«Создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся через применение кинезиологических методов»
статья по психологии на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Из опыта работы педагога-психолога по использованию кинезиологических методов в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx47.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся через применение кинезиологических методов»

(из опыта работы педагога-психолога Савельевой С.А.)

Приоритетным направлением в моей деятельности является  работа по психопрофилактике, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного детства.

Эта работа особенно важна, когда речь идет об учащихся со снижением интеллекта. Они имеют невысокие адаптивные возможности и входят в группу риска по возникновению дезадаптации и нарушения  социализации. Каковы бы ни были особенности психического отставания детей и подростков, порождающие различные по проявлениям и выраженности отклонения в поведении, общении и т.д., во всех случаях нарушается равновесие между ними и окружающей средой, что приводит к возникновению затруднений в приспособлении к ней.

Система психопрофилактической работы педагога-психолога в условиях школы-интерната предполагает профилактику проблем адаптации к школе-интернату, профилактику проблем общения, профилактику личностных проблем, профилактику эмоциональных проблем и стресса, профилактику соматических заболеваний, профилактику вредных привычек, профилактику проблем социализации в обществе и др.

Программы, которые используются в рамках работы по психологическому сопровождению, должны быть здоровьесберегающими по своей сущности и содержанию, т.е. отвечать основным принципам здоровьесбережения..

При этом здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия. По словам И.В. Дубровиной, «сегодня уже очевидно, что сохранение психологического здоровья детей является целью и критерием успешности психологической службы в … образовании». Более того, обозначилась тенденция рассматривать весь учебный процесс через призму сохранения психического здоровья.

Реализуемые мною психопрофилактические программы способствуют  сохранению именно психологического здоровья учащихся.

В соответствии с принципами здоровьесбережения на занятиях обязательно используются физкультминутки, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление, упражнения для глаз, релаксационные упражнения и т.д. Большое внимание уделяется использованию в работе кинезиологических упражнений.

Кинезиология– это наука о движении; это методика изменения состояния организма путём  физической активности. Комплекс кинезиологических упражнений был разработан и апробирован Полом Деннисоном, основателем «Образовательной кинезиологии», и лёг в основу программы «Гимнастика мозга».

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и тем самым сделать процесс обучения более эффективным.

В своей работе я, в основном, использую упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, а также упражнения для снятия эмоционального стресса и настройки на любой вид деятельности (ритмирование).  (см. Приложение)

Кинезиологические упражнения в работе с детьми применяются: (см. Приложения)

  1. В составе комплекса:
  • на занятиях психологического практикума;
  • на занятиях по подготовке выпускников к экзамену (программа «Я - выпускник»);
  • на индивидуальных занятиях с учащимися, имеющими трудности в обучении.
  1. Во время физкультминуток:
  • на групповых коррекционно-развивающих занятиях во всех классах в соответствии с программой психологического сопровождения;
  • на индивидуальных занятиях с учащимися.
  1. Для решения конкретных задач на занятиях:
  • улучшение невербального межличностного взаимодействия (в тренинговых занятиях);
  • активизация, включение в работу (в начале занятия, перед выполнением сложных заданий);
  • отдых глаз после работы на компьютере (на факультативных занятиях, при компьютерной диагностике).

            Цели работы:

  • Обучить этим упражнениям учеников с тем, чтобы они самостоятельно, в нужный момент, могли выполнить набор соответствующих упражнений (например, во время экзамена).
  •  Заинтересовать учащихся этими упражнениями для того, чтобы они могли научить им других. Например, Банникова Т. в 2015 - 2016 учебном году под моим руководством работала над проектом «Упражнения, помогающие учиться», в рамках которого она научилась правильно выполнять упражнения, подготовила фото- и видео- инструкции по выполнению некоторых упражнений, обучала им других учащихся. Материалы своей работы Татьяна  представила на школьной ученической конференции «Я открываю мир».

