РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
консультация по психологии по теме

Локтионова Елена Павловна

Как никогда, актуальным для учителя становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных особенностях обучающихся и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению на каждом возрастном этапе . Один из важных аспектов в этом направлении – учёт особенностей восприятия детей.

Закреплению идеи о модально-специфических особенностях восприятия учащихся способствовали работы сторонников нейро-лингвистического программирования Р. Бэндлера и Д. Гриндера. Именно эти авторы ввели в науку понятие репрезентативной системы, означающее преимущественный способ (канал) получения, кодирования и хранения человеком информации из внешнего мира [1, 3]. Первичными репрезентативными системами (или модальностями восприятия) являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. 

Аудиалы – люди, ориентирующиеся на слуховой канал.       

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений.       

Таким образом, в свете представлений о репрезентативных системах психики теряет свою актуальность древняя китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Каждый из указанных способов усвоения информации может быть действенен, если он соответствует ведущей модальности восприятия.Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка

. Данная статья призвана расширить и структурировать знания педагогов в области распознавания репрезентативных систем психики учащихся, а также вооружить их конкретными методическими советами по оптимизации образовательного процесса с учётом особенностей восприятия учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ

В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гуманизация является осознанной необходимостью и основной тенденцией в современном мировом образовательном пространстве. Она предполагает  решительный поворот к личности ребенка, обеспечение условий для развития индивидуальности и субъектности каждого обучающегося [4]. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Как никогда, актуальным для учителя становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных особенностях обучающихся и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению на каждом возрастном этапе [3]. Один из важных аспектов в этом направлении – учёт особенностей восприятия детей.

Закреплению идеи о модально-специфических особенностях восприятия учащихся способствовали работы сторонников нейро-лингвистического программирования Р. Бэндлера и Д. Гриндера. Именно эти авторы ввели в науку понятие репрезентативной системы, означающее преимущественный способ (канал) получения, кодирования и хранения человеком информации из внешнего мира [1, 3]. Первичными репрезентативными системами (или модальностями восприятия) являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. 

Аудиалы – люди, ориентирующиеся на слуховой канал.       

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений.       

Таким образом, в свете представлений о репрезентативных системах психики теряет свою актуальность древняя китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Каждый из указанных способов усвоения информации может быть действенен, если он соответствует ведущей модальности восприятия.

Статистика показывает, что в обычном классе из 30 учеников 4-6 учащихся — это дети, с ярко доминирующей конкретной репрезентативной системой. Предпочитая одну модальность,  они  очень слабы в других, в связи с этим нередко испытывают трудности в обучении [1].

Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Когда педагог переключается с ведущей модальности на другую, ребенок вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность, затрачивая на это дополнительное время и снижая показатели концентрации внимания на лекционном материале [7]. Отсутствие понимания ребёнком транслируемого педагогом образа ведет к скрытому или явному конфликту, недостаточному пониманию материала и отставанию детей по предмету [6].

Но, к сожалению, стоит признать, что в реальном образовательном процессе вопрос учёта репрезентативных систем учащихся является в некоторой степени декларативным: сама идея пропагандируется давно, а вот условия реализации дифференцированного подхода проработаны недостаточно (как в области теории, так и практики) [8]. Данная статья призвана расширить и структурировать знания педагогов в области распознавания репрезентативных систем психики учащихся, а также вооружить их конкретными методическими советами по оптимизации образовательного процесса с учётом особенностей восприятия учащихся.

Каждая репрезентативная система имеет свою систему индикаторов, позволяющих педагогу и родителям, не прибегая к помощи психодиагностических методик, определить, какая модальность восприятия доминирует у ребёнка [1, 2, 3, 5, 7, 8]:                

Параметр

Поведенческие индикаторы репрезентативных систем

Визуал 

Аудиал 

Кинестетик

Внешний вид

Цвет кожи

Бледный

Промежуточный

Розовый

Тип тела

Чаще тощий, поджарый

Четкой зависимости нет

Пухлый, округлый

Форма губ

Тонкие, узкие

Различная

Пухлые, мягкие

Дыхание

Частое, высокое на уровне ключиц

Легкое, полное, ровное в диафрагме.

