилиума искать более успешные методы и приёмы помощи ученику.

Проведение ПМПк идёт согласно Положения .

Актив ПМПк стремится повысить активность учителей, родителей, общественности, самих ребят в решении значимых вопросов.

Самое главное в работе ПМПк- это определиться с формой его проведения, составом участников, спрогнозировать  результат, чтобы не «заболтать» проблему…

Важно отметить, что план работы школьного ПМПк разрабатывается в августе с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года, включается в общий план работы школы на учебный год и циклограмму деятельности школы.

Слайд № 3 Наиболее интересные темы , которые прошли в школе:

  • «Обучение учащихся 6-х классов на основе индивидуально-дифференцированного подхода»
  •  «Трудности в обучении учащихся 8 класса и пути их преодоления»;
  • «Разработка программ воспитательных мер для детей «группы риска с целью коррекции  отклоняющегося поведения»
  • «Формирование единой образовательной среды  с целью адаптации в 1.5,10 классах»
  •  «Выявление причин, возникших проблем у детей.  Состоящих на ВШК, нахождение адекватных способов их преодоления

Консилиум – своего рода совместный анализ педагогической ситуации, с последующим выходом на решение данной проблемы.

В нашей школе ведущим ПмПк является завуч по учебной части. В её обязанности входит:

  • устанавливать порядок обсуждения;
  • следить за соблюдением регламента и не допускать , чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область эмоциональных реакций.

При анализе и групповом обсуждении каждый участник высказывает свою собственную точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Групповая дискуссия позволяет сопоставить разные точки зрения, наметить деятельность , внести коррективы или вообще изменить планы последующих действий.

Формы общения участников консилиума были самыми  разнообразными. В результате обмена мнениями разворачивались товарищеские дискуссии, проявлялась  коллективная забота об интеллектуальном росте педагогов, совершенствовались формы их общения.

Интересно, на мой взгляд, остановиться на взаимодействии психологической службы с участниками ПМПк и на её роли в подготовке и проведении консилиума.

Слайд № 4

Проведение консилиума- дело сложное. Привыкнуть к такому виду деятельности, приемлемым способам общения, оформления документации, поиску удобного стиля взаимодействия нелегко. Для эффективного решения проблем детей необходимо соответственно подготовить всех участников ПМПк. Я, как практический психолог, направляю свою деятельность на то, чтобы повысить психологическую культуру. Не зря говорят, садиться надо за стол переговоров (за столом, а не за партами!) И при этом, особое значение придаю психологическим практикумам. Наиболее удачные из них : «Методы оптимизации взаимоотношений с коллегами», «Гуманистический стиль общения педагогов», «Психология педагогического общения», «Как решить проблему?». Помогают настрои «Правила работы в команде»

Как организационно проходит наш школьный ПМПК? Как правило, в  методическом кабинете завуча, библиотеке, кабинете. Для участников это важно, т.к. в них уютно, сама обстановка, помогает настроиться на более гуманное и продуктивное взаимодействие. Приглашаем актив и тех, от кого зависит решение вопроса : классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель, родитель, и др.

Для того, чтобы включить участников в активную работу, снять напряжение, предлагаю

различные упражнения, которые вызывают живой интерес, подготавливаю выставку с библиотекарем по обсуждаемой теме. Если первые встречи мы проводили только с администрацией школы и учителями, то сейчас выходим на другие ключевые фигуры, от которых может быть реальная польза (заведующая ДДУ, председатель родительского комитета, участковый, и др.) Всё зависит от сложности поднимаемого вопроса.

 Слайд № 5 Частыми в нашей школе являются  внеплановые консилиумы, в форме «мозгового штурма». Например: «Как обеспечить разумную дисциплину на уроках биологии?», «Как обеспечить педагогическую поддержку учащихся с минимальным уровнем развития?», «Проблема бродяжничества и попрошайничества детей из малообеспеченных семей» Рекомендации классным руководителям, учителям- предметникам, работа с семьёй по установлению доброжелательных отношений, контроль за успеваемостью и посещаемостью, материальная поддержка и др. всё это помогает решить проблему.

Как осуществляем информационный обмен между всеми участниками консилиума.

