Психолого-педагогические аспекты изучения формирования образа матери у подростков
статья по психологии на тему

Лабачук Тамара Николаевна

В статье обобщается изучение проблем материнства в психологии и других областях. Рассмотрены условия развития ребенка и материнства, как компоненты личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_issledovanie.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Лабачук Т.Н.

Психолого-педагогические аспекты изучения формирования образа матери у подростков

        Аннотация. В статье обобщается изучение проблем материнства в психологии и других областях. Рассмотрены условия развития ребенка и материнства, как компоненты личности.

        Annotation. The article summarizes the study of maternity problems in psychology and other fields. The conditions for the development of the child and motherhood, as components of the individual, are considered.

        Ключевые слова: подростковый возраст, личность, материнство.

                     Keywords: adolescence, personality, motherhood.

        Сложным периодом становления человека является подростковый возраст. Период подросткового возраста сопровождается кризисом развития, например Л.С. Выготский трактует кризис развития как период обусловленный логикой процесса развития, но не сводит процесс к негативным проявлениям. Следует заметить, что до 17-18 вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Обычно детство заканчивалось вместе с половым созреванием, после которого сразу наступал взрослый мир. Социально ‒ экономические преобразования выделили подростковый возраст как промежуточный период жизни человека, до той поры, которая социально характеризуется как взрослость.

        Разумеется, не существует «среднестатистического» подростка: младший подросток отличается от старшего, подросток ‒ девочка от подростка ‒ мальчика. Принято считать, что лица мужского и женского пола особенны на нейрофизиологическом уровне, и отличаются  в характере жизнедеятельности, во взаимодействии с другими людьми, что в свою очередь отражается на жизненных целях, стремлениях и способах достижения [3].

        Подросток с ограниченными возможностями здоровья отличается от нормально развивающегося подростка. Заметим, что условия воспитания, окружающая среда, особенности развития личности влияют на уровень зрелости и самостоятельности подростков, но и также влияют на формирование образов и категорий, которыми мыслит подросток, будущий взрослый.         

        Информация об исследованиях психологических особенностей людей  достаточно  актуальна в практике воспитания и обучения подрастающего поколения. И. С. Кон заметил: «исследователи, занимающиеся вопросами формирования личности, должны иметь ввиду, что онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но и половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное Я, ‒ это половая принадлежность» [4, с. 47]. Следует заметить, что характер общения взрослого с ребенком  во многом обуславливается его половой принадлежностью, что оказывает влияние на формирование психологических качеств подростка. При этом нельзя не отметить, что на ребенка важно влияние каждого родителя.

        Вначале обратимся к формированию взаимоотношений родителей и детей в раннем детстве. Данный возрастной период характеризуется развитием поведенческого и эмоционального опыта взаимоотношений ребенка в семье. Отметим, что сначала данный опыт устанавливается с матерью, а потом с другими членами семьи. Изначально формируется система чувств, ожиданий, представлений по отношению к поведению близкого человека, и связанный с этим образ значимого другого, данный образ помогает  ребенку в сфере общения и контактов. В данном случае мы имеем дело с формирующимся (или сформированным в случае подросткового возраста) образом Я, который зависит от развития общения со взрослыми. В определенные возрастные периоды, могут возникать проблемы с ощущением себя, достойного любви и поддержки окружающих. Система этих представлений, образов или переживаний определяет то, как ребенок будет воспринимать происходящее с ним, как будет контактировать с окружающими его людьми.                        

        Главной характеристикой выше описанных взаимоотношений является степень развития привязанности между матерью и ребенком.            Дж. Боулби рассматривает привязанность к матери как, устойчивую, строго индивидуальную эмоциональную связь [2]. Данный вид связи, побуждает ребенка находится рядом с матерью, а в ситуации опасности или стресса осуществлять поиски возможностей быть ближе к ней, для того чтоб избавиться от чувства дискомфорта.

        Во второй части ХХ века английский психиатр и психоаналитик   Дж. Боулби описал феномен привязанности ребенка к матери.                                         В описываемый период времени изучение материнско ‒ детского взаимодействия было особенно актуальным. В Европе приюты и ясли не отличались совершенством больничной практики, а с началом военного периода возникла проблема с эвакуацией детей. В данном случае мы видим, социальные события, которые  затронули большую часть детского населения, обострили проблему негативного воздействия на психику ребенка из ‒ за разлуки с матерью и определили необходимость ее объяснения [2].

        Привязанность проявляется на протяжении всего детства, подросткового возраста, и взрослости, есть тенденции в случае  привязанности к матери в детском возрасте и уже во взрослом.                                      Из журнала Вопросы психологии 2015 года под №4 в статье                      О. В. Алмазова «Взаимоотношение братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери»  мы узнали, что тип привязанности влияет на разные аспекты познавательного и эмоционально-личностного развития, включая механизмы эмоциональной регуляции [1].

