Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»
методическая разработка по психологии по теме

Гарькуша Татьяна Викторовна

 

Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и результате такого анализа педагог получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

«Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

Рекомендации педагога - психолога

 

        Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.

Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия. Главное признать пагубные последствия стресса и начать действовать.

Профилактика стресса

1.Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

2.Использование тайм-аутов, т.е. отдых от работы и других нагрузок.

3.Овладение умениями и навыками саморегуляции.

4.Профессиональное развитие и самосовершенствование.

Например, сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

5. Избегание ненужной конкуренции. 

6. Эмоциональное общение. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки.

7.Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная  взаимосвязь.

Техника мгновенного успокоения.

Автор  - Роберт Купер. Описываемая техника помогает вызвать реакцию релаксации за несколько секунд. Мгновенное успокоение основывается на убеждении автора в том, что лучший способ справиться со стрессом – умение распознавать первые признаки стрессовой реакции и немедленно отреагировать на них. Техника МУ состоит из пяти шагов.

Шаг 1. Непрерывное дыхание. Несмотря на стрессор, продолжайте дышать ровно и глубоко.

Шаг 2. Позитивное выражение лица. Улыбнитесь слегка, как только Вы почувствуете, что стрессовая ситуация стала влиять на Ваше состояние.

Шаг 3. Баланс осанки. Расправьте грудь, поднимите голову, вытяните шею, выставьте подбородок вперед. Представьте, что Вас поднимают за ниточку, прикрепленную к Вашему затылку.

Шаг 4. Волна релаксации. Пустите «волну релаксации» к тем частям тела, где есть напряжение.

Шаг 5. Сознательный контроль. Оцените реальное положение дел. Автор методики предлагает говорить: «То, что происходит, происходит на самом деле, и сейчас я найду одно из возможных решений».

Примеры релаксационных упражнений

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

4. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

5. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд. фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

6. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

7. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

8. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

9. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. Долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

10. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем вначале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

Профилактические правила для всех и каждого

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте.             В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самым дорогим для вас людям теплые слова.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно». Побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно. Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Способы изменения самооценки

1.Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

2. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

3. Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать

4. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние.

Приобретайте любимые книги, закачивайте любимую музыку. Имейте и любите свои «слабости».

5. Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

5. Обретите веру: в человека, в обстоятельства. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.

Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры

 

По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»

 

Подготовила и провела

Педагог – психолог:  Т.В. Гарькуша

2016 г.

Тема: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»

Цель: повышение квалификации современного педагога, психологической грамотности, углубление знаний по общей, возрастной и педагогической психологии.

Целевая группа: педагоги дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ».

Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и результате такого анализа педагог получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.

Психологический анализ занятия позволяет педагогу применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом. Осмысление себя как субъекта педагогической деятельности, своего поведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.

Психологический анализ занятия - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся).

Знание психологических  аспектов  при построении занятия  позволяет:

  • сохранять психологическое здоровье участников образовательного процесса.
  • создавать  оптимальные условия личностного развития.  

Психологический анализ занятия формирует у педагога:

  • аналитические способности,
  • проективные умения,
  • развивает познавательный интерес,
  • определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания.
  • средства совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.

 

Уровни (этапы) психологического анализа занятия (приложение № 1):

1. Предваряющий психологический анализ занятия - осуществляется на этапе подготовки учителя к занятию, готовит план или конспект.

2. Текущий психологический анализ занятия - педагог проводит в конкретной педагогической ситуации урока. 

3.  Ретроспективный психологический анализ занятия - завершающий этап, который позволяет педагогу понять причины (позитивные или негативные) изменения хода занятия.

 Форма психологического анализа занятия (Л.Т. Охитина)

1. Формирование определенных интеллектуальных, моральных, волевых и других качеств личности (методы убеждении и внушения).

2. Формирование познавательной активности и интересов внутренними побуждениями самих обучающихся (методы стимулирования, не наказывать, а поощрять).