Если наиболее проблемная информация поступала от меня – психолога, то я начинала обсуждение, если от педагога или медицинского работника -начинали они. Если все участники консилиума относят данного ученика к числу наиболее проблемных- начинал обсуждение классный руководитель Обычно, консилиум объединяет  в себе коллективную диагностику состояния дел в классе (параллели классов)с выходом на их причины и педагогическую коррекцию. В первую очередь он проходит в наиболее проблемных, сложных по успеваемости и уровню воспитанности классах.

Был  консилиум по теме: «Обучение учащихся на основе индивидуально-дифференцированного подхода», на который были приглашены родители, ведущий специалист отдела образования. Благодаря групповому обсуждению, предложенным рекомендациям по индивидуальному подходу к отдельным учащимся, осмотру узкими специалистами, переводу на индивидуальное обучение 1 ученика, оформление детей с ЗПР на санаторно-курортное лечение- снята проблема в этих классах.. Если рассматривали вопрос по выяснению причин дезадаптации одного или нескольких ребят, опекаемых, то вырабатываем программу индивидуального сопровождения. Стараюсь вместе с классным руководителем выйти на договорные отношения с ребёнком, познакомить с этапами программы, вместе внести изменения в её содержание, чтобы включить процесс самовоспитания.

Итоги консилиума, с соответствующими рекомендациями, обсуждаются завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом, в рамках его работы по реализации решения консилиума.

Таким образом, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе.

Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам . Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.

Проблематика консилиумов определяется через организацию контроля со стороны социально-психологической службы, администрации, который позволяет ненавязчиво со стороны наблюдать и выявлять проблемы, требующие решения.

Слайд № 6

Плановые консилиумы посвящены анализу процесса адаптации в 1,5, 10 классах, построению программ индивидуального сопровождения детей, стоящих на учёте ВШК и ПДН

Выявились следующие проблемы:

Проблемы 1 класса

Проблемы 5 класса

Проблемы 10 класса

Низкая сплочённость детского коллектива

Сложности в межличностных взаимоотношениях и низкий статус в классном коллективе у 7 (30%) выявлен у неуспешных и неуспевающих учащихся.

Лишь 14% не испытывают в школе чувство тревоги и гнева.

Низкий уровень лабильности у 14 учащихся (80%), что предполагает инертность поведения, низкую приспосабливаемость,

медленный темп выполнения заданий.

Страх самовыражения у 58% учащихся

72 % класса избегает неудачи, т.е. не уверены в себе, боятся критики. Испытывают отрицательные эмоции при учебных трудностях и затруднениях.

Среднеслабая и слабая нервная система у 8 учащихся (47%)

Страх ситуации проверки знаний у 52% учащихся

44% не релизуют учебные мотивы в поведении

Задания на установление лочической законамерности вызывают затруднение

Чувство гнева в школе испытывают 60% учащихся

Родители не видят трудностей в адаптационный период

Несколько сниженная познавательная мотивация у 35% и отрицательное отношение к учению у 20% учащихся

  1. леворуких ребёнка

Были даны рекомендации:  Продолжить формирование адаптационной среды в 1-х,5-х, 10-х классах, формирование классных коллективов. Учителям создавать атмосферу принятия доброжелательности, контролировать уровень нагрузки, использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, элементы проблемного обучения. Изучить причины трудностей в обучении и поведении. Составить индивидуальные программы сопровождения для детей с ШДА.

Результатом работы ПМПк явилось:

- разработка индивидуальных программ сопровождения учащихся с ШДА- 5 человек;

- определение  программы обучения учащихся с ОВЗ- 9 человек

- стационарное лечение- 5 человек;

- санаторно-курортное лечение- 2 человека;

- оказание материальной помощи- 9 человек

Слайд № 6

Разработка стратегии помощи

При написании итогового документа-заключения, руководствуемся следующими вопросами:

  • Какого рода помощь требуется школьнику или классу?
  • Какую воспитательную работу желательно с ним/и осуществлять?
  • Какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?
  • Какую работу могут взять на себя участники консилиума?
  • Какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?
  • Что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педагогических совещаниях при директоре, МО классных руководителей. Благодаря такому подходу снизилось количество детей, стоящих на различных видах учёта.

Реализация и контроль рекомендаций ПМПк осуществляется  председателем и ответственными исполнителями.

Но не все решения ПМПк достигают поставленных целей, поэтому необходима серьёзная работа над качеством его проведения.

Результатом проведённых консилиумов  считаем степень комфортности, успешности, безопасности детей в школе, семье, посёлке. Были взлеты и падения активности.

