Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Гевейлер Яна Александровна

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trop_5_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса  составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. №1897 от 17.12.2010г
  • Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
  •  Основной общеобразовательной программы ГБОУ школы 609 на 2016-2017 учебный год
  • Положения ГБОУ школы 609 «О рабочей программе педагога»

Место предмета в учебном плане школы.

Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год  в 5 классах на изучение курса «Тропинка к своему я»  отводится 1 час в неделю. За год -  34 часа.

       

         Цели курса:

        Формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

       

         Задачи курса:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
  • голосу, понимать чувства другого человека.
  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -
  • установку преодоления.
  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
  • установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
  • эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
  • Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

         Результаты освоения курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

       Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;
  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

      Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • адекватно воспринимать оценки учителей;
  • уметь распознавать чувства других людей;
  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
  • уметь формулировать собственные проблемы.

       Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;
  • учиться толерантному отношению к другому человеку.

Учебно-методический комплект:

  • мет. пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012

Содержание психокоррекционной программы:

Тема 1. Введение в мир психологии. (1 ч)

Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией?

Тема 2. Я – это я.(11 ч)

Занятие 2, 3. Кто я, какой я? Занятие 4,5. Я – могу. Занятие 6,7. Я нужен! Занятие 8. Я мечтаю. Занятие 9. Я – это мои цели. Занятие 10,11. Я – это мое детство. Занятие 12. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.(5 ч)

Занятие 13. Чувства бывают разные. Занятие 14,15. Стыдно ли бояться? Занятие 16,17. Имею ли я право сердиться и обижаться?

Тема 4. Я и мой внутренний мир.(3 ч)

Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему. Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален.

Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?(2 ч)

Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня. Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

Тема 6. Я и Ты.(8 ч)

Занятие 23. Я и мои друзья. Занятие 24,25. У меня есть друг. Занятие 26,27. Я и мои «колючки». Занятие 28. Что такое одиночество? Занятие 29,30. Я не одинок в этом мире.

Тема 7. Мы начинаем меняться.(3 ч)

Занятие 31,32. Нужно ли человеку меняться? Занятие 33. Самое важное – захотеть меняться.

 Обощение(1 ч)

Занятие34.Заключительное занятие

          Коррекционная направленность предмета

      Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.

           Формы контроля

Входная, промежуточная и итоговая диагностика.

   

  Тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.

п/п

Наименование  тем, занятий

Кол-во часов

В том числе

Контроль

Количество практических работ

Тема 1. Введение в мир психологии.

1

Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией?

1

Тема 2. Я – это я.

11

Занятие 2, 3. Кто я, какой я?

2

Занятие 4,5. Я – могу.

2

Занятие 6,7. Я нужен!

2

Занятие 8. Я мечтаю.

1

Занятие 9. Я – это мои цели.

1

Занятие 10,11. Я – это мое детство.

2

Занятие 12. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

1

Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

5

Занятие 13. Чувства бывают разные.

1

Занятие 14,15. Стыдно ли бояться?

2

Занятие 16,17. Имею ли я право сердиться и обижаться?

2

Тема 4. Я и мой внутренний мир.

3

Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему.

2

Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?.

2

Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня.

1

Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1

Тема 6. Я и Ты.

8

Занятие 23. Я и мои друзья.

1

Занятие 24,25. У меня есть друг.

2

Занятие 26,27. Я и мои «колючки».

2

Занятие 28. Что такое одиночество?

1

Занятие 29,30. Я не одинок в этом мире.

2

Тема 7. Мы начинаем меняться.

3

Занятие 31,32. Нужно ли человеку меняться?

2

Занятие 33. Самое важное – захотеть меняться.

1

Обобщение.

1

Занятие 34.Заключительное занятие.

1

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

дата

Тема

Тип/форма занятия

Планируемые результаты

УУД

Виды и формы контроля

ОЭР

Примечание

I

    Введение в мир психологии – 1 ч

1

Зачем человеку занятия психологией?

Игра

Обобщить знания о гос.символах страны. Развить внимание, мышление, зрительную память, актерские способности

Фронтальный опрос

Аудио проигрыватель

II

           Я – это я – 11 ч

2

Кто я, какой я?

Коррекционно-развивающие занятие

Уточнить представления о семье, воспитать любовь к своей семье. Развитие памяти. Мышления.

Фронтальный опрос

3

Кто я, какой я?

Коррекционно-развивающие занятие

Развить пространственную ориентацию, мышление, акцентировать внимание на положительные качества, присущих каждому

Фронтальный опрос

Компьютер

4

Я – могу.

Диагностика

Развить внимание, мышление. Результат диагностики

Диагностические задания

Компьютер

5

Я – могу.

Индивидуально-групповое занятие

Расширить представления о воде. Развить пространственную ориентацию, мышление, быстроту реакций.

Фронтальный опрос

6

Я нужен!

Коррекционно-развивающие занятие

Уточнить представление о ценности земли, воспитать любовь к земле.

Карточки с заданиями

Компьютер

7

Я нужен!

Коррекционно-развивающие занятие

Развить внимание, мышление, воображение, речь. Расширить представления о кулинарии

Карточки с заданиями

8

Я мечтаю.

Коррекционно-развивающие занятие

Познакомить учащихся с понятием крылатые выражения , развить внимание.

