Возрастные и психологические особенности пятиклассников в период адаптации к новой школьной среде
материал по психологии (5 класс) по теме

Сердешная Юлия Сергеевна

В разработке представлен сценарий проведения родительского собрания для родителей пятиклассников. материал могут использовать как психологи образовательных организаций, так и классные руководители. Приведены понятия "адаптация" и "дезадаптация"; практические упражнения для родителей; памятка для  родителей пятиклассника в период школьной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами тренинга

(для родителей пятиклассников)

«Возрастные и психологические особенности пятиклассников в период адаптации к новой школьной среде» (слайд 1)

Цель: ознакомить родителей с адаптацией и дезадаптацией пятиклассников к новой среде обучения; решение и профилактика возникающих проблем в период адаптации.

Задачи:

  • ознакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями пятиклассников;
  • разобрать понятия «адаптация» и «дезадаптация» обучающихся;
  • ознакомить родителей с процессом адаптации в образовательной организации;
  • составить портрет адаптированного к новой школьной среде обучающегося;
  • составить портрет дезадаптированного к новой школьной среде обучающегося;
  • составить рекомендации для неадаптированных и дезадаптированных обучающихся. (слайд 2)

Время проведения: 1час 30 минут

Оснащение: презентация Power Point; 3 листа бумаги А-3; 3 журнала с иллюстрациями; ножницы; клей; цветные фломастеры, маркеры или карандаши.

Ход собрания

Вступительное слово психолога. (слайд 3)

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы свами попробуем разобраться в процессе адаптации ваших детей к новой школьной среде обучения. Адаптация пятиклассников для нашего лицея является очень важным и серьезным делом, т.к. от успешности процесса зависит не только успешная обучаемость наших маленьких лицеистов, но и соматическое здоровье ребят.

Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу

Упражнение «Ассоциации»

Цель: эмоционально настроить и расположить участников собрания на плодотворную работу.

Время работы: 6 минут.

Психолог называет последовательно три понятия: «ученик», «адаптация», «дезадаптация». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по очереди, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например: «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.). 

Теоретическая часть (слайд 4)

Слово психологу

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Трудностей много, и они не ограничиваются рамками образовательного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Как родители отнесутся к новой школе и новым учителям, так и ребенок будет себя вести в школе.

Нашим пятиклассникам очень нелегко еще потому что, ребята оставили свою начальную школу, где они были хозяевами и «главными» людьми и перешли сюда: в новое здание, к новому классному руководителю, который к сожалению не может находиться вместе с ними полный рабочий день; к новым учителям-предметникам, каждого из которых свои требования. Плюс к этому добавляется кабинетная система обучения, но здесь они привыкают очень быстро, ребятам помогают старшеклассники, и уже к третей недели сентября практически никто не теряется.

Сложности в адаптации к школе еще могут быть из-за начинающегося подросткового возраста, когда меняется гормональной ряд ребёнка и он может совершать не свойственные ему поступки, непонятно по какой причине. Не нужно ругать – нужно понять своего ребёнка, говорить с ним как со взрослым – спокойно. Т.к. главным новообразованием этого возраста является чувство взрослости и общение.

Главная цель – сохранение психического и физического здоровья, предупреждение психической перегрузки, соучастие в процессе адаптации и социализации учеников. (слайд 5)

1. Возрастные особенности пятиклассников (слайд 6)

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

  1. Внутренние изменения:

1. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

2. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

3. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

4. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

  1. Внешние изменения в жизни 5-классников: (слайд 7)
  • НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
  • НОВЫЙ РЕЖИМ
  • НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • НОВЫЕ ПРАВИЛА

Разбор понятий «адаптация», «неадаптация» и «дезадаптация» (слайд 8)

Итак АДАПТАЦИЯ (от лат. приспособление) – динамический процесс приспособления человека к изменяющимся условиям среды.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – образование неадекватных механизмов приспособления ученика к школе, которые проявляться в виде нарушений в поведении и обучении; конфликтных отношениях среди сверстников; появление или обострение психогенных заболеваний и реакций высокого уровня тревожности; отклонений в личностном развитии ученика.

  1. Трудности 5-классников: (слайд 9)

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

  1. Признаки трудности в период адаптации: (слайд 10)

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

  1. Признаки и суть дезадаптации (слайд 11)

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Сроки адаптационного периода (слайд 12 )

         В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Практическая часть

Упражнение «Броуновское движение» (слайд 13)

Цель: объединить участников в группы для работы.

Время работы: 5 минут.

Психолог: «Вы наверное устали, давайте немного подвигаемся. Всем нам известно броуновское движение, давайте и мы сегодня побудем атомами и хаотично будем передвигаться по классу. А теперь давайте представим себя молекулами, в молекуле может быть несколько атомов. Итак объединитесь (возьмитесь за руки) в молекулы по 4 атома, снова разъединитесь; объединитесь в молекулы по 5 атомов, снова разъединитесь; объединитесь в молекулы по 6 атомов (количество членов (атомов) в малой группе зависит от количества родителей присутствующих на собрании). Замечательно, у нас получилось 3 молекулы по 6 атомов, т.е. мы объединились в 3 группы по 6 участников. Группы нам необходимы для следующего упражнения».

Упражнение «Коллажи портретов» (слайд 14)

Цель: создать коллажи портретов адаптированного и дезадаптированного пятиклассника.

Время работы: 15 минут.

Оснащение: 3 листа бумаги А-3; 3 журнала с иллюстрациями; ножницы; клей; цветные фломастеры, маркеры или карандаши, (возможно музыкальное сопровождение).

Ход упражнения:

Каждая группа получает необходимое оснащение (1 лист А-3, ножницы, журнал, клей, фломастеры или карандаши) и задание, которое необходимо выполнить в течении 15 минут.

Задание для первой группы: создать портрет – коллаж адаптированного пятиклассника и составить его краткую характеристику.

Задание для второй группы: создать портрет – коллаж дезадаптированного пятиклассника и составить его краткую характеристику.

Задание для третьей группы (в группу входит практический психолог):

Составить рекомендации для родителей пятиклассников в период школьной адаптации. После презентации работы третьей группы рекомендации выводятся на слайд.

После выполнения заданий группы презентуют и комментируют свой наработки. После выполнения упражнения групповое обсуждение.

Рекомендации психолога родителям пятиклассника (слайд 15)

  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
  • Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
  • Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
  • Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
  • ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

Заключительное слово психолога: Я благодарю всех вас за активное участие и плодотворную работу вовремя собрания, вы все МОЛОДЦЫ!!!

Все родители получают памятки (Приложение 1)

Приложение 1

Памятка родителям пятиклассника

  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
  • Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают, что–то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
  • Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
  • Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Статья "Возрастные психологические особенности пятиклассников"....

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возрастные психологические особенности пятиклассников.Валентина ЗАЙЦЕВА,профессор10 советов родителям подростковСоветы  школьного психолога родителям подростка Что, в отличие от взрослых, ни...

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Возрастные психологические особенности пятиклассников....

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Психологические особенности пятиклассников....

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Презентация составлена для родительского собрания.в 5 классе, в ней говорится о том, что пятиклассник - переходный от младшего к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретени...

Родительское собрание "Возрастные особенности пятиклассника и его адаптация к обучению в среднем звене"

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не т...