Глубокое, низкое, брюшное

Движения

Немного скованные, на уровне верхней части туловища.

Небольшие, на среднем уровне

Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. Активная жестикуляция.

Напряжение тела

В шее, плечах, животе

Ровное, малозаметное

Расслабленные мускулы и движения

Поза

Прямая, расправленная, голова приподнята, подбородок вверх.

Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая.

Расслабленная, голова и плечи опущены, наклон вперед.

Направление глаз

Вверх, в глаза собеседнику. Брови приподняты.

На среднем уровне

Вниз

Темп речи и ритм голоса

Быстрый, торопливый, отчетливые гласные

Ровный, ритмичный, хорошая артикуляция

Медленная речь с паузами

Тональность голоса

Высокий, звонкий, громкий, напряжение в голосе

Мелодичный, выразительный, с широким диапазоном

Низкий, густой, медленный

Коммуникативная сфера

Поведение в общении

Спокойный, не шумный. В общении со сверстниками сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт.

Очень общительны, живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Часто ведут разговор с самим собой.

Лаконичен, тактичен, предпочитает не «размышлять вслух», а сразу переходить к делу.

Дистанция в общении

Большая, чтобы видеть собеседника, прикосновений не любят

Небольшая, но предохраняются от прикосновений

Очень близкая, ищут тактильного контакта, речь изобилует жестами, объятиями, поцелуями.

Словарь общения и слова-предикаты

Отличный рассказчик, умеет красочно и увлекательно описать событие. Употребляет слова, связанные, в основном, со зрением:

смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите, наглядно, радужный, искристый, осмотреться, туманный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, перспектива, уйди с глаз долой и т.д.

Познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Характерно употребление слов, связанных со слухом:

послушайте, гармонично, громкий, благозвучный, ритмично, визжать, согласовывать, оглушительный успех, режет слух, ходят слухи…, звучит как..., слышать тебя не могу и т.д.

Словарь включает слова, описывающие чувства или движения:

схватывать, комфортный, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, чувствовать, двигаться, нутром чую, прохладно, действовать, орудовать, хватать, шероховатый, тяжелый, сердце ушло в пятки, внутри всё перевернулось, тошнит от этой мысли…  и т.д.

Познавательные процессы, поведение в школе

Особенности памяти

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Читая произведение или смотря фильм, может красочно описать обстановку и внешний вид героев, хорошо запоминает графики, схемы, карты, планы. Быстро запоминает цвет, форму, размер.

Аудиал помнит то, что обсуждал; запоминает слушая. В художественных произведениях прекрасно запоминает диалоги, имена, топонимику, афоризмы.

Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.  В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети-дошкольники (чаще всего кинестетики, кстати): «И тут он вбегает, хватает её и на коня. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей бум…»

Особенности внимания

Очень наблюдателен, внимателен к деталям,  визуалу шум практически не мешает

Аудиал легко отвлекается на звуки

Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его можно отвлечь чем угодно

Манера записывать домашнее задание

Дождётся, когда учитель напишет домашнее задание на доске, послушно откроет дневник (тетрадь) и перепишет с доски то, что задано на дом. Предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Легко воспримет ее записанной именно на доске.

Воспримет задание со слов учителя или переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Чаще всего, долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Поведение на перемене

Чаще всего, остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Может рисовать в тетради или на доске, выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Знание репрезентативных систем учащихся – мощный инструмент в руках педагога. Учитывая  тип  восприятия  каждого ученика,  учитель может:

  • привлечь  внимание  детей;
  • замотивировать  их  на  процесс  обучения;
  • дисциплинировать весь  класс;
  • подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию  восприняли  все учащиеся;
  • правильно построить опрос с учетом ведущей репрезентативной  системы каждого  ребенка  и т.д.;

Конкретные практические рекомендации по оптимизации образовательного процесса представлены ниже [1, 2, 3, 5, 7, 8].

