Семинар для педагогов "Пятиклассники"
методическая разработка по психологии на тему

Семчугова Лиана Викторовна

С целью адаптации пятиклассников в августе проводится семинар для педагогов основной школы по знакомству с особенностями детей, выработке единых требований

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР «ПЯТИКЛАССНИКИ» (22.08.2014 г.)

1. Вступительное слово педагога-психолога 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас отдохнувшими, набравшимися сил и готовыми к новым свершениям. Сегодня мы поговорим о важном моменте в жизни любого школьника - переходе из начальной школы в основную.

В пятом классе для детей многое оказывается новым: предметная форма обучения, учителя, классный руководитель, а иногда и одноклассники.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

А нам, психологам, хотелось бы, чтобы педагоги, уставшие от своего нелегкого труда и поэтому иногда не замечающие ожиданий, проблем детей, принимая на обучение пятиклассников, умели оказывать поддержку своим подопечным. Поэтому мы рассчитываем, что участие в семинаре побудит вас к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.

Давайте начнем разговор с описания некоторых ситуаций из школьной жизни пятиклассников и подумаем, что переживают в этих ситуациях дети?

Саша, только после звонка успевший купить булочку в буфете (старшеклассники оттеснили его в конец очереди), теперь стоит в коридоре и не понимает, куда же делись все ребята из кабинета и какой следующий урок. Он не помнит, как зовут новую учительницу, и не знает, что же делать дальше.

 Саша не уверен в правильности собственного поведения, плохо ориентируется в школьном здании и не знает, где посмотреть расписание.

Оля, ответственная и очень скромная девочка, вот уже второй день гордо уносит журнал 5 класса «А» домой - ведь так надежнее, не пропадет. Завуч школы, случайно увидев, как Оля заталкивает журнал в портфель, который никак не закрывается, удивляется: «Ты домой его несешь? Ты что? Это же важный документ! Надо было...» У Оли закапали слезы. «Конечно, спасибо, ты молодец, не растерялась. Сохранила журнал, но в будущем...» - произнесла завуч и подробно рассказала о правилах хранения документации.

 Оля, ожидая похвалы и одобрения со стороны педагога, почувствовала вину и теперь не уверена в правильности своего поведения. Хотя никто никогда не объяснял ей раньше, что делать в подобной ситуации.

На занятиях у психолога Катя рисует акварельными красками ситуацию счастья. «Учительница математики, я забыла, как ее зовут, наконец-то похвалила меня на уроке. Ведь раньше у меня была пятерка по математике, и устный счет я выполняла быстрее всех. А теперь все по-другому», - переживает пятиклассница.

 Катя растеряна, потому что учителя предъявляют разные требования. Она проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство обучающихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

2. Работа в группах

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.

Давайте разделимся на две группы и в течение 5-7 минут обсудим, с какими трудностями сталкиваются пятиклассники (1 группа) и педагоги (2 группа). Затем каждая группа представит свой продукт.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации

к условиям обучения в средней школе

Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в основной школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  • возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые, непривычные требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Вот что говорили дети одной из московских школ:

- учиться стало сложнее;

- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;

- разные учителя;

- некогда отдохнуть;

- короткие перемены - мы не успеваем найти кабинет;

- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;

- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;

- много домашних заданий;

- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;

- появилась возможность прогуливать;

- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.

Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.

Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:

- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;

- кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;

- было много праздников;

- поменьше примеров задавали;

- не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.

Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.

3. Выступление педагога-психолога

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в основную школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя.

У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми - одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в основной, и в средней школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.

Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

4. Работа в группах

Предлагаю вам поработать в группах. Первая группа – классные руководители, вторая группа – учителя-предметники. В течение 10 минут обсудите в группе и затем представьте меры, которые могут облегчить процесс адаптации пятиклассников.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:

1. Дети не знают имен учителей - на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

2. Дети не знают по именам новых учеников - на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.

4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

Меры, способствующие организации работы в классе:

1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);

2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей:

1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений,

2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

здороваемся стоя;

не перебивать ни учителя, ни ученика;

поднятая рука - сигнал о вопросе или ответе;

опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса:

наличие необходимых учебных пособий;

 соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:

проявлять уважение друг к другу;

звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник.

6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.

7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

Это лишь возможные варианты. Кроме того, мы предлагаем нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики могут особенно эффективно способствовать знакомству детей, развитию сплоченности, позитивного отношения друг к другу. Некоторые упражнения вы найдёте в распечатках для классных руководителей.

