Презентация "Профилактика профессионального выгорания педагогов"
презентация к уроку по психологии на тему

Гобаева Илона Робертовна
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют  «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon profilaktika_professionalnogo_vygoraniya_pedagogov.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика профессионального выгорания педагогов Подготовила педагог-психолог Центра «Доверие» Гобаева И.Р. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр диагностики и консультирования «Доверие» г. Владикавказ 201 7 год

Слайд 2

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе «человек-человек». Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание» . Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Слайд 3

Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция (сопротивление) Истощение

Слайд 4

Внешние факторы специфика профессиональной педагогической деятельности; организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой;

Слайд 5

Внутренние факторы коммуникативный фактор; ролевой и личностный фактор.

Слайд 6

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 7

Психофизические симптомы симптом хронической усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды; общая астенизация; частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 8

Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; чувство гиперответственности и постоянное чувство страха; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Слайд 9

Поведенческие симптомы работа становится все тяжелее и труднее; постоянно берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности.

Слайд 10

Профилактические мероприятия улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение говорить «нет»; хобби (спорт, культура, природа); попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Слайд 11

Этапы психологической профилактики профессионального выгорания 1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива

Слайд 12

2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения

Слайд 13

3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»

Слайд 14

Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания" стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Слайд 15

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

Слайд 16

I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Слайд 17

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Слайд 18

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова

Слайд 19

IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Слайд 20

ВЫВОДЫ Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций....

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы...

Горю на работе! ( Профессиональное выгорание педагога)

«Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В та...

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...