       Для знакомства педагогов школы-интерната с возможностями применения кинезиологических упражнений на уроках и во внеурочное время мною проводятся мастер-классы, выступления на педагогическом совете и методических объединениях и т.д.          

В процессе работы проводится мониторинг степени проявления негативных эмоций в начале и в конце занятий с использованием кинезиологических упражнений.

 

Литература:

  1. Деннисон П., Деннисон Г. «Программа «Гимнастика ума»
  2. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»
  3. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии»
  4. Столяренко Л.Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»
  5. Фомина О.В., Горьковых О.В. «Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» педагогов и старшеклассников»

Приложение

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

КОМПЛЕКС № 1 (по А.Л. Сиротюк)

1.  «Колечко».  

2. «Кулак—ребро—ладонь».             

3. «Лезгинка».

4. «Зеркальное рисование».

5. «Ухо—нос».

6. «Змейка» («Замок»).

7.  «Горизонтальная восьмерка» («Ленивая восьмёрка»).  

 «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе. 

 

«Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга: ладонь на  плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

 

«Лезгинка».

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. 

 «Зеркальное рисование».

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы.

 «Ухо-нос».

Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

 

«Замок» («Змейка»).

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 «Ленивая восьмёрка» («Горизонтальная восьмёрка»).

Выполняется сидя, стоя. Рука вытягивается вперед, чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой выпрямляется. Этой рукой в воздухе рисуется цифру восемь, лежащую на боку. Глазами мы следим за вытянутым большим пальцем. То есть глаза вслед за рукой «рисуют»  восьмерку, лежащую на боку. Делаем по 4 восьмерки каждой рукой и обеими руками вместе. Можно рисовать на листе бумаги или на доске. (Опора: схема рисования «горизонтальной восьмёрки»)

Упражнения для снятия эмоционального стресса и настройки на любой вид деятельности (ритмирование)

1.Упражнение «Вода»:

Начинаем с приема воды. Все электрические и химические процессы мозга и центральной нервной системы зависят от проводимости электрических связей между мозгом и сенсорными органами. Упражнение приводит к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности.

Берём стакан чистой воды и делаем 2 - 3 глотка.

2. Упражнение «Кнопки мозга»:

Активизация нужных точек приводит к получению мозгом большого объема кислорода. Что в свою очередь улучшает его деятельность, а также способствует достижению баланса между левой и правой половиной тела и включению его в общую работу по восприятию и усвоению информации.

Поместите одну ладонь на грудину так, чтобы указательный, средний (вместе) и большой пальцы оказались в мягких впадинках под ключицами, другую ладонь положите на середину живота, на пупок. Стимулируйте точки под ключицами, слегка растирая; другая рука на пупке лежит спокойно, а глаза медленно двигаются слева направо по линии горизонта. Затем поменяйте руки местами и повторите упражнение.

3. Упражнение «Перекрестные шаги»:

Упражнение активизирует мозг для пересечения аудиально-визуальной-кинестетической и тактильной средней линии тела, что активизирует речевые и языковые центры мозга, «включает» в работу левое и правое полушария, способствует успешному интегрированному обучению.

Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу - к ней опускаем правую руку. Встретиться они должны примерно на уровне живота. Потом меняем ногу и руку.

4. Упражнение «Крюки Деннисона»:

Упражнение способствует концентрации внимания и освобождению тела от избыточного напряжения. Усиливает межполушарную интеграцию и улучшает координацию тонкой моторики. Используется для ослабления эмоционального стресса, снятия беспокойства.

Упражнение состоит из двух частей. Перекрестите ноги, затем перекрестите руки на груди, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на грудь. Посидите в этой позе некоторое время, дышите глубоко, закройте глаза и прижмите язык к твёрдому нёбу.

Во второй части упражнения разъедините ноги, сомкните кончики пальцев рук между собой и дышите глубоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ во внеурочной деятельности

Введение ИКТ во внеурочную деятельность в начальной школе раскрывает перед обучающимися большие возможности. Использование ИКТ позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных п...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые ...