"Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике асоциального поведения учащихся подростков".
статья по психологии на тему

Черёмухина (Князева) Юлия Игоревна

Подростковый возраст - время становления характера. Именно в это период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу своей занятости, родители все меньше и меньше уделяют времени на воспитание и развитие своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_so_ssylkami_knyazeva_m.g._knyazeva_yu._.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ

М. Г. Князева, Ю. И. Черёмухина

Подростковый возраст - время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу занятости, родители все меньше и меньше уделяют времени на воспитание и развитие своих детей. Порой, им некогда даже поговорить со своим чадом. Все чаще подростки находят собеседников и «тех, кто их понимает» в социальных сетях. Интернет стал неотъемлемой частью жизни подростков. Неконтролируемый и с каждым днем увеличивающийся поток информации, обрушивающийся на неокрепшую психику подростков, негативно влияет на их мировоззрение. Что усиливает нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение, проявления жестокости и агрессивности.

Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям и обществу в целом, осложняя процесс социализации детей как в школе, так и в обществе[1].

Работа по профилактике асоциального поведения предполагает комплекс социально – профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и определяющую роль, поэтому она является  основным звеном в системе профилактики асоциального поведения детей и подростков. Семейная атмосфера в большей степени способствует развитию у ребенка основных ценностей, моральных и культурных норм поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств[2].

Большую роль в воспитании ребенка играют доверительные внутрисемейные отношения. Даже если иногда родителям подростка кажется, что их ребенок уже достаточно самостоятелен для принятия решений, им не стоит доверять этому чувству, а продолжать выполнять функцию внимательных, понимающих и контролирующих родителей. Нужно помнить, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.

Развитие ребенка осложняется в тех семьях, где отсутствует гармония. Тогда семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Незнание родителями возрастных и характерологических особенностей своего ребенка, может привести как к деформации межличностных отношений (родитель-ребенок), так и к нарушению взаимоотношений как с учителями, так и со сверстниками. Так же многие родители в методах воспитания стремятся вымуштровать ребенка в соответствии с принятыми в обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок.  Во взаимоотношениях с детьми родители не всегда учитывают его чувства, мысли, представления, побуждения и потребности[3].

Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной, спокойной атмосфере. Чтобы у членов семьи не было разногласий по поводу методов воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов внутри семьи. У ребенка должно присутствовать ощущение безопасности и комфорта. Он должен знать, что его семья является для него источником утешения в минуты отчаяния и волнения.

При общении с ребенком взрослыми должны использоваться такие принципы как: безусловное принятие ребенка; эмпатия; адекватное отношение со стороны взрослых к происходящему.

В связи с этим, возникает вопрос о том, как максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка.

Диапазон возможных профилактических форм работы с родителями достаточно широк:

  1. Консультации для родителей.
  2. Анкетирование. Цель: определение типа семейного воспитания, характера внутрисемейных отношений, определение стереотипов родительского поведения в различных ситуациях.
  3. Буклеты, памятки,  информационные листы.
  4. Совместная с детьми досуговая деятельность.
  5. Лекции-беседы. Цель: мотивация родителей на обучение новым отношениям с детьми. Задачи: предоставить родителям информацию о том, что может происходить с ребенком на разных этапах его развития, что является нормой, а что отклонением от нормы, в каких случаях не стоит беспокоится, а когда необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалисту.
  6. Семинары-тренинги. Цель: понять механизм формирования деструктивного мышления и поведения человека и наметить возможные пути восстановления и перехода на позитивное мышление и развитие; определить возможности в построении отношений в различных сферах своей жизни и деятельности.
  7. «Уроки» для родителей. Цель: построение конструктивных отношений с детьми.  
  8. Выездные семинары. Цель: освоение демократических принципов взаимодействия в семье. Задачи: научить определять общие цели для организации совместной деятельности; научиться уважать друг друга, независимо от возраста, жизненного опыта и статуса; научиться определять границы личного пространства каждого участника процесса.

Групповая форма профилактической работы в данном случае обладает большей эффективностью, т.к. решая задачи, просвещения родителей и помощи (более четкого определения проблем взаимоотношения с детьми, что необходимо для коррекции позиции родителей по отношению к ребенку), в процессе группового занятия родители имеют возможность обучиться навыкам адекватного взаимодействия с детьми.

После групповых занятий с элементами тренинга значительно увеличивается количество обращений родителей за консультацией к психологу, что, несомненно, связано с расширением диапазона доверия и безопасности между психологом и родителями, и осознанием того, что психолог реально может помочь в решении.

От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит успешность и результативность профилактической работы.

Список литературы:

  1. Абашина А.Д. К вопросу об ответственном родительстве в современной России // Наука и право – Орел, Орловский государственный университет, 2008. - С. 304-308.

  2. Князева М.Г., Князева Ю.И. Влияние психологического климата семьи на формирование личности ребенка// Служба практической психологии в системе образования. Выпуск XIIX. - СПб., АППО. – 2014.-С.203-207

  3. Коробейникова Я.П. Проявления девиантного поведения детей и подростков// Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Пермь, ПГГПУ, 2014.-С.124-128


[1] Коробейникова Я.П. Проявления девиантного поведения детей и подростков// Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Пермь, ПГГПУ, 2014.-С.124-128

[2] Абашина А.Д. К вопросу об ответственном родительстве в современной России // Наука и право – Орел, Орловский государственный университет, 2008. - С. 304-308.

[3] Князева М.Г., Князева Ю.И. Влияние психологического климата семьи на формирование личности ребенка// Служба практической психологии в системе образования. Выпуск XIIX. - СПб., АППО. – 2014.-С.203-207


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективное творческое дело с учащимися и родителями по профилактике асоциального поведения подростков»

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростковВ современном обществе наиболее острой является проблема употребления ПАВ (психоактивных веществ) подростками. Следствием...

Работа с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения учащихся в ОУ

Раскрывает понятие аутодеструктивное поведение, основные формы и методы работы с родителями и семьями по профилактике данного поведения...

Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"

В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....

Об этом стоит задуматься. Профилактика асоциального поведения среди подростков.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики последних лет показывает...

Программа профилактики асоциального поведения старших подростков «В гармонии с миром и собой»

Пояснительная записка: 1. Предмет изучения данной программы –  комплексный процесс приобретения подростками социальных навыков;  освоение  правильной модели поведенческих...

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.

Родительское собрание для родителей. (22.02.2023г.)...