Психология девиантного поведения
презентация к уроку по психологии на тему

Кускова Любовь Сергеевна

Рекомендации для родителей и учителей при работе (общении)

с детьми с девиантным поведением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_deviantnogo_povedeniya.pptx98.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология девиантного поведения

Слайд 2

Подходы к определению понятия Педагогический подход. Отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит

Слайд 3

Подходы к определению понятия Медицинский подход. Отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Слайд 4

Подходы к определению понятия Психологический подход . Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Слайд 5

Причины девиантного поведения: Нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко , B.C. Мухина, А.В. Петровский, Л. Пожар, X. Ремшмидт ). В деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин , М.Ю. Кондратьев ). Влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов ). Влияние образа жизни семьи и семейных отношений — детско-родительских, детско-детских . Характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко , Г.М. Миньковский , В.А. Петровский, Т.Н. Э.Г. Эйдемиллер , В.В. Юстицкий и др .). Выраженное протекание возрастных кризисов (Ф. Дольто , Л.С. Сагатовская , Д.И. Фельдштейн , Л.Б. Филонов, Э. Эриксон ). Членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин ). Влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко ). Влияние мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина , М. Лукьяненков).

Слайд 6

Частые причины девиантного поведения: 1. Причины , связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. 2. П ричины социального и психологического характера. 3. П ричины , связанные с возрастными кризисами.

Слайд 7

Классификация девиантного поведения ( Е.В.Змановская ) 1. Антисоциальное поведение - поведение , противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Поступки: н асилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство; хулиганство; вандализм; вымогательство; порча чужого имущества; торговля наркотиками . 2. Асоциальное поведение - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений. Поступки: п обеги из дома; систематические пропуски в школе; агрессивное поведение; ложь; беспорядочные половые связи; ненормативная лексика . 3. Аутодеструктивное поведение – поведение , отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности. Поступки: курение, токсикомания, наркомания, алкоголизм, самоповреждение, суицид .

Слайд 8

Методы коррекции девиантного поведения: 1. Стимулирование позитивной мотивации- желания из­менения себя, своего поведения. А. Оценка негативных последствий заключается в просьбе как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. Б . Стимулирование позитивных изменений выступает групповое убеждение. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет ). В. Проектирование будущего предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.

Слайд 9

Методы коррекции девиантного поведения: 2. Методы коррекции эмоциональных состояний: А . Арт-терапия , игровая терапия. Б. Отреагирование эмоций в социально приемлемой форме . 3. Методы саморегуляции. А . Обучение ре­лаксации (расслаблению). Нервно- мышечная релаксация - цикл «фокусировка — напря­жение — фиксация(закрепление) — освобождение—расслабление» . Ментальная релаксация подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сце­ны . Б. Обучение самоконтролю: * Самонаблюдение за собственным поведением. * После развития навыков самонаблюдения переходят к форми­рованию самоконтроля (положи­тельное самоподкрепление ).

Слайд 10

Методы коррекции девиантного поведения: 4. Когнитивное переструктурирование - изменение содержа­ния когнитивных процессов (умозаключение, восприятие, классификация и т.д.) можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведен­ческой сферах. А. Идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей, убеждений : «Я плохая (плохой)», «Меня нельзя любить» и другое. Важно, чтобы ребенок сам исследовал свое поведение и убедился в неправильности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются при­чиной многих его бед. Б. Обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе ребенка.

Слайд 11

Методы коррекции девиантного поведения: 5. Прекращение нежелательного поведения . А. Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения свода правил (санкциях за нарушение или не исполнение). Происходит стимулирование личной ответственности за свое поведение. Б. Тайм-аут - это процедура, которую поведенческие консуль­танты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивны­ми или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавате­ля и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс. При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведе­ния и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение.

Слайд 12

Методы коррекции девиантного поведения: 6. Формирование позитивного поведения. А. Отрицательное подкрепление - удаление чего-то в данной ситуации . Б. Позитивное подкрепление - главный метод изменения пове­дения. Условия успеха: *подкрепление должно быть индивидуально значимым; *подкрепление должно применяться систематически и немед­ленно вслед за желательным поведением; *связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой . Жетоны — это ве­щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти­мулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства. Программы жетон­ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме­на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу­чения подкрепляющих стимулов.

Слайд 13

Рекомендации для родителей и учителей при работе (общении) с детьми с девиантным поведением: * Единые требования при воспитании ( совместная работа психолога, воспитателя, учителя и родителей ). * Последовательность воспитательных, коррекционных воздействий. * Обучать детей отреагированию негативных эмоций, саморегуляции . * Адекватность требований. * Эмоциональный комфорт в семье и в школе. * Демократический стиль воспитания. * За содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния. Стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, ко...

Рекомендации родителям в случаях обнаружения признаков суицидального и девиантного поведения несовершеннолетних, рекомендованные психологом колледжа для внимания родителей студентов 1-2 курсов

Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых. Дорогие родители, прошу ознакомиться с материалами, посвященными вопросам курения подростов и использования мим вейпов. Материал по данно...

Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»

Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...

Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.

В данном материале представленна программа индивидуального сопровождения подростка с девиантым поведением....