Родительское собрание "Особенные дети"
материал по психологии на тему

Кускова Любовь Сергеевна

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoy.doc45 КБ
Файл osobennye_deti.pptx79.05 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc32 КБ
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта

Под нарушение интеллекта (умственная отсталость) отечественными специалистами понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).

Выделяют две основные формы нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место раннее, внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.

При олигофрении выделяют три степени нарушения интеллекта: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность –  легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении (коэффициент интеллекта 50-69). Характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения.

Имбецильность – средняя степень олигофрении (коэффициент интеллекта 20-49). Словарный запас скудный, детей не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки.

Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении (коэффициент интеллекта менее 20). При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корригируются.

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов.

1.  Известно, что при нарушении интеллекта оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие страдает из-за снижения, у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей.

2. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Детям с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину или текст). Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами.

3. Дети с нарушением интеллекта выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

4. При предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

5. Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. 

6. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ж. И. Шиф и другие), все эти операции у детей с нарушением интеллекта недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

7. Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности мышления. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

8. Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции отвлечения и обобщения. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.

9. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок.

Они, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

10. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л.В. Занков и В.Г. Петрова, слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.

11. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит детей с нарушением интеллекта к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости.

У таких детей отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

12. Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с нарушением интеллекта отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

13. У данной категории детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона.

Это связано с тем, что при возникновении трудностей дети не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

14. У детей с нарушением интеллекта проявляется не только не сформированность познавательной деятельности, но и нарушение эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и тому подобное. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, дети с нарушением интеллекта предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.

Из-за не посильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Все отмеченные особенности психической деятельности детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенные дети

Слайд 2

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта нарушение интеллекта - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).

Слайд 3

Для детей с нарушением интеллекта характерно 1. Известно, что при нарушении интеллекта оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие страдает из-за снижения, у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения, недоразвития речи , но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей.

Слайд 4

Для детей с нарушением интеллекта характерно 2. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Детям с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину или текст). Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами.

Слайд 5

Для детей с нарушением интеллекта характерно 3. Дети с нарушением интеллекта выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Слайд 6

Для детей с нарушением интеллекта характерно 4. При предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение . В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Слайд 7

Для детей с нарушением интеллекта характерно 5 . Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

Слайд 8

Для детей с нарушением интеллекта характерно 6. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания . Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Слайд 9

Для детей с нарушением интеллекта характерно 7. Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности мышления. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Слайд 10

Для детей с нарушением интеллекта характерно 8. Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов . В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции отвлечения и обобщения. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Слайд 11

Для детей с нарушением интеллекта характерно 9. Отличительной чертой мышления является некритичность , невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Слайд 12

Для детей с нарушением интеллекта характерно 10. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние , иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

Слайд 13

Для детей с нарушением интеллекта характерно 11. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит детей с нарушением интеллекта к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости.

Слайд 14

Для детей с нарушением интеллекта характерно 12 . Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с нарушением интеллекта отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Слайд 15

Для детей с нарушением интеллекта характерно 13. У данной категории детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что при возникновении трудностей дети не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Слайд 16

Для детей с нарушением интеллекта характерно 14. У детей с нарушением интеллекта проявляется не только не сформированность познавательной деятельности, но и нарушение эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций . Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и тому подобное. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, дети с нарушением интеллекта предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за не посильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Слайд 17

Памятка для родителей. В каждом ребенке есть возможности и способности, которые нужно увидеть, поддержать и раскрыть. Каждый ребенок уникален. Второго такого нет на свете. В этом его ценность. Нарушение интелекта это нарушения в области понимания. Неправильное окружение превращает это в недостаток. Значит, это проблема окружения, а не ребенка. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный путь такой же, как и у других людей. Ребенок с нарушением интеллекта имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему это возможность.

Слайд 18

Основные задачи воспитания для родителей. Создание спокойной, доброжелательной обстановки дома. Создание оптимальных условий для развития ребенка: все занятия с ребенком проводить в игровой форме, использовать игровой материал, развивающий кругозор и речь ребенка; чаще хвалить за успехи (ситуация успеха); поддержание инициативы ребенка; слушать, не перебивать, давать возможность самостоятельно действовать; развивать речь ребенка, обогащать словарный запас; мы думаем глаголами, поэтому нужно развивать не предметные (существительные) а глагольные, действенные слова; создание ситуаций заинтересованности общением; при общении нужно опираться на предметно-практическую деятельность; формирование положительных привычек; чтение и счет (читать, считать все вокруг); приучить выполнять домашние обязанности, обслуживать себя и близких.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

  1. В каждом ребенке есть возможности и способности, которые нужно увидеть, поддержать и раскрыть.
  2. Каждый ребенок уникален. Второго такого нет на свете. В этом его ценность.
  3. Нарушение интелекта это нарушения в области понимания. Неправильное окружение превращает это в недостаток. Значит, это проблема окружения, а не ребенка.
  4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный путь такой же, как и у других людей.
  5. Ребенок с нарушением интеллекта имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему это возможность.

