Обобщение психолого-педагогического опыта по теме "Коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками посредством пластилинографии"
опыты и эксперименты по психологии по теме

Чокова Лиана Игоревна

Обобщение психолого-педагогического опыта работы психолога МКОУ "Ташантинская ООШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_plastilinografii.docx72.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РА                                 Управление образования  МО «Кош – Агачский район»    

  МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа»

Развитие творческих способностей у младших школьников посредством техники «пластилинография»

(Психолого - педагогический опыт)

Педагог – психолог 1КК                                                                                

  МКОУ «Ташантинская ООШ»»      

   __________Л.И.Чокова

c.Ташанта

2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность и перспективность опыта…………………………….….3
  2. Цели и задачи опыта………………………………………………….…..4
  3. Новизна опыта……………………………………………..……………...5
  4. Ведущая идея опыта……………………………………………………....6
  5. Этапы работы над опытом………………………………………………..7
  6. Научность……………………………………………………………….....7
  7. Теоретическая база опыта…………………………………………….…..9
  8. Технология опыта………………………………………………………...13
  9. Преемственность………………………………………………………….21
  10. Перспективность и адресность…………………………………………..22
  11. Результативность………………………………………………………….23
  12. Распространение опыта…………………………………………………..26
  13. Заключение………………………………………………………………...27

Список литературы………………………………………………………..28

Приложение 1………………………………………………………………30

Приложение 2………………………………………………………………31

Приложение 3………………………………………………………………32

Приложение 4………………………………………………………………33

Приложение 5………………………………………………………………34

  1. Актуальность и социальная значимость

Объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

     Сейчас в сообществе в особенности живо чувствуется надобность в людях инициативных, творческих, готовых отыскать новейшие подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных существовать в новеньком демократическом сообществе и существовать полезными этому социуму. В связи с чем, необыкновенную злободневность получает сейчас неувязка развития творческой энергичности личности.  

     Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может.

    Исходя из ранее сказанного, сейчас в педагогической науке и практике идет напряженный розыск новейших, необычных форм, методик и приемов обучения. Обширное распределение получают нетрадиционные виды уроков и занятий , проблемные способы обучения, корпоративные творческие дела во внеклассной работе, содействующие развитию творческой энергичности младших школьников.

Значимость и надобность развития творческой энергичности учащихся в практике психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов обусловили выбор темы самообразования  «Развитие творческих способностей у младших школьников посредством техники «пластилинографии»».    

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу:        предполагается, что использование

нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать развитию творческих способностей детей  младшего школьного возраста, и развитию их интегративных качеств.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование возможностей пластилинографии в развитии творческих способностей.

Целью настоящей работы является развитие творческих способностей  обучающихся младшего школьного возраста средствами пластилинографии.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- выявление первичного уровня творческих способностей младших школьников ;
- создание условий для развития творческих способнсотей ;
- разработка и реализация программы, методов, форм работы по развитию творческих способностей младших школьников в  технике «пластилинография»;

-
- формирование системы мониторинга;
- компетентностный подход в обучении всех субъектов образовательного процесса.

Теоретическая значимость опыта  состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов развития творческих способностей младших школьников и их реализации в воспитательном процессе во время игровой деятельности.

Практическая значимость опыта  состоит в разработке рекомендаций:

·  Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у младших школьников;

  1. Новизна опыта

    Новизна данного опыта  подтверждается очень малым количеством  каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей.

А также состоит в особой организации психологической деятельности, обеспечивающей развивающий эффект и творческий характер деятельности в начальной школе, а также в обосновании методических рекомендаций по развитию творческих способностей при использовании их в работе с младшими школьниками. Для развития креативности младших школьников, необходима реализация его потребностей, возникшими во время занятий. Креативность на занятиях по пластилинографии связывается со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием.

   Новизна моей работы заключается еще  в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию творческих способностей обучающихся  младшего школьного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом,  развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства

  1. Ведущая деятельность опыта

Я согласна с мнением Сухомлинсхого:  «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев»,рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной арт-терапии  вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребенок учится планировать и доводить работу до конца. 

С помощью данной техники можно реализовать следующие задачи:

  • совершенствовать зрительное восприятие.
  • способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию:
  • развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;
  • развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук;
  • развивать фантазию, воображение, пространственное мышление;
  • формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.
  • способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.