5. Тренинг с педагогами

        У каждого из нас есть определенные ожидания, представления о том, каким будет год, какие дети к нам придут. Во многом успех зависит и от того, с каким настроем мы их встретим. И сейчас мы не будем обсуждать особенности детей, мы не будем говорить о трудностях пятиклассников и адаптационном периоде. Мы постараемся создать общее коллективное настроение. Такое настроение, которое рождает улыбки на наших лицах, вселяет веру и надежду, что у нас все получится.

        

        

1. Игра-разминка «Вопрос - ответ»

        Ведущий кидает мяч любому из участников и задает вопрос; тот, у кого мяч, отвечает и возвращает мяч ведущему; ведущий повторяет процедуру с другим участником. Следующий вопрос зависит от ответа. Пример:

Ведущий. Какое у тебя сегодня настроение?

Участник. Солнечное

Ведущий. Что еще бывает солнечным?

Участник. День

Ведущий. Какой еще бывает день?

Участник. Счастливый. И т.д.

        

        2. Игра-разминка «Сегодня я увидел в группе...»

        Посмотрите на соседа справа и постарайтесь увидеть в нем что-то необычное, особенное, удивительное, то, чего раньше не видели, и скажите ему об этом. Процедура проходит по кругу. Каждый участник начинает с предложения: «Сегодня я увидел, что...»

        3. Игра-разминка «Кинорежиссер»

        Представьте себя в роли кинорежиссера, для которого остальные участники будут актерами. Идет съемка «Ералаша», и режиссер подбирает актеров. Ведущий называет типаж роли, режиссер подходит к тому актеру, который, как ему кажется, сможет сыграть данную роль, и кладет ему руку на плечо.

Роли:

• пятиклассника,

• ответственного пятиклассника,

• самого хулиганистого пятиклассника,

• пятиклассника, в которого все влюблены,

• ученика-вундеркинда,

• ученика - любимчика учителей.

        

        4. Игра «Ассоциации»

        Отвечайте первое, что придет в голову в связи со словом «пятиклассник». Процедура проводится по кругу с бросанием мяча.

        

        5. Игра «Как поощрить пятиклассника»

        Я предлагаю на время стать пятиклассником, который заслужил похвалу. Участник-доброволец садится в центр, а все остальные его хвалят.

Варианты:

• Ученик успешно закончил четверть.

• Ученик - новенький в классе.

• Ученик усердно готовился к контрольной, но плохо написал.

• Ученик очень старается, но не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители.

        6. Игра-заключение «Паутинка»

        И в заключение давайте пожелаем друг другу что-нибудь на новый учебный год. Но сделаем мы это не обычным способом. У меня в руках клубок. Я отматываю немного нитки на палец. Затем кидаю клубок любому участнику со словами:

        - Анна Сергеевна! Я желаю вам в новом учебном году...

        Важно кидать клубок по диагонали, чтобы получилась паутина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Семинар «ПЯТИКЛАССНИКИ» Педагог-психолог Л.В. Семчугова

Слайд 2

Работа в группах 1 группа С какими трудностями сталкиваются пятиклассники ? 2 группа С какими трудностями сталкиваются педагоги ?

Слайд 3

очень много разных учителей ; непривычное расписание ; много новых кабинетов ; новые дети в классе; новый классный руководитель ; проблемы со старшеклассниками ; возросший темп работы ; возросший объем работ в классе и д / з ; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля ; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей 3 Проблемы пятиклассников:

Слайд 4

трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы; трудно быстро узнать детей , чтобы успешно организовать обучение и общение; трудно переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет . несамостоятельность в работе с текстами ; низкий уровень развития речи ; слабое развитие навыков самостоятельной работы ; своеобразие подросткового возраста . 4 Проблемы педагогов:

Слайд 5

умение осознавать требования учителя и соответствовать им; умение устанавливать межличностные отношения с педагогами ; умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; навыки общения и достойного поведения с одноклассниками ; навыки уверенного поведения ; навыки с овместной (коллективной) деятельности ; навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; навыки самоподдержки ; навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. 5 Умения и навыки, определяющие успешность адаптации :

Слайд 6

сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение учебного материала; новообразования младшего школьного возраста: – произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами); – рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; – мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); – способность к саморегуляции ; качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками; ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения). 6 Составляющие понятия « готовность к обучению в средней школе»:

Слайд 7

развитие самосознания, формирование самооценки чувство взрослости интимно-личностное общение потребность в самоутверждении потребность в активности развитие критического мышления любознательность - повышенная эмоциональность 7 Новоообразования подросткового возраста:

Слайд 8

Работа в группах 1 группа Что могут сделать классные руководители для облегчения адаптации пятиклассников? 2 группа Что могут сделать учителя-предметники для облегчения адаптации пятиклассников ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Городской семинар учителей русского языка и литературы

Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках  русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....

Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"

Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...