занятие по психологии "Конфликты. Инструкция по эксплуатации."
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНФЛИКТЫ.ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Практикум по культуре общения

Слайд 2

СПОР – СЛОВЕСНОЕ СОСТЯЗАНИЕ, ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ. Существуют противоречия в точках зрения. ПРОТИВОРЕЧИЯ – РАССОГЛАСОВАНИЕ мотивов, потребностей, взглядов, убеждений, интерпретации информации, ожиданий, знаний, умений, способностей эмоциональных и психических состояний, и т.д. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦ ИЯ – ЭТО СКРЫТОЕ ИЛИ ЯВНОЕ ПРОТИВОБОРСТВО СТОРОН КОНФЛИКТ – ПРОЦЕСС РЕЗКОГО ОБОСТРЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ И БОРЬБЫ 2-Х И БОЛЕЕ СТОРОН

Слайд 3

" Акула " - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование). Преимущества : не копятся отрицательные эмоции; подходит для экстремальных ситуаций. Недостатки : конфликт не решается справедливо; постоянный конфликт со всеми

Слайд 4

"Сова" - ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)". Преимущества : справедливое, окончательное разрешение конфликта. Недостатки : «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.

Слайд 5

"Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс). Преимущества : быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое. Недостатки : может накапливаться неудовлетворённость у людей

Слайд 6

"Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость). Преимущества : сохраняются взаимоотношения между людьми. Недостатки : конфликты не решаются, накапливаются и снова возникают

Слайд 7

"Черепаха" - отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание). Преимущества : это «безопасный стиль в опасности»; человек сам конфликты не создаёт. Недостатки : конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Слайд 8

Я - СООБЩЕНИЕ Я Чувства Мне плохо Чего не хватает

Слайд 9

АЛГОРИТМ 1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: « Когда ты накричала на меня при ребятах …». 2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «… я почувствовал себя неудобно …». 3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей …». 4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: « … тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям ».

Слайд 10

ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ: Не употребляйте конфликтогены : это слова, которые могут привести к конфликту. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген . Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость, сопереживание) к собеседнику. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Слайд 11

АЛГОРИТМ 1 шаг: Почему? Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят. 2 шаг: Зачем? Установить потребности участников, а не только их цели 3 шаг: Как? Каковы варианты решения? 4 шаг: Что? Какое решение устроит всех.

Слайд 12

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ: Нельзя откладывать решение назревшего конфликта. Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором. Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого. Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику. Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь - спокойствие.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

         Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

 Часто- 3 балла  От случая к случаю- 2  Редко- 1

Вопрос: « Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Ответы:

1.Угрожаю или дерусь. ___

2.Стараюсь принять точку зрения  противника, считаюсь с ней как со своей.__

3. Ищу компромиссы.___

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.__

5. Избегаю противника.__

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.__

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.__

8. Иду на компромисс.__

9.Сдаюсь.__

10. Меняю тему…__

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.__

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.__

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.__

14. Предлагаю мир.__

15. Пытаюсь обратить все в шутку.__

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11    Общее количество баллов ________

тип «Б»- 2,7,12    Общее количество баллов ________

тип «В»- 3,8,13    Общее количество баллов ________

тип «Г»- 4,9,14    Общее количество баллов ________

тип «Д»- 5,10,15  Общее количество баллов ________

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые  удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны   на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо  - «вовремя уйти». Вы стараетесь не  обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.



Предварительный просмотр:

НОУ СОШ Образовательный центр АО «Газпром»

Дата

02.10.2016

Групповое тренинговое занятие

Класс 9

Тема:

«Конфликты»

Цель:

Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

План:

  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Упражнение

4. Рефлексия

Содержание занятия:

  1. Шкала: бесконфликтный, единожды конфликтовал, участились конфликты в жизни.
  2. Запись на листочках примеры КС из собственной жизни.
  3. Обсуждение

- В жизни часто встречаются п. «спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?

-Что такое «КС»?

-С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

- Что чаще всего для вас является причиной конфликта?

- Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

  1. Тест «Оценка собственного поведения в КС» - результаты.
  2. Презентация. Стили (+/-), от нашей цели, я сообщение.
  3. Пробы формулировки «Я, чувства, мне плохо, чего не хватает».
  4. На команды – выработка «Правил поведения» и «Алгоритм в КС» (Почему? Зачем? Как? Что?). Пробы на примерах из п.2
  5. Рефлексия. Что можно будет применить в жизни?

Описание. Задача.

Наблюдение:

ФИО Психолога:

Лис Л.В.


«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.  

Тип 1 "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование). Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Преимущества: не копятся отрицательные эмоции;  подходит для экстремальных ситуаций. Недостатки: конфликт не решается справедливо;  постоянный конфликт со всеми

 «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.  Тип 2 "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

Преимущества: справедливое, окончательное разрешение конфликта.

Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других. 

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. Компромисс – это уступка во мнениях или  действиях с обеих сторон. Путем  и на основании взаимных уступок достигается разрешение конфликтных  положений между сторонами. Может также означать – взаимное соглашение. Соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.

   Тип 3 "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Преимущества: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.

Недостатки: может накапливаться неудовлетворённость у людей

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей. 

 Тип 4 "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми.

Недостатки: конфликты не решаются, накапливаются и снова возникают

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения»  Тип5"Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Преимущества: это «безопасный стиль в опасности»; человек сам конфликты не создаёт.

Недостатки: конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для выполнения практических занятий с использованием ПК Раздела 2 ПМ 1. МДК 01.02. для студентов специальности 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Данное пособие составлено в соответствии с рабочей программой профессионального модуля (ПМ 01) специальности 270841 и предназначено для использования в качестве руководства при выполнении практических...

Методическое пособие «Цикл аудиторных занятий по изучению лексико-грамматического материала по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования."

В данном методическом пособии представлены методические разработки аудиторных занятий для студентов 3 курса, специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеха...

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация...

Отчет по практическому занятию по английскому языку студентов 3 курса по специальности "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений"

Перед Вами представлен отчет студентов 3 курса практического занятия по специальности "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений". Тема практического занятия "Prod...

Методические указания к практическим занятиям по ОУД. 01. Математика:алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине ОУД. 01.  Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальности  13.02.11 Техни...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности( легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры,спорт. игры)...

ПМ 2 ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Представить инструкции по технике безопасностипри занятиях базовыми и новыми видамифизкультурно-спортивной деятельностиВыбрать 3 вида физкультурно-спортивнойдеятельности и по ним представить инструкци...