Аспекты применения знаний

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Задачи, которые ребёнок может решить на превосходном уровне

  • оперативно находить что-то в учебнике, тетради, словаре
  • списать или срисовать с образца
  • работа по иллюстрации, объяснение схем и графиков
  • написание сочинения-описания
  • описание внешнего вида и пейзажей
  • выполнение рисунков, аппликаций, контурных карт, схем, графиков
  • оформление презентаций
  • составление планов, продумывание стратегии
  • объективный анализ ситуации, поиск причин, закономерностей, формулирование выводов
  • любые упражнения, связанные с фантазированием
  • задания на нахождение ошибок
  • упражнения на технику чтения
  • чтение задания вслух
  • выразительное чтение, чтение по ролям
  • чтение стихов
  • разучивание песен
  • выступление с докладом, рефератом
  • объяснение что-то соседу по парте, «обучение равного»
  • немедленное повторение прочитанного вслух
  • запоминание и рассказ по памяти диалогов из художественных произведений
  • заучивание новых слов и терминов
  • изучение иностранного языка
  • слуховые диктанты
  • устный счёт
  • пересказ сюжета
  • написание сочинения-повествования
  • описание чувств героев художественного произведения (кинестетики хорошо ассоциируются - легко могут прочувствовать ситуацию изнутри)
  • выступление на сцене, участие в спектаклях
  • тестовые задания (хорошо развитая интуиция, умение прислушиваться к своим чувствам помогают найти правильный ответ)
  • моделирование
  • сборка конструкторов, электрических цепей (на уроках физики, например), работа с приборами (микроскоп, весы и т.д.)
  • физические упражнения, танцы

Оптимальные способы подачи информации

Преподносить материал, выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания, используя схемы, таблицы, наглядные пособия, фотографии, учебные фильмы или презентации. Важное значение имеет раздаточный материал, эстетика его оформления. Вместо устных инструкций необходимо давать письменные.

Использовать подробные устные объяснения учителя, устные сообщения обучающихся, дискуссии, чтение учебника вслух, диалоговый режим, использование аудиотехники. Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Использовать жесты, прикосновения. Не торопить и давать время зафиксировать нужные новые данные в тетради. Если кинестетики читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

Использовать ролевые игры, работу в группах, экскурсии.

Специфика  ответа на уроке

Человек с визуальным каналом восприятия, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки.  Его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать учащемуся думать.

Аудиалы заранее продумывают свою речь и делают её настолько гармоничной и последовательной, что с трудом могут выкинуть из неё даже пару слов. Ни в коем случае не следует перебивать и торопить аудиала. Чтобы понять, что он чувствует в подобной ситуации, попробуйте вспомнить третью строчку третьего куплета песни «В лесу родилась ёлочка». Чтобы вспомнить конкретную строку из знакомой песни, нам приходится мысленно в ускоренном режиме пропеть все куплеты. То же самое творится в голове у аудиала, когда ему говорят: «Давай опустим эти подробности, переходи к следующему пункту».

В ответах кинестетик лаконичен, тактичен, говорит мало, но самую суть. В речи нет красивого вступления и эффектной концовки. Предпочитает не «размышлять вслух», а сразу переходить к делу. Решая задачу у доски, предпочитает не комментировать свои действия. Во время публичного выступления часто ищет в окружении тактильной поддержки: может перебирать руками волосы или теребить пуговицу, любит держаться за парту или брать с собой «для подстраховки» учебник или листы с распечатанной информацией, хотя и не подглядывает в них.

Посадка ребёнка в классе и внешние раздражители

Визуал легко отвлекается на яркие предметы в своём окружении. Желательно не сажать его рядом с окном или дверным проходом, учительском столом, а также рядом с книжным шкафом, наполненным разноцветными книгами или занимательными макетами. Вся информация, представленная на доске, должна соответствовать теме урока. Яркий плакат, оставшийся от предыдущего класса, может отвлечь ребёнка от содержания текущего урока. Внимание визуала легко переключается на яркую одежду учителя и его аксессуары, лишние предметы на учительском столе.

Аудиал должен хорошо слышать учителя, нежелательна его посадка рядом с шумными одноклассниками, дверным проходом и окном, если за ним находится оживлённая улица.

Расположение в классе не принципиально. Главное, кинестетику важен физический комфорт: сквозняк или слишком жаркое помещение, шатающаяся парта или стул, неподходящая по росту мебель, резкие запахи в помещении могут выбить его из колеи. Правила дресс-кода в отношении кинестетика должны быть более лояльны. Неудобная обувь или жаркая форма также не дают ему настроиться на рабочий лад.

