Рабочая программа "Учись учиться" для учащихся с задержкой психического развития
методическая разработка по психологии на тему

Документ содержит рабочую программу "Учись учиться" для учащихся с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа216 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Адаптированной  основной образовательной программы основного общего образования

 (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление:  коррекционно-развивающее

Название: «Учись учиться»

5 класс

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,  примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15) на основе авторской программы Н.П. Локалова  «Психологическое развитие школьников в 5-8  классах» - М.: 2011.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития

Учащиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.

Категория учащихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного, и начального школьного).

Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении основного общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у учащихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям учащихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью учащегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития

Для учащихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:

• наглядно-действенный характер содержания образования;

• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с задержкой психического развития;

• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ направлены на развитие их способностей.

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на уроках психологического развития, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

Задания для основной части занятия подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса, учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания мы стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней, психологической направленности.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

При проведении занятий очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

Необходимо четко соблюдать время предъявления (экспозицию) тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, психолог только помогает, объясняет, направляет.

Для того чтобы можно было оценить эффективность занятий психологического развития, рекомендуется использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь психолога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- особенности поведения, учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения контрольных развивающих заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

-        косвенным показателем эффективности занятий может быть   повышение   успеваемости   по   разным   школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Цель: осуществление коррекции недостатков в развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) при освоении общеобразовательных программ основного общего образования. 

Задачи:

1. Повысить уровень знаний  школьников об окружающей действительности: явлениях, событиях.

2. Повысить уровень мотивации учебной деятельности, общеучебных умений и навыков.

3. Способствовать  развитию  познавательных  процессов: уровню развития восприятия, внимания, непосредственной и опосредованной памяти.

4. Развивать мыслительные, интеллектуальные способности: обобщение, исключение, классификация, аналогии.

5. Учить школьников устанавливать разные виды связей и отношений между понятиями: отношения  противоположности, рядоположности, функциональности, общего и конкретного.

6. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

В качестве ведущей технологии используется технология  коррекционно-развивающего обучения, которая предусматривает:

- развитие  достаточной осведомленности в понятиях, знаний об окружающей действительности;

- развитие понятийного мышления;

-овладение частными интеллектуальными операциями, которые способствуют формированию системы знаний у школьников и усвоению учебного материала;

- формирование учебной мотивации и мотивации достижения успеха;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности:

 познавательная активность, самостоятельность, навык планирования и контроля, рефлексии;

- развитие познавательных процессов.

Занятия курса проходят в виде индивидуальной формы деятельности. Основные методы: беседа, практикум, обучающая игра, мозговой штурм, метод проблемного изложения, метод диагностики.

Описание места курса в учебном плане:

Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана на 68 часов, согласно учебному плану.

Результаты освоения коррекционно-развивающего курса:

Личностные:

- развитие ответственного отношения к деятельности;

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

-развитие навыков произвольного управления своим вниманием и памятью;

-развитие способности самоконтроля и саморегуляции;

-развитие осознанного отношения к своему здоровью. 

Метапредметные: 

- развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- развивать умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения.

Предметные:

познакомиться с понятиями внимание, память, мышление, их виды.

- знать основные отношения между понятиями: противоположности, общего и конкретного, части и целого, рядоположности, функциональности.

- научиться обобщать предметы и понятия по разным  признакам, параметрам;

- развивать умения исключать предметы, понятия по разным параметрам;  

- классифицировать предметы, понятия по разным параметрам;

- устанавливать связи по аналогии;

- развивать умения выделять главное и второстепенное;

- учиться находить существенные признаки предмета;

- устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида-рода, находить сходства и различия;

- уметь работать с текстом, с любой информацией.

Планируемые результаты коррекционно-развивающего курса:

повышение уровня развития:

-  восприятия устной и письменной информации;

- смысловой памяти, воображения;

- устойчивости, концентрации, объёма внимания;

- мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;

- навыков самостоятельной работы;

- навыков планирования и контроля своей деятельности;

- адекватная самооценка своих возможностей.

- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации;

-  использование приёмов по развитию внимания и памяти;

- развитие навыков выдвижения версий, гипотез, аргументации своего мнения.

Форма контроля: предполагает диагностические срезы, результат которых определяют успешность при прохождении данного курса. Система оценки – безотметочная.        

Содержание коррекционно-развивающего курса

Раздел 1. Введение (1ч.)

        Знакомство с обучающимся. Выполнение задания по выявлению уровня самооценки.

Раздел 2. Эмоционально-волевая сфера (8ч)

        Оценка уровня школьной мотивации. Диагностики уровня школьной тревожности. Изучение личностных особенностей обучающегося по результатам проективных методик. Изучение отношения ребенка к членам своей семьи. Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы. Тренинг по развитию навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Раздел 3.Внимание (4ч.)

        Расширение знаний о роли и значении внимания. Знакомство с видами внимания. Диагностика развития внимания обучающегося. Выполнение упражнений на развитие устойчивости внимания.  

Раздел 4.Память (10ч.)

Расширение знаний о роли и значении памяти в жизнедеятельности человека. Знакомство с видами памяти. Диагностика развития видов памяти обучающегося. Выполнение упражнений на развитие смысловой памяти, объёма памяти и навыков опосредованного запоминания. Развитие умения ставить цель, планировать свой день, составлять распорядок дня, готовить рабочее место, оценивать результат. Составление плана выполнения домашнего задания. Выполнение упражнений на развитие самоконтроля.

Раздел 5.Мышление (38ч.)

        Расширение знаний о роли и значении мышления в жизнедеятельности человека. Знакомство с видами мышления. Диагностика развития видов мышления обучающегося. Выполнение упражнений на развитие операций мыслительной деятельности и видов мышления. Развитие пространственных представлений и внутреннего плана действий. Повторная диагностика развития смысловой памяти и уровня развития словесно-логического мышления.

Раздел 6. Эмоционально-волевая сфера (5ч.)

Повторная оценка уровня школьной мотивации, диагностика уровня школьной тревожности. Изучение эмоционального состояния, обучающегося по результатам проективных методик.

Раздел 7. Завершение (2ч.)

        Самоанализ успехов и достижений обучающегося в учебной деятельности, коррекционно-развивающем курсе.

Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса

Раздел

Тема

Виды деятельности учащихся

1

Раздел 1. Введение (1ч.)

Знакомство.

Как научиться учиться. Определение самооценки.

- выполняют задания по выявлению уровня самооценки, обучающегося.

2

Раздел 2. Эмоционально-волевая сфера (8ч.)

Оценка уровня школьной мотивации.

Цветовой тест М. Люшера.

- выполняют задания по выявлению уровня школьной мотивации, обучающегося;

- выполняют задания по выявлению эмоционального состояния.

3

Диагностики уровня школьной тревожности.

- выполняют задание по выявлению школьной тревожности.

4

Проективный рисунок «Несуществующее животное».

- выполняют задание по изучению личностных особенностей.

5

Проективный рисунок «Дом-дерево-человек»,

- выполнение задание по изучению личностных особенностей.

6

Проективный рисунок «Моя семья»

- выполняют задание по выявлению отношения ребенка к членам своей семьи.

7

Эмоциональная сфера

- развивают эмоциональную сферу.

8

Перцептивно-эмоциональная сфера

- развивают перцептивно-эмоциональную сферу.

9

Поведение в конфликтных ситуациях

- развивают навыки поведения в конфликтных ситуациях.

10

Раздел 3.

Внимание (4ч.)

Зачем человеку внимание. Виды внимания.

- расширяют знания о роли и значении внимания:

- знакомятся с видами внимания.

11

Диагностика внимания.

- выполняют задания по выявлению развития видов внимания обучающегося.

12

Развиваем внимательность.

- развивают устойчивость внимания.

13

Развиваем внимательность.

- развивают устойчивость внимания.

14

Раздел 4.

Память (10ч.)

Зачем человеку память. Виды памяти.

- расширяют знания о роли и значении памяти в жизни человека;

- знакомятся с видами памяти.

15

Диагностика видов памяти.

- выполняют задания по выявлению развития видов памяти.

16

Диагностика видов памяти.

- выполняют задания по выявлению развития видов памяти.

17

Смысловая память.

- развивают смысловую память.

18

Как мы воспринимаем информацию.

- развивают объём памяти.

19

Секреты нашей памяти.

- развивают память и навыки опосредованного запоминания.

20

Секреты успешной учёбы.

- учатся выделять главное, ставить цель, планировать и контролировать выполнение и оценивать результат.

21

Мой распорядок дня.

Организация рабочего места.

- учатся планировать свой день, составлять распорядок дня, готовить рабочее место.

22

Виды памяти.

- знакомятся с разными способами запоминания.

23

Как подготовиться к новому учебному дню.

- учатся распределять, ранжировать учебные предметы по сложности;

- составляют план выполнения домашнего задания;

- развивают самоконтроль.

24

Раздел 5.

Мышление (38ч.)

 

Зачем человеку мышление. Виды мышления.

- расширяют знания о роли и значении мышления в жизни человека;

- знакомятся с видами мышления.

25

Диагностика словесно-логического мышления.

- выявляют степень компетентности в окружающем мире, уровень сформированности навыка обобщения, исключения и классификации.

26

Развиваем наше мышление.

Учимся выделять главное и существенное.

- учатся находить существеннее, главные признаки предметов.

27

Мышления (гибкость и анализ через синтез). Логические формы вербального мышления.

- развивают мышление (гибкость и анализ через синтез);

- развивают логические формы вербального мышления.

28

Мышление (обобщение предметов по разным признакам).

- учатся обобщать предметы по разным признакам, отношениям и логическим связям.

29

Навыки сравнения.

- развивают произвольное внимание, умение сопоставлять, сравнивать, делать вывод.

30

Пространственные представления.

Гибкость мышления.

Мышление (анализ через синтез).

- развивают пространственные представления;

- развивают гибкость мышления;

- развивают мышление (анализ через синтез).

31

Пространственные представления.

Вербальное мышление.

- развивают пространственные представления;

 - развивают вербальное мышление.

32

Существенные и несущественные признаки предметов.

- учатся находить главные признаки в предмете;

- отделяют главное от второстепенного.

33

Мышление (установление закономерностей).

Вербальное мышление. 

- развивают мышление (установление закономерностей)

- развивают вербальное мышление (преобразование предложений без изменения смысла).

34

Навыки обобщения.

- развивают произвольное внимание, умение сопоставлять, сравнивать, делать вывод.

35

Внутренний план действий.

Логическое мышление (установление отношений между понятиями).

- развивают внутренний план действий;

- развивают логическое мышление (установление отношений между понятиями)

36

Внутренний план действий

Операция мышления (абстрагирование) Мышление (вербальный анализ).

- развивают внутренний план действий;

- развивают мышление (абстрагирование);

 - развивают мышление (вербальный анализ).

37

Разные отношения между предметами.

- развивают умение устанавливать логические связи между предметами.

38

Анализ и синтез.

Работа с художественным текстом.

- учатся анализировать текст.

39

Пространственные представления.

Мышление (сравнение понятий) 

- развивают пространственные представления;

 - развивают логическое мышление (сравнение понятий).

40

Анализ и синтез.

Способы применения предметов.

- развивают умение анализировать, сравнивать.

41

Мышление (установление закономерностей).

Логическое мышление (установление отношений между понятиями).

- развивают мышление (установление закономерностей);

 - развивают мышление (установление отношений между понятиями).

42

Анализ и синтез.

Работа с предметными текстами.

- развивают умение анализировать текст.

43

Что значит думать?

- осознают роль мыслительных действий в процессе мышления.

44

Воображение.

Логическое мышление (деление понятий).

- развивают воображение;

- развивают логическое мышление (деление понятий).

45

Наглядно-образное и

логическое мышление

- развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

46

Пространственные представления.