Сложившаяся система работы  социально-психологической службы по коррекционно-развивающему направлению позволяет систематически отслеживать результаты работы, корректировать их по итогам мониторинга.

Работа в группах (1 группа- социальные педагоги, 2 группа- психологи, 3 группа- кл.руководители, 4 группа- врачи)

Слайд № 7

 Рассмотрим примеры школьных ПМПк

  1. Консилиум  «Адаптация 1,5,10 кл.»

           План по Адаптации, методические рекомендации

Создается проблемная карта класса, в которой фиксируются все особенности учащихся , выявленные проблемы и пути решения, рекомендации по их коррекции.

Ф.И.учащегося

Индивидуальные особенности

Пути решения

1

Архипов С.

2

Барышева М.

Слайд № 8

  1. Консилиум «Трудный класс»

Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся; выявление их причин; разработка учебно-воспитательных мер по их устранению.

содержание

сроки

ответственные

Оказать помощь кл.руководителю. Дать сильного наставника из референтных лиц- учителей класса.  Контролировать его деятельность

Администрация

Привлечь к занятиям психологической гимнастики трудных уч-ся класса

Психолог

Тщательно готовиться к внеклассным мероприятиям, приобщать трудных ребят

Кл.руководитель

Взаимопосещение. Разработка единых требований. Обогащение методики, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения пед.этики

Зам по УМР

Решить вопрос о замене учителя рус.языка и литературы

Директор

Слайд №9

  1. Консилиум «Неуспевающий ученик»

Цель: коллективное разработка мер инд.подхода к ученику в целом.

Задача психолога: помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность его поведении. Главное- обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой .

Опасность- жёсткое и однозначное мнение о ребенке. Изменить мнение не просто. Преодолеть предвзятость мнения и установку очень сложно. Нужно показать ребёнка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные стороны. «Для того, чтобы наладить контакт  ребёнком, надо отношения на основе сегодняшних задач, а не навешивать старые ярлыки».

Важно пробудить у учителя сомнение в верности оценки ребенка и правильности своих педагогических действий. Подвести его примерно к таким вопросам и рассуждениям:

«А если, разобраться серьёзно. Что делали с ребёнком? Прорабатывали и все. Поговорили хоть раз по душам без упрёков? Поинтересовались его жизнью, и т.д. Из- за своей загруженности учителя склонны к однозначной оценке, с трудом меняют установку. Психолог же снимает всякую оценку с ребёнка, мы должны помочь ему в чем-то поддержать, исправить и т.д., а не отправлять быстрее менять программу обучения на территориальную ПМПК, сняв с себя проблемы.

Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

  • какого рода помощь требуется школьнику? 
  • какую развивающую работу желательно с ним осуществлять? 
  • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения? 
  • какую работу могут взять на себя участники консилиума? 
  • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели? 
  • что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы? 

Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. 

3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку

Плюсы ПМПк

Минусы

  • специалистам ПМПк (педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу) передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом; 

  • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников; 

  • педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности; 

  • объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников; 

  • наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели; 

  • разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.

В консилиум часто поступают запросы от классных руководителей и учителей-предметников на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы специалистам ПМПк. Только совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении

Консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной 25 судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть: — неполное или искаженное отражение ситуации развития; — неграмотное использование специальной терминологии; — отсутствие анализа и обобщения проблемы; — излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность; — отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме; — отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы.

Для эффективности  работы  составлены:

  • План работы психолого-педагогического консилиума на 2015-16 учебный год;
  • Программа психолого-педагогического сопровождения «Преемственность и адаптация 1,5,10-е кл.» 
  • банк данных здоровья учащихся;
  • мониторинг развития класса;
  • индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
  • психолого-педагогические карты первоклассников;

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:

  • старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
  • разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
  • проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;
  • защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
  • выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;
  • выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;
  • проводит семейную реабилитацию.

Консилиум работает, результаты есть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Опыт работы службы сопровождения замещающих семей КГКУ Детский дом 20

В статье представлен опыт работы службы сопровождения замещающих семей, описаны основные направления и формы работы с опекунами, попечителями и подопечными детьми...

комплексный подход к организации работы специалистов службы сопровождения

В материале описана роль специалистов службы комплексного сопровождения в школе 8 вида....