  1.  Этапы работы над опытом:
  1. Диагностико-теоритический(2014-2015)
  1. Выявление уровня творческих способностей младших школьников;
  2. Изучение методической и научной литературы. Накопление теоритического материала.
  3. Выявление перспективных направлений развития творческих способностей(составление программы занятий по пластилинографии)
  1. Практический (2015-2016)
  1. Апробация и внедрение программы работы психолога «Пластилиновые чудеса»
  1. Контрольно-оценочный(2016-2017)
  1. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
  2. Подведение итогов работы по теме.
  3. Выступление с обобщением опыта работы, отчет, систематизация накопленного опыта.
  1.  Научность в представляемом педагогическом опыте.

   Научность опыта заключается в познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. 

Пластилинография  развивает:

               - мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи;

  • помогает совладать с координацией, улучшает память и заставляет мыслить логически;
  • ребенок становится более терпеливым и усидчивым;
  • у детей развивается абстрактное мышление, они создают образы, задействуют свои творческие способности;
  • способствует одновременной работе обоих полушарий мозга, благодаря чему их связь между собой укрепляется;
  • ребенок учится сравнивать оригинал с результатом своей работы, анализировать отличия и сходства;
  • у детей развивается образное мышление и воображение;
  • ребенок учится выполнять задуманное, идти к конечной цели, сосредотачиваться;

Польза занятий, проводимых в технике «пластилинография»  для здоровья:

  •  хорошо отражается на нервной системе ребенка;
  • как и любое другое спокойное занятие,  способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности, убирает перевозбудимость;
  • занимаясь пластилинографией, ребенок выражает свои чувства, которые могут быть не только положительными, это помогает справляться ему со своими негативными эмоциями;
  • анализируя картины из пластилина, взрослые могут понять психологическое состояние ребенка и распознать проблемы вовремя;
  • работая с пластилином, ребенок успокаивается, забывает плохие эмоции, расслабляется;
  • создавая поделки, ребенок самоутверждается, верит в свои силы, ищет нестандартные решения в сложных ситуациях

Польза техники «пластилинография» для развития личности:

  • работа с пластилином помогает показать ребенку его уникальность, выявить творческие способности и развить их;
  • при занятии пластилинографией  ребенок получает знания о различных формах и цвете, он учиться различать свойства предметов и фактуру на ощупь;
  • ребенок учится экспериментировать, развивается любознательность;
  • создавая поделки, дети применяют свои знания и умения, чтобы получить желаемый результат;
  • работая над поделкой, ребенок тренирует свое зрительное восприятие мира, обращает внимание на детали, становится более внимательным, изучает различные объекты, их качества и свойства;
  • такие занятия, как и любое творчество, влияет на эстетическое образование ребенка.

  1. Теоретическая база опыта

       Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием  её успешного выполнения.

         Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяются  вокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

         Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов. 

         Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. 

         Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

         В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

         Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

                  Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности

         Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина       И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек  создаёт что-то новое, оригинальное.

         Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

         В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

         Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

Одной из новейших технологий по развитию творческих способностей в арт-терапии, прародительницей которой является «лепка» считается пластилинография.

      Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

      Пластилин – уникальный материал, его можно использовать в сочетании с другими методами психокоррекции и психотерапии. Например, его применение усиливают эффективность песочной терапии, сказкотерапии, мандалотерапии, маскотерапии и других методы работы с подсознанием.

     В работе психологов пластилинография как средство арт –терапии используется значительно недавно. В основном привыкли работать с пластилинов в технике  «лепка».

  Эффективно технику «пластилинография» применяют с психосоматическими расстройствами, агрессивностью, страхами, тревожностью.

Пластилин незаменим в работе с детьми. Своей яркостью он привлекает детей. Поэтому часто помогает найти контакт с ребенком, сложным в общении, замкнутым, с негативизмом.

Таким образом, можно сделать вывод, что платилинография  – это простой, но очень мощный метод психотерапии, который позволяет достигать душевного равновесия, разрешать сложные проблемы, находить ответ на интересующий вопрос. А также способствует индивидуальному развитию творческих способностей.

Основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные   результаты  и  сам  процесс  работы  раскрывают  творческие способности  ребенка, делают  детский  мир красочнее и духовно  богаче.

  1. Технология опыта

Первоначально, идея заняться с детьми пластилинографией возникла с посещения мастер –класса на ежегодном форуме психологом Республики Алтай.  О том, что коррекционно-развивающие занятия с обучающимися младшего школьного возраста вызовет у них огромный интерес и восторг, не было сомнения.

Вот так   появился психологический кружок «Пластилиновые чудеса» и  началась наша плодотворная творческая деятельность.(Приложение 1)

Занимались мы  согласно программе, которая рассчитана на один год. При составлении программы я опиралась на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

1.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди  развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

                                                                                             Л. С. Выгодский

Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

3.Принцип свободы выбора.

   Я предоставляю детям  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. 

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

 Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы на непосредственно организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

5.Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

          Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Работу по развитию творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста в технике  «пластилинография» проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определённые задачи.

1- ый этап. Подготовительный

- Применение знакомых приемов  надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.

- Работа на ограниченном пространстве.

- Освоение правильной постановки пальца.

2 – ой этап. Основной

-Научиться:

- не выходить за контур рисунка;

- размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

-  доводить дело до конца;

- аккуратно, выполнять свои работы;

- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- восстановлению последовательности выполняемых действий;

- действовать по образцу;

- действовать по словесному указанию;

- использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы.

3 – ий этап. Итоговый 

-  самостоятельно решать творческие задачи;

- самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Планирование также было  составлено с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям, для развития общего кругозора обучающихся.

- «Социализация», «Познание» где используются произведения познавательной направленности, закрепление образов и понятий о живой и неживой природе;

- «Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

- «Художественное творчество», направленная на закрепление образов;

- «Музыка»

-«Психологическая диагностика»-изучение эмоционального состояния;

-«Пластилинотерапия»- снятие напряжения,стресса,страха.

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю по следующим формам: групповая (6- 8 чел.) и индивидуальная.

При комплектовании группы я обращала внимание на  личные симпатии детей, общность их интересов, а так же выявленный ранее уровень развития творческих способностей обучающихся.

Индивидуально работаю  с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности их творческих способностей.

Деятельность с детьми иногда проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Бросовый и природный материал.
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

  • Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе  позволяет повысить активность и внимание детей,  развить  их воображение и фантазию. У младших школьников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

В процессе занятий используются различные формы психологических занятий:

  • комбинированные и практические занятия
  • беседа
  • беседа с показом образцов
  • игра
  • праздник
  • конкурс
  • игровой тренинг
  • творческая мастерская
  • мини-проект

Применяю различные формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповая – организация работы в группах;
  • индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

    Для успешной реализации психолого-педагогического опыта используются современные методы  и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:        

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой  и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический (ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам,   изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

  • эмоциональные: ситуации     успеха,      поощрение     и   порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
  • волевые:  предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного  отношения к получению  знаний,  информирование  о прогнозируемых результатах образования.

   Так же в своей работе на психологических занятиях виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

  • прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;
  • обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
  • контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;
  • многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

-модульная        пластилинография        -        изображение        лепной        картины        на

горизонтальной

поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

-мозаичная        пластилинография        -        изображение        лепной        картины        на

горизонтальной

поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

  • фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф). Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.

Работа с родителями.

В рамках реализации программы  «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

- Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

* Изучение запросов родителей на оказание той или иной  психологической услуги.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы (приобретение пластилина, дополнительного материала, организация выставок, награждения )

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение психолого –педагогической компетентности родителей, формирование у них элементарных  умений по психологической первой помощи, развитию, диагностике и др.

Организуются разные формы работы с родителямиразработана тематика консультаций по вопросам развития ручной умелости, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики ,творческого потенциала  у детей младшего школьного возраста , мастер – классы, беседы.

  1. Преемственность опыта

Современному обществу нужен человек уверенный себе, способный ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обладающий гибкостью и независимостью мышления, верой в свои силы и идею, мужеством пробовать и ошибаться пока решение не найдено. Именно эти качества являются определяющими показателями творческих способностей, или креативности, и необходимым условием адаптации к окружающему миру и комфортному существованию в нем.

Федеральный государственный стандарт (ФГОС НОО) предполагает быстрый переход к проектированию современного образовательного пространства на основе принципов фундаментальности и культуросообразности. Выявление и раскрытие потенциала каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста, обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать, подготовка к успешному осуществлению функций, соответствующих тем ролям, которые человек играет в обществе, как гражданин государства, член семьи.

В школе при реализации психологом такой техники из ряда арт-терапии как «пластилинография»,связь между различными этапами образовательной теории и практики не будет нарушена. А постоянная работа в данном направлении покажет соответствующие результаты, которые будут преследовать изменения в содержании образовательных потребностей.

Проводимая  мною работа показывает, что системность и  поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной  техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста способствует:

-   совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи;

-     развитию  тактильных ощущений;

-   расширению представлений детей об окружающем мире;

-    у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;

-   дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;

-     в работах детей преобладают новизна и оригинальность;

-     у детей появился повышенный интерес, творческая активность;

-    малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.

Ведь «Развитие творческих способностей посредством пластилинографии» –это современная, многофункциональная психологическая работа по формированию творческой,гармоничной и способной личности.

  1. Перспективность и адресность опыта

Данный опыт работы  адресован широкому кругу читателей: педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня,  студентам, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами творческого развития детей.

На практике развитие творческих способностей часто остаётся за пределами внимания педагога и его учеников. Одной из основных причин становится необходимость дополнительных затрат времени на воспитание этих качеств. Практика показывает, что наиболее целесообразны те способы, которые органично вплетаются в его повседневную работу.

Пластилинография- именно тот способ, который не требует больших материальных вложений, достаточно простой в применении и интересный в применении, который развивает мелкую моторику рук, мышление, воображение, фантазию, что в целом способствует развитию творческих способностей у ребенка.

  1. Результативность опыта

      Для выявления уровня творческих способностей младших школьников  мною использовался тест П.Торренса на творческое мышление где фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого,согласно указаниям, отводилось по 10 минут.(Приложение 2)

      Данные проведенного тестирования сведены в общую таблицу. Показатели, характеризующие творческое мышление и на которые мы опирались в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

      Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

      Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

     Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе.

Всего приняли участие 40 обучающихся начальных классов МКОУ «Ташантинская ООШ».

    Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом:

Таблица 1

Уровни по результатам теста Торренса на начало учебного года (сентябрь 2015)

низкий

Средний

высокий

Продуктивность

2

31

7

Гибкость

2

29

9

оригинальность

20

16

4

точность

18

18

4

Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечали  на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Анализируя структуру факторов креативности можно отметить , что среди факторов креативности, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости. Следующим идет фактор беглости , оригинальности и точности.

Результаты теста проведенные в конце учебного года по тому же тесту Торренса, после занятий с психологом в технике «Пластилинография»  показали следующее :

Таблица 2

Уровни по результатам теста Торренса на конец учебного года (май 2016)

низкий

Средний

высокий

Продуктивность

0

26

24

Гибкость

1

22

27

оригинальность

8

20

12

точность

9

22

9

Сравнивая результаты проведенной диагностики, можно отметить, что занятия пластилинографией дают положительный результат. А значит действительно способствуют равитию творческих способностей в младшем школьном возрасте.

Таблица 3

Уровни по результатам теста Торренса на конец учебного года (май 2016)

низкий

Средний

высокий

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Продуктивность

2

0

31

26

7

24

Гибкость

2

1

29

22

9

27

оригинальность

20

8

16

20

4

12

точность

18

9

18

22

4

9

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

  1. Распространение опыта работы

Работа по распространению психолого-педагогическим опытом по данной теме самообразования «Развитие творческих способностей у младших школьников посредством техники  «пластилинография»» велась в следующих направлениях:

1.  Мастер-классы(Приложение 3):

-для педагогов МКОУ «Ташантинская ООШ» «Секреты пластилинографии;

-для родителей обучающихся «Как просто и с пользой занять ребенка дома»;

-для коллег –психологов на форуме психологов Республики Алтай «Горизонты психологии»2016г «Пластилинография как средство развития мелкой моторикимладших школьников».

    2. Публикации (Приложение 4):

- статья «Пластилинография как средство развития творческих способностей младших школьников» в печатном издании ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Республики Алтай;

       - статья «Консультация для родителей «Чем лучше занять ребенка» в ежененедельном печатном издании Кош-Агачского района газета «Чуйские зори»;

       - Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей младших школьников посредством техники  «пластилинография»» на всероссийском  портале работников образования http://nsportal.ru/;

      3. Издание методической литературы и буклетов по теме.(Приложение 5)

Заключение

Таким образом, анализ педагогической литературы, программ, исследований показал, что пластилинографию, можно и нужно применять  в работе по развитию творческих способностей с обучающимися младшего школьного возраста. 

