Занятие с детьми.Целеполагание
методическая разработка по психологии на тему

Суббач Яна Игоревна

Занятие с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с детьми

педагога-психолога МАОУ СОШ №70 имени Великой Победы г.Тюмени Суббач Яны Игоревны

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса

Тема: правила целеполагания

Цель: формирование мотивации к постановке целей в жизни

Задачи:

  • познакомить с основами целеполагания;
  • познакомить с методами и приемами постановки и достижения цели;
  • повысить уверенность в собственных силах.

Оборудование:

  • 12 листов бумаги формата А4;
  • 4 листа бумаги формата А3;
  • шаблоны фигурок кукол;
  • фломастеры;
  • клей;
  • стразы;
  • ручки;
  • мешочек с мелочью;
  • игрушечная модель красного автомобиля;
  • новый квартирный ключ;
  • маркерная, магнитная доска;
  • 12 магнитов;
  • маркер;
  • 12 памяток "Требования к цели"
  • секундомер
  • магнитофон

Ход занятия:

Вводная часть:

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Для начала давайте познакомимся! Меня зовут Яна Игоревна, я - школьный психолог.

Упражнение 1. Знакомство.

Цель: знакомство с умениями участников, установление теплой эмоциональной атмосферы.

Перед каждым  из вас лежит человечек из бумаги. Напишите на нем то, что вам удается делать лучше всего. К примеру, рисовать, вышивать, решать тригонометрические задачи и т.д.

На выполнение этого задания у вас есть 5 секунд.

«Молодцы! А сейчас я прошу вас подняться, задвинуть стулья и по моей команде начать совершенно хаотично двигаться по кабинету. Как только музыка прекратится, вам нужно быстро подойти к ближайшему партнеру, поприветствовать его, хлопнув его по ладошке, и за 2 секунды назвать свое имя и рассказать о том, что вы умеете, без всяких комментариев. Например, Я - Яна. Я умею прыгать с парашютом, говорить по-китайски, делать салаты и быстро читать. В следующие две секунды вы выслушиваете своего партнера. Итак, музыка, активно танцуем» ...

 «Отлично, спасибо, вы молодцы. А теперь я попрошу вот этого ученика (выбор произвольный) представить своего партнера, как его зовут, и что он умеет делать. А теперь прошу вас. Спасибо! Теперь мы больше гораздо больше друг о друге знаем. Присаживайтесь на места»

Обладая разнообразными способностями, знаниями, имея в принципе достаточную базу для будущего, мы вполне можем рассчитывать на то, что чтобы мы не задумали, чего бы мы не пожелали, должно обязательно исполниться. Помните детский стишок Сергея Михалкова?

"Что ни пожелается -

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается".

Вы согласны со мной? Скажем, в общем?

Основная часть:

Упражнение 2. Эксперимент

Цель: совместное формирование темы и цели занятия.

«Я хочу сейчас с вами поделиться достаточно известным случаем из психологической практики.

 Как-то одни исследователи поспорили между собой.  Поспорили они с таким условием: если человек за 1 минуту сформулирует 3 своих желания так, что их можно будет выполнить, психологи выполнят их, чего бы им это ни стоило.

Взяли они телефонный справочник и в течение 5 дней обзванивали абонентов с одним предложением: «Я - ваша золотая рыбка. Если вы за одну минуту сформулируете три ваших желания, я их исполню». Большинство людей, как это ни странно, не справились с такой упавшей на их голову удачей, и лишь желания одного человека могли быть вполне осуществлены. "Я  хочу, сказал он, мешок денег, ключи от новой московской квартиры и красный Феррари".

И психологи выполнили его желания. Договор дороже денег. Вот, что он получил: мешок денег (мешочек мелочи), машину (игрушечная модель) и ключ от квартиры, принадлежащей главе компании "Газпром".

- Как вы думаете, психологи выполнили все условия?

- Да.

- Но этого ли на самом деле хотел человек, и почему его желания не совпали с конечным результатом, с тем, что он получил?»

Ответ учащихся.