Фронтальный опрос

Компьютер

9

Я – это мои цели.

Индивидуально-групповое занятие

Дать первоначальное представление о кинематографе. Развить зрительную память, мышление, воображение.

Карточки с заданиями

10

Я – это мое детство.

Игра

Углубить знание о Пушкинских сказках. Развить внимание, мышление, воображение,

Индивидуальные задания

Аудио проигрыватель

11

Я – это мое детство.

Индивидуально-групповое занятие

Продолжить работу по систематизации знаний. Развить внимание, мышление, воображение.

Фронтальный опрос

III

        Я имею право чувствовать и выражать свои чувства – 5 ч

12

Я – это мое настоящее.

Я – это мое будущее.

Коррекционно-развивающие занятие

Создать хорошее настроение, развить воображение, память творческую ориентацию

Фронтальный опрос

Компьютер

13

Чувства бывают разные.

Индивидуально-групповое занятие

Расширить представление о пернатых. Развить внимание, мышление, воображение

Карточки с заданиями

Компьютер

14

Стыдно ли бояться?

Коррекционно-развивающие занятие

Дать представление об Олимпийских играх, развить память внимание, мышление

Фронтальный опрос

15

Стыдно ли бояться?

Викторина

Развить внимание, мышление, в том числе- нестандартное, воображение, пространственную ориентацию.

Фронтальный опрос

16

Имею ли я право сердиться и обижаться?

Коррекционно-развивающие занятие

Дать представление об особенностях циркового искусства. Развить внимание, логическое мышление.

Карточки с заданиями

Компьютер

17

Имею ли я право сердиться и обижаться?

Викторина

Развить внимание, творческое мышление, память, воображение, чувство рифмы.

Фронтальный опрос

IV

Я и мой внутренний мир – 3 ч

18

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

Коррекционно-развивающие занятие

Познакомить с понятием классическая музыка Развить внимание, слуховую память, мышление, в том числе нестандартное.

Фронтальный опрос

19

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

Коррекционно-развивающие занятие

Познакомить с видами памяти.  Развить память.

Фронтальный опрос

Компьютер

20

Любой внутренний мир ценен и уникален.

Игра

Расширить знания о народном празднике, развить речь, артистические способности.

Индивидуальный опрос

Аудио проигрыватель

V

Кто в ответе за мой внутренний мир? – 2 ч

21

Трудные ситуации могут научить меня.

Коррекционно-развивающие занятие

Развить внимание, память, логическое мышление. Результаты диагностики.

Тесты

22

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

Диагностик

Развить внимание, речь. Результаты диагностики.

Тесты

Компьютер

VI

Я и ты – 8 ч

23

Я и мои друзья.

Коррекционно-развивающие занятие

Уточнить представление о понятии «абракадабра». Развить внимание, нестандартное мышление.

Фронтальный опрос

24.

У меня есть друг.

Коррекционно-развивающие занятие

Развить внимание, память ориентацию в пространстве, речь

Фронтальный опрос

Компьютер

25

У меня есть друг.

Викторина

Углубить представление о ценности книги, развить внимание, фантазию, воображение.

Карточки с заданиями

26

Я и мои «колючки».

игра

Расширить знания о яблоках. Развить внимание,  память, мышление, артистические способности

Индивидуальный опрос

Аудио проигрыватель

27

Я и мои «колючки».

Коррекционно-развивающие занятие

Научить отличать хорошую шутку от плохой. Развить внимание,  логическое мышление, в том числе нестандартное.

Индивидуальный опрос

28

Что такое одиночество?

Игра

Дать представление о ценности времени,  развить память, внимание, мышление.

Карточки с заданиями

Компьютер

29

Я не одинок в этом мире.

Коррекционно-развивающие занятие

Познакомить с историей возникновения часов. Развить память, мышление пространственную ориентацию.

Фронтальный опрос

30

Я не одинок в этом мире.

Диагностика

Познакомить с содержанием праздника Ивана Купалы. Результаты диагностики.

Диагностические задания

VII

Мы начинаем меняться – 3 ч

31

Нужно ли человеку меняться?

Индивидуально-групповое занятие

Расширить представление о головоломках. Результаты диагностики

Фронтальный опрос

32

 Нужно ли человеку меняться?

Игра

Дать представление о современном производстве бумаги. Развить память, внимание, логическое мышление

Фронтальный опрос

Аудио проигрыватель

Обобщение – 1 ч

33

Самое важное – захотеть меняться.

Коррекционно-развивающие занятие

Познакомить с одной из версий истории возникновения плюшевого мишки. Развить память, внимание, логическое мышление.

Задания с карточек

Компьютер

34

Заключительное занятие

Коррекционно-развивающие занятие

Погрузить детей в атмосферу времен ВОВ, познакомить с именами героев. Развить память, внимание, мышление.

Фронтальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.

Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...

Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Рабочая программа курса "Я и мои права", 9 класс.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу обществознания "Я и мои права" для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочая программа курса английского языка для 8-9 класса общеобразовательных учреждений к УМК "Happy English.ru" К.И. Кауфман, М.Ю Кауфман

В данной рабочей программе объясняется какие потенциальные возможности английского языка как предмета учитываются при обучении...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....