3. Определение психологической цели, формы и методов занятия (координирующие воспитательные средства).

4. Содержательный компонент занятия, направлен на формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач через организацию внимания, восприятия и памяти на каждом этапе занятия.

5. Успех обучения  - содержание занятия, методики, мастерство педагога и  индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Для того чтобы спроектировать учебное занятие, необходимо выполнить эти формы психологического анализа занятия.

Психологические компоненты занятия:

1. Учебный предмет;

2. Педагог

3. Обучающиеся

4. Взаимодействие

Занятие представляет собой целостную систему, его компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

Психологический анализ  занятия (по А.И. Зимней)

1.Психологическая цель занятия:

  • развитие познавательных  интересов обучающихся к изучаемому предмету;
  • стимулирование мыслительной активности детей;
  • формирование высоких моральных качеств  и убеждений;
  • учет основных мотивов учебной деятельности (познавательные, коммуникативные, социальные);
  • учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;
  • учет уровня предметной подготовки к занятию;
  • учет межличностных отношений в группе

2. Стиль деятельности педагога

2.1. Подготовленность педагога к занятию:

  • степень овладения содержание и структурными компонентами занятия;
  • степень осознания психологической цели и  внутренней готовности к ее осуществлению;

2.2. Рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления;

  • собранность
  • энергичность
  • настойчивость в осуществлении поставленной цели;
  • оптимистический подход ко всему происходящему;
  • педагогическая находчивость.

        

2.3. Педагогический такт педагога

Стили педагогического общения:

  • авторитарный (подавление);
  • демократический - авторитетный (сотрудничество);
  • индифферентный - либеральный (равнодушие).

        

2.4. Психологический климат в группе:

  • способы взаимодействия учащихся между собой; атмосфера общения детей друг с другом;
  • способы взаимодействия педагога и обучающихся;
  • деловые контакты с педагогом;
  •  внешний облик педагога (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и прическе).

3. Организация познавательной деятельности детей:

  • использование приемов активизации внимания (концентрации, устойчивости, сосредоточенности и др.)
  • формы работы для актуализации памяти детей в ранге усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой, упражнения для  повторения  ранее пройденного материала и др.)

Уровень формирования знаний детей: конкретно-чувственных представлений; понятий; обобщающих образов; открытый  и т.д.

  • приемы  и формы работы по активизации и развитию самостоятельности мышления детей: система вопросов, создание проблемных ситуаций, решение проблемно-эвристических задач, поисковая, исследовательская работа.
  • какого уровня понимания добивается педагог от детей:
  1. Описательного
  2. Сравнительного
  3. Объяснительного
  4. Обобщающего
  5. Оценочного
  6. Проблемного

  • использование творческих работ детей на занятии, приемы руководства творческим воображением детей;
  • побуждение детей к деятельности: комментарии, вызывающие положительные

чувства в связи с  проделанной работой

  • установки, стимулирующие интерес и волевые усилия.

4. Организованность детей, учет их возрастных особенностей:

  • выделение педагогом детей по уровню  обучаемости;
  • сочетание фронтальной работы с групповыми, индивидуальными формами занятий;
  • дифференцированный подход к детям в процессе обучения  и формирования их личностных и интеллектуальных особенностей:
  1. Уровень самооценки и притязаний
  2. Мотивы усвоения знаний и приобретения практических умений и навыков
  3. Тип темперамента
  4. Уровень интеллектуальных способностей и т.д.

Рекомендации педагога – психолога педагогу:

  • Использовать ритуал начала и конца занятий.
  • Владеть современными психолого-педагогическими технологиями проведения занятий и методами саморегуляции (ролевые и психотехнические игры, психогимнастика, эмоционально-символические и когнитивные методы, групповое рисование, элементы релаксации и т.д.)
  • Постоянно помнить и владеть механизмами эффективного взаимодействия с обучющимися (тексты должны быть понятными, жесты сдержанные и спокойные, мимика и поза, располагающая к общению).