        Поскольку подростковый возраст это переход от детства к зрелости,  его исследование позволяет проследить типичные черты человека выходящего за пределы детства, а с другой – рассмотреть само по себе  протекание детства. Познание источников, условий механизмов развития дает определенный пласт знаний  к рассмотрению  закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.

        Существует достаточно много причин, которые должны вызывать беспокойство у родителей, когда они замечают тревожащие их поступки детей, моменты неповиновения и т.д. Одной из проблем взаимоотношений родителей и детей могут считаться средства массовой информации. СМИ оказывает влияние на подростков, вызывая тем самым озабоченность и возмущенность многих родителей. Подражание любимому актеру или певцу, изучение информации в социальных сетях о сексуальных взаимоотношениях между противоположным полом, все это формирует взгляд и поведение подростков. Большой проблемой является во всем этом недоверие к родителям, подросток остается один на один с собой и его познаниями. Родители часто бывают психологически не грамотны, в том, что не осознают особенность подросткового возраста, а именно ранимость этого этапа становления личности. Как указывает Бенджамин Спок в своей книге «Разговор с матерью»: «гормональные сдвиги у детей в период полового созревания способствует усилению личностного самосознания и полового самосознания» [7]. Подростки находятся в «информационной растерянности» один на один с окружающим миром, отсутствие  ясности – причина неустойчивости поведения подростка. Эта неуверенность возрастает, если ребенка держали в неведении относительно взрослого мира. Планирование своих действий у взрослого происходит из расчета на дифференциацию будущих реальных и идеальных целей, но ситуация подростка особенна, поскольку ему приходится структурировать  временную перспективу в поле деятельности, которое изменилось и ему не знакомо. Дело в том, что в процессе своего развития подростки независимо от полоролевых и физических возможностей чаще сталкиваются с запретами и ограничениями со стороны взрослых, и даже общества, что может привести к снижению активности, самостоятельности, неуверенности и чувства вины или агрессии. Такие действия приводят к тому, что подростки отказываются от своих целей и планов реализации своего личностного потенциала.        

        В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, подросток рассматривает себя членом общества. Исходя, из этого следует, от того как будет протекать социальная ориентация в этот период, зависит многое в формировании социальных установок человека. Поэтому в образовательных учреждениях в рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо включать разработанные или модифицированные коррекционные программы, направленные на изменение взаимоотношений взрослых и подростков, повышение психологической культуры не только подростков, но и их родителей, а главное развитие эмпатийности и понимания.

        Основная задача развития ребенка ‒ это адаптация, так как слишком много происходит различных изменений. Курт Левин отмечал, что подросток находится в положении маргинальной личности, черты которой проявляются в эмоциональной неустойчивости и чувствительности, застенчивости и агрессивности, эмоциональной напряженности и конфликтных отношений с окружающими.

        Один из факторов развития личности, несомненно, является взаимоотношения с взрослыми. В современной семье уделяется достаточное значение одной из основных функций ‒ подготовке детей к жизни. Но, к сожалению, в погоне за тщательным исполнением этого направления деятельности родители переусердствуют и забывают, что одной из предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. Следует отметить, что  духовное развитие ребенка должно гармонировать с жизненными целями его родителей, эти процессы должны быть ритмичными и слаженными. Для того чтоб, процесс воспитания был благополучным на каждом этапе развития  ребенка у родителей должны быть соблюдены пределы влияния на самовыражение личности  ребенка. Неправильное воспитание влияет на самоутверждение подростков, повышается неуверенность в себе, понижается самооценка. Ранее выявление гиперопеки или гипоопеки поможет в коррекции поведения детско-родительских отношений [3, с. 57]. Данные полученные в дипломной работе несут информационную ценность для школ и психолого ‒ педагогических служб.

        Восприятие родителями подростка ‒ инвалида и их отношение в семье, особенно в конфликтах во многом обусловлены мифологическими представлениями родителей о детях с особенностями развития. Если  в семье воспитывается ребенок инвалид, действия родителей должны быть особенно продуманными, а именно не акцентировать внимание на неготовности ребенка к взрослой жизни или наоборот чрезмерно опекать. Зденек Матейчик, чешский психолог, писал, что у детей ‒ инвалидов обычная психика, развивающаяся по тем же психологическим законом, что и у детей, которых мы называем нормальными. Семью можно назвать небольшой социальной группой или ячейкой общества, основная характеристика семьи взаимодействие и слаженность в отношении отдельных ее членов [6, с. 278]. В семье с ребенком инвалидом не должно быть опасности, что инвалидность ребенка будет самой обсуждаемой темой или причиной скандалов в семье.  Важным пониманием для семьи, есть возможность помочь ребенку ‒ инвалиду не развивать в себе неполноценность и стремление к общепоказательным нормам. Возрастной период и вид инвалидности в развитии имеют особые последствия. Ранний дефект создает угрозу, прежде всего интеллектуальному развитию, а боле поздний осложняет духовное и социальное становление. Если родители поддерживают в ребенке веру в себя, относятся к нему как полноценному члену общества и что самое важное, доверяют ему, то социализация ребенка пройдет безболезненно, это тенденции также относятся к нормально развивающемуся ребенку [6].