Логическое мышление (деление понятий).

- развивают пространственные представления;

 - развивают логическое мышление (деление понятий).

47

Концентрация внимания и мышление.

- развивают концентрацию внимания и мышление.

48

Классификация.

- развивают умение классифицировать

предметы, делить их на группы по разным признакам.

49

Виды вербальных реакций. Устойчивость внимания. Гибкость мышления. Вербальное мышление.

- развивают виды вербальных реакций;

- развивают устойчивости внимания;

- развивают гибкости мышления;

- развивают вербальное мышление.

50

Проведение различий

- учатся объяснять различия между разными предметами, понятиями.

51

Воображение.

Логические формы вербального мышления.

- развивают воображение:

- развивают логические формы вербального мышления. (определение видов суждений)

52

Сходства и различия.

- учатся устанавливать сходства и различия между предметами.

53

Мышление (гибкость).

Мышление (установление сходства, противоположности).

- развивают гибкость мышления;

- развивают мышление (установление сходства, противоположности).

54

Аналогии.

- учатся устанавливать связи по аналогии между словами.

55

Понимание переносного смысла пословиц

- учатся понимать переносный смысл пословиц.

56

Пространственные представления.

Вербальное мышление.

- развивают пространственные представления;

- развивают вербальное мышление.

57

Аналогии.

- учатся устанавливать связи по аналогии между словами.

58

Отношения части и целого.

- учатся устанавливать отношения части и целого.

59

Отношение общего и конкретного

- учатся устанавливать отношения общего и конкретного.

60

Повторная диагностика развития смысловой памяти

- выявляют уровень развития смысловой памяти

61

Повторная диагностика уровня развития словесно-логического мышления

- выявляют уровень развития словесно-логического мышления

62

Раздел 6. Эмоционально-волевая сфера (5ч.)

Оценка уровня школьной мотивации.

Цветовой тест М. Люшера.

- выполняют задания по выявлению уровня школьной мотивации, обучающегося;

- выполняют задания по выявлению эмоционального состояния.

63

Диагностики уровня школьной тревожности.

- выполняют задание по выявлению школьной тревожности.

64

Проективный рисунок «Несуществующее животное».

- выполняют задание по изучению личностных особенностей.

65

Проективный рисунок «Дом-дерево-человек»,

- выполнение задание по изучению личностных особенностей.

66

Проективный рисунок «Моя семья»

- выполняют задание по выявлению отношения ребенка к членам своей семьи.

67

Раздел 7. Завершение (2ч.)

Мои успехи в учёбе

- учатся оценивать

свои успехи и достижения.

68

Чему я научился на занятиях.

- самоанализ успешности прохождения курса.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение программы

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обеспечения

Основная школа

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования».

Д

1.2

Н.П. Локалова  «Психологическое развитие школьников в 5-8  классах» - М.: 2011

2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

1

Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2011.

Д

2

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2010.

Д

3

Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.

Д

4

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.

Д

5

Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов/Гуревич К.М., Акимова М.К., Борисова Е.М.. и др.- М.,1990.

Д

6

Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

Д

7

Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.

Д

8

Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6.

Д

9

Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.-М.,1994.

Д

10

Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый  мозг.-М.,1983.

Д

11

Холодаева  О., Умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Росткнига, 2005.

Д

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1

http:// bg-prestige.narod.ru

Д

2

http://schools.keldysh.ru

Д

3

http://www.zavuch.info

Д

4

http://festival.1september

Д

5

http://pedsovet.org

Д

6

http://metodist.ru

7

http:// ns.portal.ru

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

2

Мультимедийный компьютер

Д

3

Мультимедийный проектор

Д

4

Интерактивная доска

Д

5

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Жалюзи

Д

2

Компьютерный стол

Д

3

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

4

Стол учителя

Д

5

Комплект парт ученических

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 5  классе на 2017- 2018 учебный год....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 6  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 7  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а»  классе на 2017/2018 у...

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)

Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета  для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык » 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык »  9 класс...