Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 557.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 СЕЛА ВЕЛИКОВЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила: Попова Г.А.
педагог-психолог МБОУ СОШ 23
с.Великовечного МО Белореченский район
2017 год
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка.
Инклюзия означает
раскрытие каждого ученика
с помощью адаптированной программы,
которая достаточно сложна,
но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и
специальные условия и поддержку,
необходимые ученику и учителям
для достижения успеха.
В последние годы в нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе. Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждение – создать им для этого соответствующие условия. В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:
1) направленность на ребёнка, включающую в себя: - положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;
- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) интеллектуальная гибкость: - навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;
- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4) поведенческая гибкость:
- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;
- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Руководящие лица, учителя и специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме, ведь учащиеся, имеющие особенности физического и психического развития, или ограниченные возможности здоровья, как правило, нуждаются в сопровождении специалистами.
Роль психолога.
Основное направлением работы психолога - оказание психолого-педагогической помощи и поддержки детям ОВЗ и их родителям. Роль психолога в общеобразовательном учреждении заключается в проведении психологической диагностики; осуществлении коррекционной работы; консультировании родителей и учителей; психологическом просвещении и профилактике. В ходе коррекционных занятий психолог корректирует особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).
С каждым ребенком с ОВЗ проводятся занятия (индивидуальные или /и подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования, формированию ВПФ, не менее 1 часа в неделю. Большая часть детей с ОВЗ, обучающихся в нашей школе – это дети с (РАС) расстройствами аутистического спектра . У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах.
Для улучшения социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья находятся на домашнем обучении занятия с психологом организуются в подгруппах. Они приглашаются на общешкольные мероприятия. У этих детей появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
В своей работе использую следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков,олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.
Заботиться об эмоциональной жизни ребенка так же важно, как о его физическом и умственном развитии. Ребенок проходит долгий путь эмоционального развития. Ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. Важность этого процесса нельзя недооценивать. В последнее время в научной литературе все больше внимания обращается на так называемый эмоциональный интеллект или эмоциональную компетентность. В эмоциональную компетентность входят следующие способности:
-осознавать и понимать свои эмоции,
-уметь их конструктивно выражать,
- распознавать чувства другого,
- соизмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению.
Приходится признать, что некоторые родители не знают, как заботиться об эмоциональной грамотности своих детей. Они заботятся о том, чтобы дети учились и правильно себя вели. Мы проводим игры, в которых организуется такое общение, при котором родители и дети получают возможность бесконфликтно обсуждать свои чувства и эмоции.
Работа с родителями.
Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как это помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать “толчок” семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное и верное решение своей проблемы.
Ведь родителям можно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.
Притча о горчичном зернышке.
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.
Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.
Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.
Рекомендации родителям:
В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:
оставить все как есть, или что-то изменить;
изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:
- как необходимую данность;
- как урок, который необходимо пройти;
- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, перед нами стоит еще одна задача-сопровождение всех детей класса, в которые включен ребенок с ОВЗ. Поэтому во внеурочной деятельности проводятся специальные занятия по пониманию инвалидности, или «уроков Доброты», которые могут стать важным элементом в создании позитивной атмосферы принятия инклюзивных ценностей, важных для формирования инклюзивной школьной культуры.
Задача этих занятий – сформировать у школьников толерантное отношение к людям с инвалидностью без страха и снисходительности. Дети через несколько лет станут самостоятельными и активными членами общества, поэтому важно, чтобы они с ранних лет научились жить рядом людьми, имеющими отличные от них потребности, принимать и понимать их. На занятиях по пониманию инвалидности школьники знакомятся с множеством неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «инклюзивное образование», «толерантность» и т.д. Но главное, уроки дают осознание того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться.
Учащиеся понимают, что все люди разные, и каждый ценен по-своему, начинают меняться, принимать особенности других людей, и от этого меняется сама школа.
Психологические акции. Одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы является психологическая акция, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу.
Цель:
Улучшение психологического микроклимата школьной среды путем формирования коммуникативных отношений педагогов и обучающихся.
Развивающие задачи:
• Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
• Развитие рефлексии.
• Развитие мотивационной сферы.
• Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.
• Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
Коррекционные задачи:
• Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.
• Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.
Просветительские и психопрофилактические задачи
• Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».
• Удовлетворение потребности школьников в эмоциональных переживаниях.
Для нашей школы особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих.
И в заключении хочется познакомить со стихотворением, которое отражает суть нашей работы, является основой нашей работы.
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветить правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос или больной нарыв!
Вот он сидит перед нами, взгляните!
Сжался пружиной, отчаялся он…
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети,
Просто им вовремя не помогли…!!!
С. Давыдович
ЛИТЕРАТУРА
1. «Инклюзивное образование: право, принципы, практика» / Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
2. «Показатели инклюзии. Практическое пособие» / Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под ред. Марка Вогана. / Перевод с англ. языка: Игорь Аникеев. Научный редактор: Наталия Борисова. Общая редакция: Мария Перфильева. // М.: РООИ «Перспектива», 2007.
3. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации» / под ред. П. Романова. Е. ЯрскойСмирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический
4.Инклюзивное образование в России. Опыт реализации //Издание Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ, 2011.
5. Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. №3. – C. 5-11
6. Пособие для проведения занятий со школьниками по теме РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ – РАВНЫЕ ПРАВА. М: РООИ «Перспектива», 2011
7. Яковлева Н.Н. Инклюзивное образование: социально-психологический аспект // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – C. 240-242.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.
Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ
В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...
Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»
Цель семинара: Повышение уровня методической компетенции педагогов в сфере инклюзивного образования....
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
Система профессионального образования РФ в контексте особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Система профессионального образования РФ в контексте особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...