Основные задачи воспитания для родителей.

  1. Создание спокойной, доброжелательной обстановки дома.
  2. Создание оптимальных условий для развития ребенка:
  • все занятия с ребенком проводить в игровой форме, использовать игровой материал, развивающий кругозор и речь ребенка;
  • чаще хвалить за успехи (ситуация успеха);
  • поддержание инициативы ребенка;
  • слушать, не перебивать, давать возможность самостоятельно действовать;
  • развивать речь ребенка, обогащать словарный запас; мы думаем глаголами, поэтому нужно развивать не предметные (существительные) а глагольные, действенные слова;
  • создание ситуаций заинтересованности общением;
  • при общении нужно опираться на предметно-практическую деятельность;
  • формирование положительных привычек;
  • чтение и счет (читать, считать все вокруг);
  • приучить выполнять домашние обязанности, обслуживать себя и близких.

Способы воздействия с возбудимыми детьми:

  1. Предупреждать возможные конфликты. Если же он возник и наблюдается вспышка, нельзя оставлять ребенка одного. Не говорить, если ему не нравится, но нужно держать его в поле зрения. Проанализировать, что вызывает это состояние. Часто это бывает повышение тона голоса, жара в помещении, неудобная одежда, несвоевременная еда. Избегать таких факторов. Разговор спокойным, требовательным тоном. Также можно переключить внимание ребенка (поговорить на отвлеченную тему);
  2. Методы релаксации (реже дышать, сложить пальчики вместе, ручки на коленки и дышим вдох-выдох).


Предварительный просмотр:

Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребёнка с проблемами интеллектуального развития.

 Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребёнка, и лишь около 40 % семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребёнка являются:

 - потворствующая гиперопека;

 - стиль «фобия потери ребёнка»;

 - скрытая или открытая отчуждённость, связанная с психической депривацией ребёнка (негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения са́мых необходимых жизненных потребностей).

Наиболее тяжёлым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребёнка.

 Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребёнка, его возможности, а также с «фобией утраты ребёнка». Гипертрофированный страх за ребёнка передаётся от матери к самому ребёнку, формируя у него «избегающее поведение». В таком случае речь не идёт даже об элементах самостоятельности у ребёнка.

Эмоциональное отвержение, неотзывчивость родителей (особенно матери),  отсутствии отклика на потребности детей, пренебрежении их чувствами чаще всего имеет место:

- когда ребёнок не оправдывает ожиданий родителей,

-не удовлетворяет социальных амбиций,

 Последствия:

- в повышенном уровне тревожности у ребёнка,

- отставании в психическом развитии,

- его педагогической запущенности,

- замедляют развитие способностей ребёнка,

- девиантном поведении в более старшем возрасте.

Необходимо:

- привязанность к матери – необходимая стадия психического развития, т.к. ребёнок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира,

- родителям о необходимости сохранения физического и психического здоровье ребёнка,

- сохранения контакта с окружающим миром, что способствует социальной адаптации ребёнка.

- важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребёнку.

- родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребёнка.

 - надо учить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми.

- следует знакомить ребёнка с различными явлениями, происходящими в естественных для него условиях.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребёнка избирать ту или иную тактику с ними на основе принципов:

 1. В каждом ребёнке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

 2. Каждый ребёнок является уникальной личностью.

3. Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворённое окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

 4.Ребёнок с нарушениями в интеллектуальном развитии растёт и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

5. Ребёнок с нарушенным интеллектом имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.

Давайте предоставим ему эту возможность! Для более успешного развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и не менее важно, чтобы семья не зацикливалась на своём горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребёнка. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребёнка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Оказывая помощь семье, специалист даёт полную информацию об особенностях их ребёнка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчёркивая последние. Нужно убедить мать, что больной ребёнок, как это не парадоксально, является не столько обузой для неё, сколько источником её духовного роста. Начиная помогать собственному ребёнку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Дети и СМИ"

Материал данного родительвгого собрания рассказывает о влиянии средств массовой информации на детей, даны рекомендации взрослым....

Родительское собрание "Дети и деньги"

Сценарий родительского собрания "Дети и деньги" (с презентацией)...

Родительское собрание "Дети и Интернет"

Презентация к родительскому собранию  "Дети и Интернет". Этика и вежливое общение, внимательность, осторожность - факторы безопасности при работе в сети Интернет....

Родительское собрание "Детям о правилах дорожного движения"

Материал для родительского собраия содержит:Анкета для родителейЛекция "По дороге в школу "Материал "Дорожные ловушки"План выступления на родительском собрании...

Родительское собрание "Дети и деньги" с мультимедийной презентацией

Рассматриваются две проблемы: 1) отношение детей к личным деньгам; 2) дети или дополни тельный заработок. Материал сопровождается мультимедийной презентацией....

Родительское собрание "Дети и Интернет"

Предлагаемый материал может быть использован классными руководителями при подготовке и проведении родительских собраний, а также  при  проведении воспитательных занятий с детьми....