Общие рекомендации к поведению педагога:

  • Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям.
  • Повышение самооценки, создание общего положительного эмоционального климата.
  • Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера».
  • Особое отношение к тревожным  и чувствительным детям.
  • Развитие самостоятельности и уверенности ребенка.
  • Использование  разнообразных  игр на развитие воображения, творческие игры по сочинению сказок, рисование на свободную тему и др.

Приложение № 1 (памятка педагогу)

Схема уровней (этапов) психологического анализа занятия

Уровень психологического анализа

Задачи педагога по отношению к самому себе

Задачи педагога по отношению к обучающимся.

Предваряющий

Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений)

Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) обучающихся.

Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся (познавательных  процессов)

Учет уровня предметной подготовки к занятию

Учет межличностных отношений

Текущий

Постоянная наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения.

В случае затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий, необходима постановка новой целей, использование новых средств с способов обучения, т.е. перестройка хода занятия

Учет хода учебной работы обучающихся (их заинтересованности в  занятии, мыслительной активности, характере усвоения материала)

Ретроспективный

Оценка собственной педагогической деятельности, определение причины (позитивных или негативных) изменения хода занятия, пути коррекции и совершенствования.

Определение реального продвижения обучающихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведения занятия.

Общая схема наблюдения познавательных процессов

Памятка педагогу для проектирования занятия с учетом психологических целей занятия

Наблюдаемый познавательный процесс с его свойствами

Внешние проявления этих свойств обучающихся    

Как психический процесс организуется педагогом?

1. Восприятие

1. Осмысленность восприятия

2. Точность восприятия

3. Избирательность восприятия

1.Ученик дает ответы, соответствующие вопросам, выделяет существенное; правильно ли отвечает на соответствующие вопросы

2.Точность и безошибочность в ответах

3. Направленность внимания на усвоение главного, существенного

1. Дается ли наглядность?

2. Даются - ли четкие инструкции к восприятию?

3. Приемы, которые стимулируют умственные процессы. Создание установки на восприятие нового материала.

2. Мышление

1.Самостоятельность мышления

2. Обобщенность мышления

3. Логичность мышления

4. Гибкость мышления

1. Наличие собственных оценок,  суждений.

2.Связь отдельных частей рассуждения, умение их доказать, сделать выводы.

3. Легко улавливает общее в отдельных фактах, умеет  выделить главное, придерживается темы, рассуждения.

4. Умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений.

1. Как педагог озадачивает обучающегося, создает проблемную ситуацию в овладении новым материалом?

2. Как учит приемам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, систематизации?(прием работы с текстом)

3.Четкость вопроса, как проводит анализ вопроса? Насколько часто ставит вопросы?

4.Насколько обеспечивает самостоятельность мышления (дает готовый ответ, подсказку или самостоятельный поиск решения)?

3. Внимание

1.Сосредоточенность, отвлекаемость

2.Устойчивость внимания

3.Распределение внимания

4.Переключение внимания

1.Поглощенность деятельностью, общение с педагогом

2.Длительность работы над объектом.

3. Выполняет свою работу и следит за ее выполнением у товарища

4.Скорость перехода от одного дела к другому

1.Создаются ли установки быть внимательными, подчеркивает ли значимость материала (акцентирует внимание на рабочем материале).

2. Четко ли организует деятельность детей, насколько она активна. Насколько разнообразны методы работы

3.Использование педагогом общепсихологических принципов организации внимания на уроке.

4. Приемы организации внимания на уроке: обеспечение устойчивости внимания учащихся, использование переключения внимания

4. Память

1. Произвольное запоминание

2. Непроизвольное запоминание

3. Осмысленное воспроизведение материала

4. Механическое осмысление материала

1.Цель запоминания

2. Без цели к запоминанию

3.На внутренних смысловых связях

На внешних связях

4. Своими словами, своими примерами

1. Насколько образно, эмоционально, жизненные примеры, логично преподает материал?

