Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 5-9 классах
рабочая программа по психологии по теме

Кускова Любовь Сергеевна

Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 5-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6-9klass8vid.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка

             

Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон  «Об образовании» Российской федерации.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Закон о защите прав ребенка.

           Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

   Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.

Основное содержание программы.

         Основные направления коррекционной работы:

  • совершенствование движений сенсорного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитее речи и овладение техникой чтения;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • развитие мотивов межличностных отношений.

Современные требования общества к развитию личности детей, с нарушением интеллекта, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направлённой на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

 Цель программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображение.

Задачи:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых координаций;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий;

- развитие мыслительных операций.

         Внимание учащихся с нарушением интеллекта характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.  Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности  является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

        Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с нарушением интеллекта наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

        На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.  

В развитии мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

 В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

 Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание  формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с нарушением интеллекта  наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к еденичному) умозаключения.

         Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов

Коррекционно – развивающая работа  с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

  • Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
  • Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
  • Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
  • Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. На  каждый класс выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 15 – 25 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

Теоретической основой программы коррекционннных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации  и индивузуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.

1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

 К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание  вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы  в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы хорошо выученный материал на других уроках.

К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при выполнении любого задания.  Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание принимается ими как новое.  Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.  Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.

   При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка: задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

     В дальнейшем трудность заданий следует увеличить пропорционально возрастающим возможностям ребёнка при подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики их мотивации деятельности.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения – налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать. Коррекционные занятия являются прекрасным средством решить эти задачи.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)

- проявлять логическое мышление;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- умение сотрудничать;

- уметь понимать и передавать свои чувства.

Своевременная психолого-педагогическая помощь умственно отсталым учащимся является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Методическое обеспечение программы:

Материал для развития мелкой моторики:

           - Пазлы.

           - Мягкая шнуровка.

           -  Тематические трафареты

           - Диагностический комплект для начальной школы.

Дидактические игры: «Времена года», «Что перепутал художник».

6 класс

Учащиеся должны уметь:

- проявлять интерес к познанию и самопознанию

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- уметь понимать и передавать свои чувства.

7  класс

Учащиеся должны уметь:

- проявлять интерес к познанию и самопознанию

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- уметь понимать и передавать свои чувства.

8  класс

Учащиеся должны уметь:

-  проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- опосредовать свою деятельность речью.

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- умение сотрудничать;

- уметь понимать и передавать свои чувства.

9  класс

Учащиеся должны уметь:

-  проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- уметь понимать и передавать свои чувства;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)

- проявлять логическое мышление;

- умение сотрудничать.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

6 класс (8 вид)

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (фактическая)

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 7).

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 7).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1.Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

2.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

3.Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

4.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Синтез слов и звуков»
  • Таблицы Шульте
  • Перепутанные линии

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти растение»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1)

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «На одну букву»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Повтори за мной»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Игра «Чей это дом?»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Считай и двигайся»
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Знаковый тест»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Что изменилось»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

4. Изучение механических законов запоминания

5. Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

7.Упражнения для развития вербальной памяти.

8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

9.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

2.Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»

3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

5.Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

6. Упражнения на развитие глазомера

7.Составление сюжетного рассказа

8. Развитие логического мышления

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

9. Задачи на сравнение

10. Диагностика развития мышления

Блок 3

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

7 класс (8 вид)

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (фактическая)

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 7).

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 7).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1.Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

2.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

3.Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

4.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Синтез слов и звуков»
  • Таблицы Шульте
  • Перепутанные линии

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти растение»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1)

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «На одну букву»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Повтори за мной»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Игра «Чей это дом?»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Считай и двигайся»
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Знаковый тест»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Что изменилось»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

4. Изучение механических законов запоминания

5. Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

7.Упражнения для развития вербальной памяти.

8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

9.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

2.Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»

3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

5.Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

6. Упражнения на развитие глазомера

7.Составление сюжетного рассказа

8. Развитие логического мышления

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

9. Задачи на сравнение

10. Диагностика развития мышления

Блок 3

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

8 класс (8 вид)

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, уровень сложности 8.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 8)
  • Исследование устойчивости внимания (методика «Исправь ошибки», уровень сложности 8)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 8).

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 7).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1.Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

3.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

4.Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

5.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Слова - невидимки»
  • Счет по 25, 30, 50
  • Перепутанные линии
  • Упражнение «Раскрась, что получилось»

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1)
  • Игра «Два дела одновременно»
  • Методика Мюнстерберга

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «Поиск предмета»
  • Игра «Поем вместе»
  • Игра «Повтори за мной»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки» - 2, 3 вариант
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Упражнение «Знаем ли мы пословицы»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Два дела одновременно»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Кто внимательнее»
  • Упражнение «Колесо обозрения»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

4. Изучение механических законов запоминания

5. Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

7.Упражнения для развития вербальной памяти.