Комфортные условия работы

Визуалу необходимо разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. На рабочий лад визуала настраивает красивое цветовое оформление помещения, порядок и аккуратность.

Аудиалу не стоит делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием. На уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении.

Кинестетика нельзя заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Язык, на котором стоит говорить с ребёнком

С визуалом лучше говорить, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение. Чтобы войти в доверие к визуалу, используйте слова: «Обрати внимание», «Ты только посмотри», «Я вижу» и т.д.

С аудиалом стоит говорить, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия. Чтобы войти в доверие к аудиалу, используйте слова: «Послушай», «Говорят», «Я услышала твою мысль» и т.д.

С  кинестетиком стоит говорить, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Чтобы войти в доверие к кинестетику, используйте слова: «Я понимаю, что ты чувствуешь», «Мне кажется», «Интуиция подсказывает мне…» и т.д.

Способ сделать замечание учащемуся на уроке

Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем

Аудиалу - сказать шепотом «ш-ш-ш».

Кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. Избегать публичных порицаний. Тяжело переносят стресс, склонны глубоко погружаться в переживания.

Недостатки в работе школьника, за которые нельзя ругать, но которые необходимо корректировать

Визуалы щепетильно относятся к внешнему виду своих учебных работ. Они могут потратить часы на переделывание контурной карты или переписывание сочинения, лишь бы всё было красиво, «буковка к буковке». В процессе урока могут не успевать записывать со слов учителя, так как тратят много времени на подчёркивание информации, злоупотребляют текстовыделителем.

Во время диктантов или контрольных работ склонны диктовать себе под нос. Часто с трудом воздерживаются от комментариев и вопросов во время объяснения учителем новой темы. Для них нет риторических вопросов, они не разделяют, о чём нужно рассказывать, а о чём лучше промолчать. При опросе часто берут первое слово, выкрикивают с места.

Такие дети часто предпочитают годами пользоваться одними и теми же канцелярскими принадлежностями, только потому, что привыкли держать их в руке. Потрёпанный вид их не смущает. Поэтому состояние тетрадей и учебников кинестетиков оставляет желать лучшего. Работы могут быть блестящими по содержанию, но оформлены на мятой или грязной бумаге.

Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как типы репрезентативных систем, могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС. Учитель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий и компетенций [1].

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем «репрезентативном языке», т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации [3].

Список литературы:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. ISBN 5-93134-195-1
  2. Доровских С.Е. Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет – кто это? – Электронные данные. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,146140.
  3. Карасева Е.В. Учет особенностей темперамента и репрезентативной системы обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Е.В. Карасева. – Электронные данные. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/638788/  .
  4. Ладохина И.Ю. технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению младших школьников с учетом их ведущей сенсорной модальности: результаты эксперимента / И.Ю. Ладохина // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4. – Электронные данные. – Режим доступа: www.science-education.ru/98-4777 .
  5. Любимов А. Мастерство коммуникации/ А. Любимов. – СПб. : Питер, 2004. – Ч.1. – 224 с. ISBN 5-88782-431-X
  6. Сотникова И.Д. Модально-перцептивные особенности познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / И.Д. Сотникова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped59.html.
  7. Сотникова И.Д. Учёт особенностей восприятия детей при подготовке их к школе / И.Д. Сотникова // Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0625-2.htm.
  8. Цубер Е. Учет репрезентативных систем как фактор дифференциации обучения дошкольников / Е. Цубер. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.stattionline.org.ua/pedagog/85/15057-uchet-reprezentativnyx-sistem-kak-faktor-differenciacii-obucheniya-doshkolnikov.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «...

Индивидуализация образовательного процесса на основе поисково-исследовательской деятельности

АннотацияСтатья посвящена оценке и условиям использованию возможностей поисково-исследовательской деятельности как инструмента индивидуализации образовательного процесса в условиях модернизации ...

Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.

Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....

"Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса"

Жизнь меняется. Ребенок 21-го века не может учиться в школе, придуманной Коменским. Изменилось все: учитель перестал быть единственным и непогрешимым источником знания, понизилась значимость формально...

Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса

В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитани...