Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 5-9 классах
рабочая программа по психологии по теме
Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 5-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6-9klass8vid.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании» Российской федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон о защите прав ребенка.
Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.
Основное содержание программы.
Основные направления коррекционной работы:
- совершенствование движений сенсорного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитее речи и овладение техникой чтения;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- развитие мотивов межличностных отношений.
Современные требования общества к развитию личности детей, с нарушением интеллекта, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направлённой на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Цель программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображение.
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- развитие мыслительных операций.
Внимание учащихся с нарушением интеллекта характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с нарушением интеллекта наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для учащихся с нарушением интеллекта наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к еденичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
- Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
- Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
- Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
- Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. На каждый класс выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 15 – 25 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.
Теоретической основой программы коррекционннных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивузуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы хорошо выученный материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка: задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
В дальнейшем трудность заданий следует увеличить пропорционально возрастающим возможностям ребёнка при подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики их мотивации деятельности.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения – налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать. Коррекционные занятия являются прекрасным средством решить эти задачи.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- проявлять логическое мышление;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
Своевременная психолого-педагогическая помощь умственно отсталым учащимся является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Методическое обеспечение программы:
Материал для развития мелкой моторики:
- Пазлы.
- Мягкая шнуровка.
- Тематические трафареты
- Диагностический комплект для начальной школы.
Дидактические игры: «Времена года», «Что перепутал художник».
6 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
7 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
8 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- опосредовать свою деятельность речью.
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
9 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства;
- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- проявлять логическое мышление;
- умение сотрудничать.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
6 класс (8 вид)
Раздел | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (фактическая) | |||
Блок 1 | Входная диагностика познавательных процессов. | ||||||
1.Диагностика развития восприятия:
| |||||||
2.Диагностика развития внимания:
| |||||||
3.Диагностика развития памяти:
| |||||||
4.Диагностика развития мышления:
| |||||||
Блок 2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | ||||||
Коррекция, развитие и диагностика восприятия | 1.Коррекция и развитие восприятия цвета:
| ||||||
2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:
| |||||||
2.Игровые тренинги для развития наблюдательности:
| |||||||
3.Упражнения для развития воображения:
| |||||||
4.Диагностика развития восприятия | |||||||
Коррекция, развитие и диагностика внимания | 1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:
| ||||||
2. Коррекция и развитие переключения внимания:
| |||||||
3.Коррекция и развитие произвольного внимания:
| |||||||
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
| |||||||
5.Коррекция и развитие распределения внимания
| |||||||
6. Развитие объема внимания:
| |||||||
7.Диагностика развития внимания | |||||||
Коррекция, развитие и диагностика памяти | 1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:
| ||||||
2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:
| |||||||
3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:
| |||||||
4. Изучение механических законов запоминания | |||||||
5. Коррекция и развитие механической памяти:
| |||||||
6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:
| |||||||
7.Упражнения для развития вербальной памяти. | |||||||
8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. | |||||||
9.Диагностика развития памяти | |||||||
Коррекция, развитие и диагностика мышления | 1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:
| ||||||
2.Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления:
| |||||||
3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:
| |||||||
4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:
| |||||||
5.Коррекция и развитие причинного мышления:
| |||||||
6. Упражнения на развитие глазомера | |||||||
7.Составление сюжетного рассказа | |||||||
8. Развитие логического мышления
| |||||||
9. Задачи на сравнение | |||||||
10. Диагностика развития мышления | |||||||
Блок 3 | Заключительная диагностика | ||||||
1. Диагностика восприятия | |||||||
2.Диагностика внимания | |||||||
3. Диагностика памяти | |||||||
4. Диагностика мышления |
Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
7 класс (8 вид)
Раздел | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (фактическая) | |||
Блок 1 | Входная диагностика познавательных процессов. | ||||||
1.Диагностика развития восприятия:
| |||||||
2.Диагностика развития внимания:
| |||||||
3.Диагностика развития памяти:
| |||||||
4.Диагностика развития мышления:
| |||||||
Блок 2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | ||||||
Коррекция, развитие и диагностика восприятия | 1.Коррекция и развитие восприятия цвета:
| ||||||
2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:
| |||||||
2.Игровые тренинги для развития наблюдательности:
| |||||||
3.Упражнения для развития воображения:
| |||||||
4.Диагностика развития восприятия | |||||||
Коррекция, развитие и диагностика внимания | 1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:
| ||||||
2. Коррекция и развитие переключения внимания:
| |||||||
3.Коррекция и развитие произвольного внимания:
| |||||||
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
| |||||||
5.Коррекция и развитие распределения внимания
| |||||||
6. Развитие объема внимания:
| |||||||
7.Диагностика развития внимания | |||||||
Коррекция, развитие и диагностика памяти | 1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:
| ||||||
2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:
| |||||||
3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:
| |||||||
4. Изучение механических законов запоминания | |||||||
5. Коррекция и развитие механической памяти:
| |||||||
6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:
| |||||||
7.Упражнения для развития вербальной памяти. | |||||||
8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. | |||||||
9.Диагностика развития памяти | |||||||
Коррекция, развитие и диагностика мышления | 1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:
| ||||||
2.Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления:
| |||||||
3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:
| |||||||
4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:
| |||||||
5.Коррекция и развитие причинного мышления:
| |||||||
6. Упражнения на развитие глазомера | |||||||
7.Составление сюжетного рассказа | |||||||
8. Развитие логического мышления
| |||||||
9. Задачи на сравнение | |||||||
10. Диагностика развития мышления | |||||||
Блок 3 | Заключительная диагностика | ||||||
1. Диагностика восприятия | |||||||
2.Диагностика внимания | |||||||
3. Диагностика памяти | |||||||
4. Диагностика мышления |
Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
8 класс (8 вид)
Раздел | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
Блок 1 | Входная диагностика познавательных процессов. | |||
1.Диагностика развития восприятия:
| ||||
2.Диагностика развития внимания:
| ||||
3.Диагностика развития памяти:
| ||||
4.Диагностика развития мышления:
| ||||
Блок 2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | |||
Коррекция, развитие и диагностика восприятия | 1.Коррекция и развитие восприятия цвета:
| |||
2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:
| ||||
3.Игровые тренинги для развития наблюдательности:
| ||||
4.Упражнения для развития воображения:
| ||||
5.Диагностика развития восприятия | ||||
Коррекция, развитие и диагностика внимания | 1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:
| |||
2. Коррекция и развитие переключения внимания:
| ||||
3.Коррекция и развитие произвольного внимания:
| ||||
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
| ||||
5.Коррекция и развитие распределения внимания
| ||||
6. Развитие объема внимания:
| ||||
7.Диагностика развития внимания | ||||
Коррекция, развитие и диагностика памяти | 1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:
| |||
2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:
| ||||
3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:
| ||||
4. Изучение механических законов запоминания | ||||
5. Коррекция и развитие механической памяти:
| ||||
6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:
| ||||
7.Упражнения для развития вербальной памяти. | ||||
8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. | ||||
9.Диагностика развития памяти | ||||
Коррекция, развитие и диагностика мышления | 1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:
| |||
2.Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления:
| ||||
3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:
| ||||
4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:
| ||||
5.Коррекция и развитие причинного мышления:
| ||||
6. Упражнения на развитие глазомера | ||||
7.Составление сюжетного рассказа | ||||
8. Развитие логического мышления
| ||||
9. Задачи на сравнение | ||||
10. Диагностика развития мышления | ||||
Блок 3 | Заключительная диагностика | |||
1. Диагностика восприятия | ||||
2.Диагностика внимания | ||||
3. Диагностика памяти | ||||
4. Диагностика мышления |
Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
9 класс (8 вид)
Раздел | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения (план) |
Блок 1 | Входная диагностика познавательных процессов. | ||
1.Диагностика развития восприятия:
| |||
2.Диагностика развития внимания:
| |||
3.Диагностика развития памяти:
| |||
4.Диагностика развития мышления:
| |||
Блок 2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | ||
Коррекция, развитие и диагностика восприятия | 1. Упражнения для развития восприятия:
| ||
2. Коррекция и развитие восприятия цвета:
| |||
3. Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям:
| |||
3.Игровые тренинги для развития наблюдательности:
| |||
4.Коррекция и развитие пространственного восприятия:
| |||
5.Диагностика развития восприятия | |||
Коррекция, развитие и диагностика внимания | 1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:
| ||
2. Коррекция и развитие переключения внимания:
| |||
3.Коррекция и развитие произвольного внимания:
| |||
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
| |||
5.Коррекция и развитие распределения внимания
| |||
6. Развитие объема внимания:
| |||
7.Диагностика развития внимания | |||
Коррекция, развитие и диагностика памяти | 1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:
| ||
2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:
| |||
3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:
| |||
4. Развитие тактильной памяти:
| |||
5. Развитие произвольной памяти:
| |||
6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:
| |||
7.Диагностика развития памяти | |||
Коррекция, развитие и диагностика мышления | 1. Тренинг мышления. Интеллектуальные игры.
| ||
2. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:
| |||
3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления:
| |||
4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:
| |||
5. Диагностика развития мышления | |||
Блок 3 | Игровые тренинги | ||
Развитие коммуни- кативных навыков |
| ||
Блок 4 | Заключительная диагностика | ||
1. Диагностика восприятия | |||
2.Диагностика внимания | |||
3. Диагностика памяти | |||
4. Диагностика мышления |
Литература:
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» – М.: Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
- Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий».
- Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
- Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г.
- Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г.
- Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г.
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Теоретические аспекты диагностики по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида.
Схема обследования детей 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида....
Методическая разработка в форме диагностического бланка по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида.
Бланки для диагностики....
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"
Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Занятие по рограмме "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся С(К)ОУ VIII вида....
развивающее занятие для обучающихся 2 класса коррекционной школы по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики с использованием элементов цветотерапии" с презентацией
Данное занятие предназначено дла обучающихся 2 класса коррекциооной школы, направлено на развитие моторики с элементами цветотерапии....