Комментарий психолога: Да, верно, молодцы! По данным исследователей, большинство людей не знают, чего они хотят. Поэтому они ничего и не получают. Получить можно лишь то, о чем знаешь, чего просишь. Нельзя получить то, не знаю что.

Как вы считаете, какой будет сегодня тема нашего занятия?

Совместное выведение темы: Да,  мы вместе будем учиться ставить цель

Упражнение 3. Критерии целеполагания.

Цель: анализ и оценка процесса целеполагания.

Перед каждым из вас лежит лист бумаги и ручка. Я даю вам 10 секунд на то, чтобы назвать все требования к постановке цели. Какой должна быть цель, чтобы она была досягаема? Запишите ваши мысли в виде списка. 10 секунд. (таймер!)

А сейчас я прошу вас повернуться к вашему партнеру "по плечу" (с кем вы соприкасаетесь плечами) и зачитать свой список. 3 секунды! Теперь слушаем второго партнера "по плечу". Повернитесь к своему партнеру "по лицу" и проговорите свои критерии. Слушаем второго партнера "по лицу".

Наверняка, у вас возникли вопросы, желание что-то добавить, внести изменения. Обсудите в группе и запишите на листе формата А3 все, что вы считаете наиболее важным из всех тех предложений, которые вы внесли. Возьмите лист А3 сложите его пополам, еще раз пополам, заверните уголок, разверните лист, обведите сложившийся ромб и впишите в него словосочетание "Досягаемая цель - это..." Даю вам 20 секунд. (таймер!)

Комментарий: психолог вывешивает листы команд на классную доску, зачитывает варианты предположений, комментирует, принимает или отвергает.

Упражнение 4. Требования к цели.

Цель: закрепление правил постановки целей

Психолог раздает окончательный вариант требований к постановке цели.

Досягаемая цель должна:

1. быть конкретной, ограниченной во времени

2. быть простой

3. быть выполнимой (реальной).

4. быть нужной и необходимой именно тебе

5. выражаться действенным  глаголом.

Хором проговорить!

Вернемся к тому "счастливцу", который во время эксперимента пожелал красный Феррари. Попробуйте сформулировать его цель правильно.

Ответ детей

Я дам вам еще одну подсказку, как достичь цели.

Завершающий этап:

Упражнение 5. Определение индикатора цели.

Цель: повышение уверенности в своих силах при достижении желаемого, завершение работы

Необходимо заранее определить индикаторы достижения цели – то, по чему мы определим, что цель достигнута.

В Японской культуре существуют различные куклы «Дарумы», которые помогают людям достигать их целей, они, своего рода, раздражители, стимулы в достижении результата.  Но японская культура  далека от нас, поэтому хочется обратиться к нашей. Подумайте, вспомните, какая у нас есть известная кукла, символ русской культуры. Правильно, матрешка. Оказывается, когда-то на Руси матрешка служила куклой для исполнения желаний, но потом постепенно все забыли об этом. Тогда было решено совместить  и русскую культуру,  и восточную мудрость и классические западные законы целеполагания в кукле Хочун, автором которого стала М.Мамонтова.

И сейчас, я вам хочу подарить такую куклу, напишите на ней ваше желание, цель в соответствии со всеми законами целеполагания, которые мы сегодня узнали. Проговорить! Украсьте ее стразиками и нарисуйте ей только один глазик..Это будет вам знаком о том, что первый шаг к исполнению желания вы уже совершили-вы правильно сформулировали цель! Эта кукла может стать украшением вашего холодильника или рабочего стола, обращайтесь к ней каждый день. Анализируйте, что же вы сделали для того, чтобы продвинуться к намеченной цели, хвалите себя за результат. Как только цель будет достигнута, закрасьте кукле второй глазик. И, теперь, когда вы будете смотреть на эту куклу, вы будете знать, что вы добились того, чего хотели. Я верю, у вас все получится.

Прощание: а теперь, давайте похвалим себя за сегодняшнюю работу!  «Чистая работа!»

Мне было приятно с вами работать. До свиданья!!!

Суббач Яна Игоревна – педагог-психолог МАОУ СОШ №70имени Великой Победы г.Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...