Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии на тему

Орёл Валентина Юрьевна

Цель психологической подготовки-выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к ОГЭ, умение мобилизовать себя в решающей ситуации и умение владеть своими эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo.shkol_.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ОГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к  ОГЭ и умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Что такое стратегия?

- Стратегия – это общий план  деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Нашей  школьной стратегической целью является – успешная сдача учащимися ОГЭ.

- Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Исходя из этого, можно сформулировать частные цели стратегии психологической подготовки учащихся к ОГЭ - это:

1. Ознакомление с процедурой ОГЭ;

2. Формирование адекватного мнения об ОГЭ;

3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

   В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала психологическая  подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие не только психологической, но и педагогической, и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – выпускников, учителей, родителей.                                                                                              

       Конкретно в наших школьных условиях, т.е. в подготовке выпускников к ОГЭ:

- стратегия – это период, который должен  начинаться  уже в начальных классах. Это длительный период подготовки, в котором принимают участие все субъекты образования:

- учащиеся;

- учителя-предметники;

- педагог-психолог;

- классные руководители;

- администрация школы;

- родители.

1. На конечном этапе, т.е. в год выпуска, составляется общий план действий по подготовке к ОГЭ – это и есть стратегия подготовки.

Подробнее о стратегии  психологической подготовки выпускников в нашей школе.

В первой четверти каждого   учебного года  педагогом-психологом составляется  план подготовки выпускников к ОГЭ, заверенный директором школы. Приложение 1.

Это план, в котором принимают участие все субъекты образования:

- учащиеся;

- учителя-предметники;

- педагог-психолог;

- классные руководители;

- администрация школы;

- родители.  

     Далее составляется программа психологического сопровождения выпускников при подготовке к ОГЭ. Приложение 2.

В этой программе  поставлены следующие задачи психологической подготовки выпускников к ОГЭ- это:

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приёмам  эффективного запоминания

Эта программа включает следующие направления:  

1. Диагностическое направление.

2. Психолого-коррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая  работа.

В процессе выполнения этой программы  ожидаются следующие результаты:

1. Снижение уровня тревожности у выпускников.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Повышение сопротивляемости стрессу.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы.

5. Развитие навыков самоконтроля.

Какие формы и методы работы  используются для достижения этих результатов.

1. Первое направление психологического сопровождения выпускников - это Диагностическое направление.

Цель этого направления:

С помощью тестирования выявление уровня школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения, индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей, для построения дальнейшей коррекционной работы с выпускниками.

 В этом году с помощью  различных методик  в ноябре, декабре и январе месяце уже была проведена следующая диагностика:

- школьной тревожности,

- ситуационной тревожности и

- личностной тревожности.

Проведен анализ тестирования и сделаны выводы, с помощью которых  намечена и проводится психолого-коррекционная и профилактическая работа.

2. Второе  направление психологического сопровождения выпускников - это психолого-коррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

Цель этого направления. Развитие психологических знаний необходимых для успешной сдачи экзаменов. Развитие навыков саморегуляции и противостояния стрессу. Формирование навыков преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена.

    Исходя из полученных результатов диагностического тестирования я проводятся   психолого-коррекционные занятия и тренинги  в 9 классе.

1. Это занятия по снятию тревожности и напряжения.

2. Занятия по выработке способов саморегуляции в стрессовой ситуации.

3. Занятия, направленные на выработку умений и навыков о том, как  вести себя во время экзаменов. Методы и правила управления стрессом.

4. Знакомство выпускников с  рекомендациями и  памятками по процедуре проведения ОГЭ.

Итак.

Анализ результатов  единого экзамена показывает, что существенное количество неудовлетворительных оценок по разным предметам зачастую связано не с плохим знанием предмета, а со стрессовой ситуацией, возникающей во время экзамена. Причиной психологических трудностей и стресса при сдаче ЕГЭ и  ОГЭ является тот факт, что педагоги, занимаясь академической подготовкой к экзамену, не всегда уделяют должное внимание качественной психологической подготовке.

С психологической точки зрения, единый государственный экзамен имеет специфику, которая должна быть максимально учтена при подготовке.

      Как и всякое эмоциональное состояние,- состояние учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния учащихся перед экзаменами –это  важный аспект психологической подготовки к ОГЭ- в этом и состоят стратегия и задачи психологической подготовки выпускников к ОГЭ.

Педагог – психолог ……………………. Орёл В.Ю.

                                                                                                                 Приложение 1.

План работы по  психологической подготовке к  ОГЭ  учащихся  МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ.                             2015-2016 учебном год.

Вид работы/методика.

Направление работы

Цель проводимой работы

                                              Диагностическая работа.

ноябрь

Диагностика

школьной тревожности.

Ситуационной тревоги

Кондаша.

Диагностика школьной тревожности.

