Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по психологии на тему

Попова Галина Александровна
В
статье рассмотрены вопросы организации коррекционно-
развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья. Представлены практические
рекомендации по проведениюзанятий  в инклюзивном классе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, по организации работы с
педагогическими работниками общеобразовательных учреждений.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx557.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 СЕЛА ВЕЛИКОВЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила: Попова Г.А.

педагог-психолог МБОУ СОШ 23

с.Великовечного МО Белореченский район

2017 год

              Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка.

Инклюзия означает
раскрытие каждого ученика
с помощью  адаптированной программы,
которая достаточно сложна,
но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и
специальные условия и поддержку,
необходимые ученику и учителям
для достижения успеха.

          В последние годы в  нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе. Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждение – создать им для этого соответствующие условия. В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:

 1) направленность на ребёнка, включающую в себя: - положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

 - стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость: - навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

 - знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

 - навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

 4) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

 - знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

         Руководящие лица, учителя и специалисты, работающие с детьми с  ограниченными возможностями здоровья  осваивают  дополнительные профессиональные образовательные программы в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме, ведь учащиеся, имеющие особенности физического и психического развития, или ограниченные возможности здоровья, как правило, нуждаются в сопровождении специалистами.

Роль психолога.

       Основное направлением работы психолога - оказание психолого-педагогической помощи и поддержки  детям ОВЗ и их родителям.  Роль психолога в общеобразовательном учреждении заключается в проведении психологической диагностики; осуществлении коррекционной работы; консультировании родителей и учителей; психологическом просвещении и профилактике. В ходе коррекционных занятий психолог корректирует особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).  

     С каждым ребенком с ОВЗ проводятся занятия (индивидуальные или /и подгрупповые) с психологом по формированию  коммуникативных навыков, навыков социального функционирования, формированию ВПФ, не менее  1 часа  в неделю. Большая часть детей  с ОВЗ, обучающихся в нашей школе – это дети с (РАС) расстройствами аутистического спектра . У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных   навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах.

         Для улучшения  социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, которые  по состоянию здоровья находятся на домашнем обучении занятия с психологом организуются в подгруппах.  Они приглашаются на  общешкольные мероприятия. У этих детей появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

           В своей работе использую  следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков,олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.

              Заботиться об эмоциональной жизни ребенка так же важно, как о его физическом и умственном развитии. Ребенок проходит долгий путь эмоционального развития. Ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. Важность этого процесса нельзя недооценивать. В последнее время в научной литературе все больше внимания обращается на так называемый эмоциональный интеллект или эмоциональную компетентность. В эмоциональную компетентность входят следующие способности:

-осознавать и понимать свои эмоции,

-уметь их конструктивно выражать,

- распознавать чувства другого,

- соизмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению.

Приходится признать, что некоторые родители не знают, как заботиться об эмоциональной грамотности своих детей. Они заботятся о том, чтобы дети учились и правильно себя вели. Мы проводим игры, в которых организуется такое общение, при котором родители и дети получают возможность бесконфликтно обсуждать свои чувства и эмоции.

Работа с родителями.

Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как это помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать “толчок” семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное и верное решение своей проблемы.

Ведь родителям  можно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание,  радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Притча о горчичном зернышке.

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

                  Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще  тяжелее её собственного.

                     Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю  ненужную жалость.

Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями. 

Рекомендации родителям:

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта: 

оставить все как есть, или что-то изменить;

изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

  • как необходимую данность;
  • как урок, который необходимо пройти;
  • как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
  • как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно  вознаграждены! 

       Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, перед нами стоит  еще одна  задача-сопровождение всех детей  класса, в которые включен ребенок с ОВЗ. Поэтому во внеурочной деятельности   проводятся  специальные  занятия  по пониманию инвалидности, или «уроков Доброты», которые могут стать важным элементом в создании позитивной атмосферы принятия инклюзивных ценностей, важных для формирования инклюзивной школьной культуры.

         Задача этих занятий – сформировать у школьников толерантное отношение к людям с инвалидностью без страха и снисходительности. Дети через несколько лет станут самостоятельными  и активными членами общества, поэтому важно, чтобы они с ранних лет научились жить рядом людьми, имеющими отличные от них потребности, принимать и понимать их. На занятиях по пониманию инвалидности школьники знакомятся с множеством неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «инклюзивное образование», «толерантность» и т.д. Но главное, уроки дают осознание того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться.

        Учащиеся понимают, что все люди разные, и каждый ценен по-своему, начинают меняться, принимать особенности других людей, и от этого меняется сама школа.

Психологические акции.    Одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы является психологическая акция, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу.    

Цель:

Улучшение психологического микроклимата школьной среды путем формирования коммуникативных отношений педагогов и обучающихся.

Развивающие задачи:

•  Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.

•  Развитие рефлексии.

•  Развитие мотивационной сферы.

•  Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.

•  Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Коррекционные задачи:

•        Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.

 • Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические задачи

•   Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».

•   Удовлетворение потребности школьников в эмоциональных переживаниях.

          Для нашей школы особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих.      

     И в заключении хочется познакомить со стихотворением, которое отражает суть нашей работы, является основой нашей работы.

     Кто-то когда-то должен ответить,

Высветить правду, истину вскрыв,

Что же такое трудные дети?

Вечный вопрос или больной нарыв!

Вот он сидит перед нами, взгляните!

Сжался пружиной, отчаялся он…

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети,

Просто им вовремя не помогли…!!!

                                                                                    С. Давыдович

ЛИТЕРАТУРА

 1. «Инклюзивное образование: право, принципы, практика» / Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.

 2. «Показатели инклюзии. Практическое пособие» / Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под ред. Марка Вогана. / Перевод с англ. языка: Игорь Аникеев. Научный редактор: Наталия Борисова. Общая редакция: Мария Перфильева. // М.: РООИ «Перспектива», 2007.

3. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации» / под ред. П. Романова. Е. ЯрскойСмирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический

4.Инклюзивное образование в России. Опыт реализации //Издание Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ, 2011.

5. Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. №3. – C. 5-11

6. Пособие для проведения занятий со школьниками по теме РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ – РАВНЫЕ ПРАВА. М: РООИ «Перспектива», 2011

7. Яковлева Н.Н. Инклюзивное образование: социально-психологический аспект  // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – C. 240-242.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ

В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»

Цель семинара: Повышение уровня методической компетенции педагогов  в сфере инклюзивного образования....

Система профессионального образования РФ в контексте особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Система профессионального образования РФ в контексте особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...