2. Заинтересовал - ли данный материл обучающегося?

3. Как выделяет главные мысли? Как организует повторение материала?

4. Приемы актуализации полученных ранее знаний. Неоднократное повторение пройденного материала.

5. Мотивация деятельности

Наличие интересов, их активность

Отношение к учащимся

Поднимает руку, задает вопросы. Часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения. О чем спрашивает, какие примеры приводит и что лучше запоминает?

Добросовестен, прилежен, бездеятелен. Занимается посторонними делами. Реакция на требование педагога, похвалу, порицание

Какими приемами создает дополнительные мотивы: требовательностью, игрой, занимательностью, подчеркиванием важности материала, постоянной опекой и контролем деятельности детей. Дисциплинарными методами: суровый тон, наказ, угрозы? Такт педагога, учет возрастных особенностей детей.

По этим показателям определяем стиль общения

Текущий психологический анализ (контроль образовательного процесса) на занятии

Памятка проверяющему (контролирующему)  учебное занятие

Текущий психологический анализ педагог проводит в конкретной педагогической ситуации занятия. Безусловно, эффективность занятия во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее возникающая по ходу занятия конкретная педагогическая ситуация таит в себе немало неожиданного, непредвиденного. И успех занятия в значительной степени зависит от быстроты реакции педагога, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план занятия в зависимости от ситуации. Перечисленные ниже педагогические умения, согласно А.М. Поздняковой, А.А. Деркачу, могут помочь педагогу не только анализировать, но и контролировать образовательный процесс на занятии. Они следующие:

  • увидеть, подготовлен ли класс к уроку;
  • наблюдать в течение урока за дисциплиной;
  • замечать психофизическое состояние детей;
  • воспринимать реакцию детей на свои вопросы;
  • внимательно слушать ответы учащихся;
  • постоянно держать весь класс в поле зрения;
  • организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;
  • воспринимать реакцию на свое объяснение;
  • воспринимать реакцию на свои вопросы;
  • заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);
  • заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;
  • отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;
  • заметить черты, свойственные отдельным учащимся: особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы, продвижение в развитии;
  • наблюдать за своим поведением и речью;
  • заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;
  • наблюдать за ходом урока;
  • распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами

Эти умения выступают в качестве объектов текущего психологического анализа занятия. Очевидно, что такой анализ — сложная деятельность, зависящая от многих факторов. Этот вид анализа предполагает достаточно высокий уровень оперирования психологическими знаниями, что позволяет педагогу принимать правильные решения в довольно сложных, заранее непрогнозируемых педагогических ситуациях, в условиях дефицита времени, при направленности сознания на осуществление основной педагогической деятельности. Умение осуществлять текущий анализ занятия служит показателем профессионально-педагогического мастерства педагога.

Литература

Добрынин Н.Ф.Психологический анализ урока // Учен. зап. МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 1952. Т. 17.

Зимняя И.А. Педагогическая психология.

Иванов С.В.Анализ урока. Воронеж, 1975.

Кузьмина Н.В.Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989.

Львова Ю.Л.Как рождается урок. М., 1976.        

Охитина Л.Т.Психологические основы урока. М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"

Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

Психологическая подготовка боксёра в условиях учреждения дополнительного образования

В реферате рассматриваются вопросы психологической подготовки юных спортсменов боксеров. Раскрывается  роль психорегуляции в круглогодичной тренировке боксеров....

Методическая разработка учебного занятия «Тайна старой монеты» Максименко Елена Валентиновна Новосибирская область,р.п.Кольцово, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Созвездие», методист.

Аннотация: Краеведение сегодня выступает важнейшим средством воспитания любви к родному краю, его истории и культуре, развития личности ребёнка как патриота и ответственного гражданина своей страны. М...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально ...