Методики изучения личности
статья по психологии на тему

Цвенгер Наталия Валерьевна

Методики используемые для успешной профориентации подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методики изучения личности16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №32 г. Томска

Автор: Цвенгер Наталия Валерьевна, педагог-психолог.

Методики изучения личности.

        Профориентация в нашей школе проходит, в основном, в рамках уроков Основы социализации личности.

        В начале курса (в 8-м классе) ребятам рекомендуется завести «Дневник профориентации». За два года в дневнике накапливается большое количество информации. Это помогает психологической службе школы, при индивидуальном консультировании выпускников. Позволяет подростку принять взвешенное решение при выборе профессиональной направленности.

        Для успешной профориентации подростков, необходимо учесть множество факторов: темперамент, сильные и слабые стороны личности, его интересы и склонности, особенности мышления, интеллект, мотивацию выбора профессии, а также личные желания выпускника.

        Диагностика личности состоит из нескольких блоков:

1. Диагностика интеллекта, креативности и познавательных процессов.

Для первого блока используются следующие методики:

        а) Тест структуры интеллекта  Р. Амтхауэра.

        б) Тест «Определение общих способностей» Г.Айзенка.

        в) Диагностика свойств внимания и работоспособности по методу Бурдона

        г) Диагностика памяти.

        в) Тест Липпмана «Логические закономерности».

        г) Тест «Сложные аналогии»

        д) Методика «Обобщение»

        е) Тест «Художник — Мыслитель»

        ж) Тест «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеев, Л.Громова.

2. Диагностика личности и межличностных отношений.

        а) 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла

        б) Опросник К.Леонгарда-Н.Шмишека

        в) Опросник ЕР1 (Методика Г.Айзенка)

        г) Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

        д) Методика «Определение направленности личности»

        е) Оценка уровня притязаний.

        ж) Проективные методики («Несуществующее животное» и «Незаконченное предложение»).

        з) Диагностика темперамента.

3. Диагностика профессиональной направленности и профессиональной компетентности

        а) Методика «Мотивы выбора профессии»

        б) Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов).

        в) Тест Д.Голланда по определению типа личности.

        г) Методика «Карта интересов»

        д) Методика «Матрица выбора профессии»

        е) Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению (П.С. Лернер)

        Такой большой объем информации необходимо проанализировать как самому подростку, так и психологу.

        При проведении первичной диагностики в конце 7-го — начале 8-го года обучения результаты обычно следующие: менее 10% обучающихся уже твердо знают кем хотят быть, в какой институт собираются поступать и т. д. Но этот процент минимальный и обычно охватывает подростков у которых, что называется, «призвание». Остальные ребята растеряны. Многие считают, что им рано об этом думать. Некоторые называют специальность, но уточняют, что это желание их родных, а они сами не знают, что им делать после школы.

        После проведения диагностики, уже на стадии самоанализа подростки определяются с дальнейшей образовательной траекторией. К концу 9-го года обучения (то есть после проведения всего блока диагностической работы)  процент определившихся с выбором профессии  вырастает с 10 до 50-60%. Причем это выбор подростки делают самостоятельно, только на основе самоанализа. С остальными, сомневающимися или неопределившимися подростками требуется индивидуальная работа.

        Здесь могут помочь индивидуальные консультации по профориентации. Причем как самого подростка, так и его родителей.

        Очень часто родители неадекватно оценивают возможности и способности своих детей и выбирают для них профессию по своему желанию и стремлению, не учитывая желания подростка. А иногда даже игнорируя мечты ребенка. Задача психолога в данном случае корректно, что называется «опустить» родителя «с небес на землю» и показать, что он пытается реализовать собственные амбиции, навязывает ребенку собственную волю, пытаясь сделать из «артиста» «бухгалтера».

        Очень хороший результат в определении образовательной траектории приносит простое знакомство подростков с различными профессиями. Даже просто перечисляя их, иногда можно вызвать эффект «озарения» у подростков.

        Данные Дневника профориентации помогают определить так же профиль обучения в 10-11 классе. Психологический анализ учитывается при формировании профильных классов.

        Важной составляющей профессионального ориентирования должны быть профессиональные пробы. Какие-то виды деятельности подростки могут попробовать в рамках школьной программы (например, практическая химия, физика, биология, педагогика, психология и т. д.) , а какие-то профессии рекомендуется попробовать, допустим, во время работы в летний период. Для творческих профессий необходимо накопить материал (статьи, фотографии, рисунки и т. д.) Этот материал зачтется им  при поступлении в учебные заведения по выбранному профилю.

        В нашем быстро меняющемся мире необходимо учитывать и то, что некоторые профессии могут продержаться на рынке труда недолго. О таких рисках детям следует говорить открыто. Чтобы быть востребованными  при любых условиях дети должны быть готовы к постоянному самообразованию и повышению квалификации.

        Хочется отметить также, что четкое определение образовательной траектории повышает у подростков мотивацию к обучению. Меняется в лучшую сторону успеваемость по выбранным (профильным) предметам, а также снижается тревожность.

        

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ИЗУЧЕНИН ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО ПОДРОСТКА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ...

Историческая личность: методика изучения.

Историческая личность: методика изучения....

Методики для изучения личности ребенка, родителей и педагогов

Предлагаю классным руководителям различные методики для  изучения личности учащихся, родителей и педагогов...

Методики изучения личности школьников

Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....

Методики изучения личности учащихся

Исследование личности учащихся позволяет в значительной степени организовать индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его возрастных, психолого-педагогических особенностей, наклонносте...

М. И. Рожков "Методика изучения социализированности личности учащегося"

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования являет...

Методика изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся по М.И. Рожкову

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тес...