Памятка для педагогов "Профилактика утомления и переутомления учащихся"
консультация по теме

Савельева Светлана Анатольевна

Памятка содержит рекомендации для педагогов начальных классов по профилактике утомления и переутомления учащихся с интеллектуальными нарушениями. Материал дополняет выступление педагога-психолога на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Профилактика утомления и переутомления учащихся

1. Соблюдение режима дня.

2. Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения (чистота, свежесть воздуха, освещение и т.д.)

3. Построение занятий с учетом динамики умственной работоспособности, что предполагает:

- учет особенностей врабатывания детей данного возраста;

- обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

- поддержание работоспособности при появлении первых внешних признаков утомления.

4. Соотнесение объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

5. Снижение утомляемости за счет совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность.

6. Использование приемов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

7. Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):

- своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);

- рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определенными видами учебной деятельности);

- соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 минут занятия по 1 минуте оздоровительной)

8. Количество видов деятельности ребенка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность.

9. Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т. п.).

10. Учитель на уроке – самый сильный раздражитель. Поэтому важно учителю находиться в течение всего урока в спокойном и работоспособном состоянии. Не все умственно отсталые дети могут переносить повышенный тон, частые замечания или даже резкие движения учителя. Одни из них в таких случаях затормаживаются, другие, напротив, возбуждаются. Те и другие, нередко в этих условиях не способны работать.

11.Помните, что показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с занятия.

На перемене, после уроков:

  1. Хорошо изменить положение тела (полежать).
  2. У детей должна быть легальная возможность побеситься.
  3. Использовать возможности комнаты психологической разгрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение...

Признаки утомления и переутомления. Меры по их предупреждению.

Признаки утомления и переутомления. Меры по их предупреждению.Содержание:•Утомление•Умственное утомление•Переутомление•Признаки переутомления•Предупреждение переутомления•Лечение переутомленияУтомлени...

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по здоровьесбережению "Психогимнастика как средство активизации учебной деятельности и профилактики переутомления учащихся".

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выступления участникам предлагался небольшой спихофи...

Умственное утомление и переутомление у школьников

Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы....

Умственное утомление и переутомление у школьников

Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.·    Вхождение в работу;·    Стадия оптимальной работоспособности;·  ...

Использование аудио-лингвальных элементов для снятия симптомов фрустрации и переутомления учащихся

Результаты использования аудио-лингвальных элементов в личной практике...