8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

9.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

2.Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»
  • Анализ зрительного образа

3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

5.Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

6. Упражнения на развитие глазомера

7.Составление сюжетного рассказа

8. Развитие логического мышления

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

9. Задачи на сравнение

10. Диагностика развития мышления

Блок 3

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

9 класс (8 вид)

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения (план)

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, уровень сложности 9.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 9)
  • Исследование продуктивности и устойчивости внимания (методика «Исправь ошибки», уровень сложности 9)
  • Исследование избирательности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 8).
  • Определение уровня внимания и работоспособности (Методика «Счет» - 1 и 2 способ)

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 9).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»,  «Тройки слов» уровень сложности 9).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 9)
  • Диагностика логической и механической памяти (Методика «Запомни пару»)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 9)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт» уровень сложности 9)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.
  • Диагностика развития логического мышления (методики «Четвертый лишний», «Сохранение массы»)

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1. Упражнения для развития восприятия:

  • Упражнение «Таблица графических изображений»
  • Упражнение «Таблица цифр»
  • Упражнение «Таблица геометрических фигур»
  • Упражнение «Таблица  букв»
  • Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь набором фигур»

2. Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика «Назови цвет» М. Монтессори
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблицы геометрических фигур

3.  Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям:

  • Упражнение «Составь целое из частей»
  • Упражнение «Составь фигуры»

3.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Определи длину отрезка»
  • Игра «Определи размер на ощупь»
  • Игра «Делим на части»
  • Игра «Угадай голоса»
  • Игра «Развиваем чувство времени»
  • Игра «На какой странице закладка»

4.Коррекция и развитие пространственного восприятия:

  • Упражнение «Определи положение предметов»
  • Упражнение «Найди место»
  • Упражнение «Определи правую и левую сторону»

5.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Слова - невидимки»
  • Счет по командам
  • Игра « Синтез слов и звуков»
  • Методика «Таблицы Шульте»

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 20, 21 -1)
  • Игра «Два дела одновременно»
  • Методика Мюнстерберга

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Минутка»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «Что изменилось?»
  • Игра - разминка «Исходное положение»
  • Упражнение «Точки»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Упражнение «Чей это дом?»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Два дела одновременно»
  • Игра «Повторяем движения»
  • Игра «Считай и двигайся»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Кто внимательнее»
  • Упражнение «Колесо обозрения»
  • Игра «Поиск предмета»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Нелогичные парные ассоциации
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Игра «Снежный ком»
  • Игра «Я положил в мешок»
  • Игра «Восстанови пропущенное слово»
  • Упражнение «Скороговорки и считалки»

4. Развитие тактильной памяти:

  • Игра «передача воображаемого предмета»
  • Игра «Конспиратор»
  • Игра «Тактильный образ»

5. Развитие произвольной памяти:

  • Упражнение «Я фотоаппарат»
  • Упражнение «Запомни порядок»

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Запомни порядок
  • Игра «Кто больше увидит и запомнит»
  • Игра «Штирлиц»
  • Упражнение «Портрет»
  • Упражнение «Фигуры»

7.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Тренинг мышления. Интеллектуальные игры.

  • Занятие №1 «Поиск общего»
  • Занятие №2 «Что лишнее?» «Поиск предметов, обладающих общими свойствами»
  • Занятие № 3 «Поиск предметов с противоположными свойствами»
  • Занятие № 4 «Поиск предметов – звеньев, объединяющих данные предметы»
  • Занятие №5 «Учимся формулировать определения», «Учимся выражать мысли другими словами»
  • Занятие №6 «Перечень заглавий к рассказу», «Сокращение рассказа»
  • Занятие №7 «Ищем возможные причины», «Построение сообщения по алгоритму»
  • Занятие №8 «Выражения. Слова наоборот»
  • Занятие №9 «Учимся замечать главное» «Узнаем зашифрованные предложения»

2. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек
  • Упражнение «Платочек»
  •  Упражнение «Лабиринт»
  • Упражнение «Найди закономерность»

3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления:

  • Упражнение «Раздели на группы»
  • Логические задачи
  • Задачи на сравнение

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Упражнение «Отделение формы понятия от его содержания»
  • Упражнение «Установление связи между понятиями»
  • Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»
  • Упражнение «Выделение существенных признаков для сохранения логичности суждений»

5. Диагностика развития мышления

Блок 3

Игровые тренинги

Развитие коммуни-

кативных навыков

  • Занятие №1 игры «Путаница», «Колечко», «Мячик с путаницей»
  • Занятие №2 игры «Передай предмет», «Комплименты», «Я не знаю»
  • Занятие№3 Игры «Дракон, кусай свой хвост», «Скучно, скучно так сидеть», «Заколдованные»
  • Занятие№4 игры «Моргалки», «Лабиринт»
  • Занятие №5 игры «Ассоциации»,  «Неудобная ситуация»
  • Занятие №6 игры «2 узника», «Зеркало»
  • Занятие №7игры «пальчики», «Убийцы», «Диалоги»
  • Занятие №8 игры «Звери», «Шарады», «Телефонный разговор»
  • Занятие №9 игры «Загадочное существо», «Телефон  доверия»
  • Занятие №10 игра «Кораблекрушение»

Блок 4

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Литература:

  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник  игр и игровых упражнений» – М.: Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
  2. Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий».
  3. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
  4. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г.
  6. Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г.
  7. Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г.
  8. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Занятие по рограмме "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся С(К)ОУ VIII вида....