  • работа с пластилином помогает показать ребенку его уникальность, выявить творческие способности и развить их;
  • ребенок учится экспериментировать, развивается любознательность;
  • создавая поделки, дети применяют свои знания и умения, чтобы получить желаемый результат;
  • хорошо отражается на нервной системе ребенка;
  • как и любое другое спокойное занятие,  способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности, убирает перевозбудимость;
  • занимаясь пластилинографией, ребенок выражает свои чувства, которые могут быть не только положительными, это помогает справляться ему со своими негативными эмоциями;
  • анализируя картины из пластилина, взрослые могут понять психологическое состояние ребенка и распознать проблемы вовремя;
  • работая с пластилином, ребенок успокаивается, забывает плохие эмоции, расслабляется;
  • создавая поделки, ребенок самоутверждается, верит в свои силы, ищет нестандартные решения в сложных ситуациях

Список используемой литературы

1. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А.Абдулина. – М., 1990. – 141 с. – ISBN 5-85647-057-5.

2. Акимова, М.К. Способности и одаренность [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с. – ISBN 5-91874-061-5.

5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И.Андреев. – Казань, 1988. – 236 с. - ISBN 5-7464-0029-7

6. Бернштейн, М.С. Психология научного творчества [Текст] М.С.Бернштейн // Вопросы психологии. – 1965. - №3. – С.35-38.

7. Библер, В.С. Мышление как творчество [Текст] / В.С.Библер // Введение в логику мысленного диалога. – М., 1975. – ISBN 5-642-879516-2

8. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения [Текст] / П.П. Блонкий. – М.: Просвещение, 1964. - 287 с. – ISBN 5-957-846215-1

9. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: РГУ, 1983. - 302 с. - ISBN 5-234-167951-2

10. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. – 241 с. - ISBN 5-813-49134-6

11. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 371 с. - ISBN 5-973-16167-4

12. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б.Богоявленская // Наука и жизнь, 1977. №1. – С.87-91.

13. Богоявленская, Д.Б. Диагностика становления творческой личности [Текст] / Д.Б.Богоявленская Психодиагностика и школа / Отв.ред. К.М.Гуревич. – Таллинн, 1980. – 180 с. - ISBN 5-167-24795-0

14. Богоявленская, Д.Б. Психолого-философский анализ творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская Междисциплинарный подход к исследованию творчества. М., 1990. - 215 с. - ISBN 5-371-67511-0

15. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c. – ISBN 5-871-94561-2

16. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский. М., 1979. – 230 с. – ISBN 5-914-64872-5

17. Брушлинский, А.В. Проблема развития в психологии и психология мышления / Принцип развития в психологии [Текст] / А.В.Брушлинский. – М., 1978. – 154 с. – ISBN 5-124-167845-5

18. Вишнякова, Н.В. Креативная психопедагогика: Монография – Ч.1 [Текст] Н.В.Вишнякова. – Минск, 1995. – 126 с. – ISBN 5-4862-354972-5

19. Вишнякова, Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Дис. …док.пед.наук [Текст]. – М., 1996.

20. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. [Текст] / А.Н.Воронин, Т.В.Галкина. – М., 1994. – 214 с. – ISBN 5-145-264875-4

Приложение 1

Программа

работы педагога-психолога по развитию творческих способностей младших школьников «Пластилиновые чудеса»

справка-подтверждение

Приложение2

Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Приложение 3

Копии благодарственного письма ЦПМПК РА + сертификат участника психологического форума

Приложение 4

Свидетельсво о публикации

Копии публикаций

Приложение 5

Техника безопасности работы с пластилиноми особенности используемого материала

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.-  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  • Для работы использовать плотный картон.
  • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
  • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, он должен:

  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  • не крошиться, но и не размазываться, не таять;
  • кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;
  • с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;
  • один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;
  • легко лепиться к бумаге, картону, дереву;
  • достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;
  • легко отмываться с рук теплой водой.

Правила подготовки рабочего места перед началом занятия

  • Достань принадлежности лепки.
  • Надень рабочую одежду.
  • Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
  • Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.

Правила поведения на занятиях кружка «Пластилиновые чудеса»

  • На перемене не бегай и не прыгай , чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
  • На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать воспитателя. Работай руками, а не языком.
  • Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
  • Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
  • Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
  • Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
  • Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались, и он стал серым.
  • Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
  • Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
  • Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
  • В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.

Правила уборки своего рабочего места

  • Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
  • Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
  • Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
  • Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
  • Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
  • Сними рабочую одежду.
  • Все принадлежности убери.

Этапы создания картин

1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.

2. Перенос эскиза на основу (картон, ДВП, стекло и т.д.) детьми.

3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.

4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.

5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках — технике мазка и технике барельефа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками

Приоритетной задачей учителя, особенно логопеда, является  задача привить при помощи русского фольклора  ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-добром...

Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников

В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...

Психолого-педагогические условия эффективного формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в сельской школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1,...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...