        Б. Бернс в предисловии к своей книге «Разные лики материнства» написал, чтобы понять развитие человека, мы должны исследовать материнство, ведь влияние  сферы материнства  на формирующуюся личность оказывает огромное значение. Мать эмоционально всегда ближе к ребенку, это объясняется тем, что материнское чувство – инстинктивное чувство, часто неосознаваемое. Женщина первая узнает о возникновении еще не родившейся жизни. Ребенок во время беременности является частью ее тела, ее души [8]. Мать чувствует ответственность за судьбу своего дитя и с этим неразрывно связана материнская любовь. Часто на матери лежит большая ответственность за всех членов семьи, но также мать является тем звеном, которое соединяет семью и общество. В концепции Г.Г.Филипповой основная мысль отведена субъективности матери и ребенка. Материнство при этом рассматривается не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно ‒ мотивационная состоявляющая психологии женщины. Важной составляющей сферы материнства является единство личностных и родительских компонентов определяющее психологическую готовность к материнству [5].

        Взаимоотношения матери и подростка и отношение матери к подростку влияет на психологическое состояние ребенка  независимо от гендерного различия, а эти отношения носят особый смысл для ориентира детей в окружающей среде. Тенденции материнства разделились, женщины перестали замыкать себя на кухне с детьми, наоборот возросла профессиональная активность женщин, что часто ведет к нивелированию обязанностей женщин, как матерей.  Сниженный престиж материнства создает у подростков иллюзию по поводу семейных отношений и пребывание в семье, как чего ‒ то тяжелого обременяющего.

        Можно выделить в России три направления материнства: первый ‒ женщина отказывается от исполнения роли материнства, причем осознанно; второй ‒ женщина пытается реализовать себя в профессиональном плане и совмещать материнство; третье направление женщина всю себя посвящает воспитанию детей. Первое направление развития женских качеств вообще не правильно, в сущности, по отношению к женщине, но и в обоих других направлениях есть «пределы» исполнения.

        Образ матери не раз становился объектом исследования в философии, социологии, культуре и искусстве. Но общим является признание определяющее образ матери и его изменения от социокультурных и исторических условий. Изменения, происходящие в российской ментальности, находят отражение в  изменение форм материнства и детства. Ведь с первых дней своей жизни, прежде всего с матерью у ребенка  связано формирование отношения к себе и окружающему миру в целом. Поэтому  подросткам чрезвычайно важно помочь сформировать у себя устойчивое оценивание себя и окружающей среды. Так как с каждым этапом взросления  происходит значительное усложнение и существенное возрастание жизненного объема взаимодействий, требующее от подростков большого напряжения и усилий. Ведь принято считать, во взаимоотношениях с родителями именно влияние матери может стать причиной успеха и становления в жизни.

Литература

  1. Алмазова О. В. Взаимоотношения братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери / О. В. Алмазова, Г. В. Бурменская // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 14-19
  2. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боули. – М. : Гардарики, 2003. – 287 с.
  3. Дубовицкая Т. Д. Психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста / Т. Д. Дубовицкая, Р.М. Асадуллин, Е.А.Киреева // Вопросы психологии. ‒ 2015. ‒ № 3. ‒ С.49-57
  4. Кон И. С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопр. психол. – 1981. – №2. – С. 48-56
  5. Махмутова Р. К. Материнство как психологический феномен /                   Р. К. Махмутова // Вестник  Удмуртского университета. ‒ 2007‒.                      № 9.‒ С.159-166
  6. Матейчик З. Родители и дети / З. Матейчик. ‒ М. : Просвещение, 1992. ‒  320 с.
  7. Спок Б. Разговор с матерью / Б. Спок. ‒ М. : Прогресс, 1988 ‒224 с.
  8. Berns B. The Different Faces of Motherhood / B. Berns. ‒ N.J.; L., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

В процессе общения у подростков воз­никают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.Целью данной работы является разработка реко...

Психолого-педагогическая поддержка, как способ профилактики суицидального поведения у подростков

описаны факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков, а также меры  психолого-педагогической поддержки, как основного способа профилактики суицида у подростка....

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...

Психолого-педагогические аспекты интернет - зависимости у подростков.

Интернет получил большое распространение. Это связано с тем, что всемирная сеть дает возможность быть более оперативным, универсальным, моментально охватить большое количество информации, охватывает с...

"Психолого-педагогические аспекты формирования ценностного отношения к жизни у младших подростков".

Материал посвящен психолого-педагогическим аспектам формирования ценностного отношения к жизни у младших подростков. Может быть использован для проведения внеклассного мероприятия....

Психолого-педагогические и методические аспекты изучения мотивации .

Анализ научных определений термина "мотивация"...