Выявление учеников с высоким уровнем тревожности для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

март

АНКЕТА

«Самооценка психологической

готовности к

ОГЭ»

(модификация методики М.Ю.Чибисовой)

Диагностика  личностной самооценки

Определить  уровень уверенности  учащиеся перед ОГЭ.

декабрь

ИЗУЧЕНИЕОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ  (МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ).  

Диагностика  личностной самооценки.  

Изучение  психологической готовности учеников к итоговой аттестации.

апрель

ТЕСТ

“Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ОГЭ”

Диагностика уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ОГЭ.

Изучение  уровня осведомленности о процедуре ОГЭ и психологической готовности учеников к итоговой аттестации.

Коррекционно-развивающая работа с выпускниками.

ноябрь

Занятие по теме: «Фактор тревожности в предэкзаменационный период. Как снять напряжение».

Групповое занятие.-

-2 часа.

Формирование и развитие интереса к обучению в школе.

декабрь

Способы саморегуляции в стрессовой ситуации. Тренинг.

Занятие по теме: «Фактор тревожности в предэкзаменационный период. Как снять напряжение».- 3 часа

Развитие психологических знаний необходимых для успешной сдачи экзаменов.

январь

Поведение на экзамене. Беседа, рекомендации.

Профилактика стресса-1 час

Развитие навыков саморегуляции

февраль

Беседа, рекомендации.

Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала.

Обучение методам запоминания, релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения- 2 часа

 Приемы успешной тактики выполнения тестирования

март

Как сохранить спокойствие. Тренинг.

Проведение тренинговых занятий  «Подготовка к экзаменам. Управление стрессом» -2 часа

Формирование навыков преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена.

Апрель-май

Формула успеха». «Уверенность в себе». Занятие-тренинг

Как вести себя во время экзаменов – 4 часа.

Формирование навыков преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена

Октябрь,

февраль

Разработка  рекомендаций, памяток  для  учащихся, педагогов, родителей.

Как вести себя во время экзаменов.

Приемы успешной тактики выполнения тестирования

Работа с родителями.

декабрь

 «Психологический комфорт в семье во время экзаменов».

Выступление  на  родительском  собрании.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Оказание психологической поддержки родителям  по подготовке детей к ОГЭ.

В течение года

Консультирование родителей.

«Психологические особенности подготовки к ОГЭ».

Профилактика тревожности детей перед экзаменом.

Оказание психологической поддержки родителям.  

апрель

Родительское собрание.

 Как сдать экзамены успешно. - Беседа.

2.Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

Профилактика тревожности детей перед экзаменом.

Оказание психологической поддержки родителям.  

Работа с педагогическим коллективом.

февраль

Совещание «О психологической готовности выпускников к ОГЭ"

Анализ психологического состояния выпускников  перед итоговой аттестацией. Выработка решения о  работе с выпускниками. Рекомендации.

Создание условий для благоприятного проведения выпускных экзаменов.

В течение года

Консультирование учителей, работающих в выпускном классе.

«Индивидуальный подход при подготовке к экзамену к каждому выпускнику».

Выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену

Педагог – психолог ________________ Орёл В.Ю.

                                                                                                                    Приложение 2.

Программа психологического сопровождения выпускников при подготовке к ОГЭ. МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ  ООШ. 2015-2016 учебный год.

Тема занятия

дата

навыки

Форма занятия.

1

Занятие по теме: «Фактор тревожности в предэкзаменационный период. Как снять напряжение».

Ноябрь

2 часа

Развитие психологических знаний необходимых для успешной сдачи экзаменов. Профилактика экзаменационного стресса

Беседа-тренинг

2

Способы саморегуляции в стрессовой ситуации.

Декабрь

3 часа

Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.

Беседа-тренинг.

3

Поведение на экзамене.

Январь

1 час

 Психологическая подготовка обучающихся к ОГЭ. Стратегия деятельности обучающихся на экзамене.

Процессуальные знания: Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника

Беседа, рекомен

дации.

4

Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала..

Февраль

2 часа

Знакомство с приемами осмысленной работы с текстами.

Беседа-тренинг рекомен

дации.

5

Как сохранить спокойствие.

Март-

2 часа

Познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Занятие-тренинг.

6

Формула успеха». «Уверенность в себе».

Апрель-май

4часа

Познакомить выпускников с правилами и процедурой ОГЭ; повысить уверенность в себе, в своих силах; актуализация внутренних ресурсов.

Занятие-тренинг.

Педагог – психолог ………………………….. Орёл В.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ.

Экзамен –проверочное испытание по какому-нибудь учебному предметусловарь С.И.Ожегова...

Рекомендации учителю по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...

Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько совето...

Программа для психологической подготовки выпускников к ЕГЭ «ПУТЬ К УСПЕХУ».

Программапсихолого-педагогических мероприятийдля выпускников в период подготовкик единому государственному экзамену...

Организация психологической подготовки выпускников к экзаменам

В презентации представлен опыт работы педагога-психолога по подготовуке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ...

Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ, ОГЭ   нами подразумеваетсясформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностн...