Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном

Педагог-психолог Лебедева Дарья Евгеньевна

В занятии приняли участие ученики 3-5 класса находящиеся в трудной жизненной ситуации. Группа 8-12 человек.

Программа рассчитана на 5 занятий по 1 часу.

Цель: создание условий для гармонизации личности ребенка на основе развития его психо–эмоциональной сферы.

Задачи:

  • сформировать способности принимать свои чувства, мысли, как основу для выбора поведения;
  • повысить самооценку, определить значимые ценности и помочь наладить взаимоотношения с окружающим миром;
  • выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса – отреагирование психотравмирующих переживаний, оперативная помощь, эмоциональная разрядка.

Методы работы:

  • Психогимнастика;
  • Арт-терапевтические методы;

Психогимнастика является некой разминкой, снижает физические зажимы в теле, развивает познавательные способности, способствует формированию устойчивой эмоционально-личностной сферы. Таким образом, ведет к сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения. В работе психолога психогимнастические упражнения проходят в виде игры.

Упражнения из раздела кинесиологии, «гимнастика мозга».Выполняя легкие физические упражнения (противопоказания к применению отсутствуют, также выполнять могут все, их можно адаптировать), можно активизировать работу мозга как в целом, так и отдельных его участков, таким образом, соединяя движение и мысль. Упражнения помогают улучшению свое состояние, прилива энергии, уверенности в себе. Также помогают настроить на важную и приоритетную работу. 

Использование данных упражнений в цикле коррекционно-развивающих занятий позволяет настроить участников группы на планомерную работу над собой, над своим мироощущением, позволяет увидеть свою «проблему» с другой стороны.

Упражнения из «Гимнастики мозга» разнообразны и интересны, и они замечательно описаны и наглядно отражены в книге Смирновой С.С., Цыпленковой О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений образовательной кинесиологии».

 Цикл арт– терапевтических занятий можно использовать тем психологам, которые знакомы с расшифровкой цвета, положения, символикой, архетипами используемых в продуктах творчества участниками группы. Это важно, так как продукт творчества участников группы создается бессознательно, спонтанно, тем самым работа становится все более ценнее для психолога, ему необходимо выполнять множество задач при работе с использованием арт– терапевтических методик, а именно: отследить, с какими эмоциями, чувствами выполняет участник задание, соответствует ли вербальное эмоциональное состояние участника продукту его творчества, какую символику в своей работе использует, какие оттенки, цвета выбирает, как все это соотносится с историей или рассказом рисунка. Психолог быстро отслеживает все эти моменты в работе участников и реагирует, задавая соответствующие вопросы. Вопросами психолог подводит к истинной проблеме, т.е. причине проблемы. Необходимо помнить психологу, что каждое занятия групповой работы группы необходимо заканчивать на позитивной ноте с каждым участником. Несмотря на причину проблем, психолог раскапывает яму в душе ребенка, но он должен аккуратно вложить положительные впечатления. Психолог вместе с участником должен найти ресурс, который придаст участнику сил двигаться дальше.

Данный цикл в рамках арт-терапии разработан и подобран с целью раскрытия внутреннего мира индивидуума, усиления его внутреннего ресурса.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок.

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю. Участники вместе с психологом задают вопросы к рассказу и рисунку. Психолог задает вопросы исключительно по существу, которые про себя подмечает и диагностирует (учитывая символику, цвет, сюжет, рассказ), исходит также из гипотезы, которую в начале занятий ставит (подтверждает или ставит новую, над которой в дальнейшем работает с участником).

В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

В итоге, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы – перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне групповой работы.

Рефлексия. Каждое занятие заканчивается подведением итогов. Обмен мнениями (в кругу). Обмен эмоциональным состоянием в виде беседы в произвольной форме, но с элементом талисмана. Вводится в начале групповых занятий– игрушка, которая помогает детям держать дисциплину – говорить только при наличии талисмана в руках.

Занятие 1

Цель: знакомство внутри группы, раскрытие собственного «я».

При первом занятии у психолога нет цели «докопаться» до истинной причины проблемы, первое занятии направлено на знакомство группы, на создание атмосферы открытости и доверия, заинтересованности участников на дальнейшую работу.

Использование техник: «Нарисуй свое имя!»; «Диалог в паре».

Инструкция1: нарисуйте на листе свое имя, используя карандаши или краски или фломастеры. После того, как дети закончили, психолог предлагает представить свое имя, рассказать, чем он любит заниматься. Происходит презентация своего имени через лист бумаги, тем самым раскрепощая детей в представлении себя напрямую.

Это упражнение позволяет увидеть психологу, есть ли какой-либо зажим у ребенка, легко ли ему самовыражаться, как он себя оценивает и преподносит перед окружающими (самооценка ребенка), насколько соответствует его рассказ действительности. Проще говоря, данное упражнение позволяет психологу определить и поставить для себя гипотезу (возможную проблему, которая мешает ребенку гармонично развиваться и социализироваться в различных социальных институтах), данная гипотеза позволит психологу понять, в каком направлении двигаться с ребенком и в какую сторону его направлять.

Инструкция2: заполните пространство листа по своему усмотрению. Молча в паре рисуем, каждый разным фломастером/карандашом. После 10 минут вместе придумаем нужно название своему рисунку и рассказ (в любой форме). Необходимо подобрать музыкальное сопровождение (напеть песенку).

Это упражнение позволяет познакомить детей в группе, раскрепостить их и приобрести атмосферу доверия.

Занятие 2

Цель: Формировать умение понимать дуг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно.

Каждому из ребят раздается силуэт мальчика или девочки. Ребятам предстоит нарисовать на силуэте самого себя, нарисовать лицо и одежду.

Затем на листе бумаги А1 ребятам предлагается наклеить свой автопортрет и нарисовать себе дом.

Следующим заданием для детей будет, придумать название своему городу, а также написать правила для его жителей.

Психологу стоит обратить внимание на месторасположение и функции «жителей» города, на их взаимодействие друг с другом. Стоит рассмотреть тех ребят чьи «жители» находятся в домике и не выходят из него.

Занятие 3 

Цель: повышение уверенности в себе, снятие мышечного напряжения.

Ребятам зачитывается стихотворение

«Что такое счастье?»

Что такое счастье?
Где его искать?
Может, оно спряталось
Под мою кровать?

Там я вижу мячики,
Танк и пистолет.
Только счастья, кажется,
Под кроватью нет.

Я хожу по комнате,
Я кричу: Ау!
Может, счастье спряталось
В мамином шкафу?

Там висят на вешалках
Брюки и жилет,
Платья, юбки, кофточки... 
А вот счастья нет!

Нет за телевизором,
В папином столе,
Нет его за шторами,
В кухне на плите.

Где же счастье спряталось?
Почему молчит?
Если не найду его,
Буду так сердит!

Так что же такое счастье, кто, что думает ребята по этому поводу?

Заслушиваются высказывания ребят на эту тему.

Ребята обсуждают, и отвечают на вопрос

«Что делает их счастливыми?» Затем каждый из ребят пишет на бумажном цветке что же делает их счастливыми, и клеит все это на «цветочную полянку».

Ребята украшают поляну своими цветами. На последующих занятиях можно добавлять на неё цветы.

Занятие 4

Ребятам зачитывается сказка «Бабочка» Приложение 1

Обсуждение сказки

Ребятам предлагается попробовать себя в роли бабочки. Каждого из ребят по очереди заворачивают в «кокон», с помощью «парашюта». Один из учеников встает в центр «парашюта», другие ребята берутся за края и начинают заворачивать своего .Как только ребенок будет завернут в импровизированный «кокон», предлагаем ему высвободится из него. Почувствовать себя в роли «бабочки» предлагается каждому участнику упражнений.

Занятие 5

Цель: поиск ресурсов через расслабление, медитацию участников к гармонизации личности.

Техника: «Дерево».

Инструкция: сейчас вы постараетесь расслабиться и будете следовать за моим голосом, закрыв глаза. Звучит спокойная музыка, звуки природы, леса, птиц. Психолог/тренер читает текст с интонацией: «Вы гуляете по тропинке, кругом вас свежий и теплый воздух, у вас много сил, вы легко движетесь и разглядываете все вокруг вас, поля и деревья. Пауза. Вы движетесь по тропинке, которая приводит вас в лес, светлый и спокойный, вокруг вас звуки птиц и шелест деревьев. Пауза. Вы движетесь дальше и видите вдали дерево, которое привлекло ваше внимание, оно стоит вдали от всех деревьев, одиноко, посреди поляны, привлекая взгляды проходящих мимо заблудших людей. Пауза. Мимо этого дерева невозможно пройти. Оно притягивает взгляды своей мощью и энергией. Пауза. Листья будто разговаривают и играют друг с другом. Пауза. Кора дерева притягивает своим теплом и нежностью. Пауза. Посмотрите на это дерево, рассмотрите, какой цвет у него, какие ветки, листья, какого оно размера, высокое или низкое, с корнями или без, почувствуйте его запах. Пауза. Посмотрите еще раз внимательно на это дерево и попрощайтесь с ним, ведь вам уже пора возвращаться из леса. Сделайте глубокий вдох и открывайте глаза». После того, как дети прослушали текст, психолог просит нарисовать дерево таким, каким увидели участники с закрытыми глазами. После того, как дети нарисуют, они рассказывают о своем дереве.

Занятие проводит специалист со знанием детской и возрастной психологией, а так же с навыками работы с людьми в трудной жизненной ситуации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение .

Занятия проводятся на бюджетной основе.

Материально техническое обеспечение.

Бумага для печати цветная и белая А4,бумага формата А1, цветные карандаши , фломастеры, мелки, ножницы, клей, гуашь, краски, магнитофон со спокойной музыкой, игровой парашют.

Эффективность от реализации практики.

В ходе занятий ребятам удалось научиться навыком общения, взаимодействия друг с другом. Так же ребята смогли лучше узнать о своём внутреннем мире, стали увереннее в себе. Педагог смог настроить контакт с детьми, ребята стали открытыми, появилось доверие между группой.  Многие ребята остались заниматься с педагогом, только уже в других направлениях его деятельности.

Приложение 1

«Бабочка» терапевтическая сказка

В одной далекой-далекой стране, у самых синих гор, где берет свои воды красная река, жила-была гусеница.

Жила она на дереве, вместе с другими гусеницами, ела те же вкусные зеленые листики, грелась, как и все на теплом солнышке, общалась с другими гусеницами. И чувствовала она себя при этом очень хорошо и приятно, легко и комфортно.

Она любила наблюдать, как прилетают и улетают птицы, слушать, как они поют, взмывая в воздух. Она общалась с ними, они рассказывали ей про далекий страны, в которых они были, о том что они там видели.

Любила слушать шум дождя, спрятавшись под навес их листьев, вдыхать запахи влажного леса, после дождя..

В общем, вела нормальную жизнь, обычной гусенице.

И больше всего она любила наблюдать как в ночном небе, одна за другой зажигаются звезды.

- вот бы мне долететь до звезд – мечтала гусеница

И вот однажды, гусеница, проснувшись рано утром, наблюдала, как просыпается солнышко, как оно выходит из-за горизонта и освещает все вокруг таким теплым, приятным светом. И так засмотрелась она на эту красивую картину, что не заметила, что рядом с ней, на листок приземлилось какое-то существо. Гусеница только почувствовало какое-то странноелегкоедуновение, и обернулась, пытаясь понять, откуда взялось это ощущение. И увидела она перед собой существонеобыкновенной красоты. Оно было красивое, стройное, на тоненьких лапках, создавалось впечатление, что оно не ходит, а парит в воздухе. У нее ныли необыкновенно легкиеи изящные крылышки, с разноцветными, яркими прожилками. И вся она была такая легкая ивоздушная, что от нее нельзя было оторвать взгляд. У гусеницы, от такой красоты, просто перехватило дыхание. Она боялась спугнуть это красивое яркое создание, и в то же время не решалась с ним заговорить, чувствуя себя не красивой и недостойной общения с таким неземным существом.

Существо заметило гусеницу, приблизилось к ней и заговорило.

- Привет! Ты кто? –спросило существо

-я-я-я.. гу-се-ни-ца – промямлила гусеница в ответ.

Ей было очень некомфортно разговаривать с этим существом, оно было таким необыкновенным и возвышенным, что рядом с ним гусеница чувствовала свою несостоятельности и некрасивость.

Существо еще немножко посидело на листочке, рядом с гусеницей, и, взмахнув легкимикрылышками, улетело.

Вот это да, подумала гусеница, какое красивое создание, вот бы мне стать такой, тогда бы у меня, наверное, была бы совсем другая жизнь, размышляла гусеница, я бы тогда чувствовала себя совсем по-другому, я была бы такой красивой ивоздушной и все бы восхищались мной. А сейчас, сейчас я такая невзрачная, такая же как все, зеленая, со множеством коротеньких лапок.

Загрустила совсем гусеница, решила, что раз так, то лучше ей не показываться никому на глаза, Пусть уж лучше ее никто не видит, тогда ее никто не будет сравнивать с тем красивым существом.

С этими мыслями, гусеница заползла под самый дальний листок на ветки и начала обматывать себя тонкими, но очень прочными нитями. И так она обматывала себя, пока не оказалась вся в этих нитях, как в домике.

- Так меня точно никто не заметит – решила гусеница и уснула.

Прошло какое то время.

Гусеница продолжала спать в своем домике, но тут налетел сильный порыв ветра, и сорвал с дерева домик, вместе со спавшей в нем гусеницей. Домик был очень легкий, и поэтому ветер унес его достаточно далеко от дерева.

Когда домик упал на землю, от сильного толчка, гусеница проснулась, и увидела, что домик дал трещину и стал постепенно разваливаться на много маленьких частей.

Выбралась гусеница из домика. Ей было не приятно что домик ее развалился, теперь все опять будут видеть ее, такую несовершенную, зеленую, со множеством коротеньких лапок. Пока гусеница думала об этом, солнышко куда-то скрылось за тучками, налетел ветер, и неожиданно пошел дождь. Он падал на землю крупными каплями. Какие то капли уходили сразу в землю, какие то задерживались на листочках и травинках.

Дождик шел не долго. И когда он закончился, снова выглянуло солнышко. Воздух наполнился пьянящим лесным запахом.

И тут гусеница увидела перед собой большой листочек, на котором еще сохранилась большая дождевая капля. Онакрасиво переливалась на солнышке всеми цветами радуги.

Это было такое завораживающее зрелище, что гусеница не могла отвести взгляд и подошла поближе.

И тут, в этой большой переливающейся на солнце капле, она вдруг увидела совершенно незнакомое существо. Оно былокрасивое, стройное, на тонких длинных ножках, с яркими и очень легкими разноцветными крылышками. От неожиданности гусеница обернулась, что бы посмотреть, чье же отражение она увидела в большой дождевой капле?!

Но, обернувшись, никого не увидела.

- Странно, подумала гусеница, неужели мне все это померещилось.

Она снова посмотрела на каплю, но отражение не исчезло. Гусеница отошла подальше, и увидела неподалеку еще одну каплю, подошла к ней, и увидела в ней то же самое. Она решила посмотреть и в других каплях, поблескивающих на траве. Она перебегала от одной капле к другой, но изображение в них не менялось. Она бежала все быстрее и быстрее, и даже сама не заметила, как оторвалась от земли и полетела.

Когда она это поняла, она уже парила высоко над землей, но все-таки еще не очень высоко, так что могла рассмотреть отражение в каплях.

И тут она услышала, как кричат в траве другие гусеницы

- смотрите, смотрите, - кричали они друг другу

- какая красивая бабочка летит – и показывали лапками на нашу гусеницу.

Гусеница сильно удивилась.

- я- бабочка?!

И тут она заметила, что ее короткие зеленые лапки, превратились в стройные длинные ножки, что зеленый цвет изменился, и теперь у нее есть легкие необыкновенной красоты крылышки.

- Ура! Я –бабочка! И я теперь тоже красивая! Я теперь умею летать! И могу долететь до самых звезд!- подумала гусеница и полетела дальше.

Вот такая история случилась в далекой-далекой стране, что у самых синих гор, где берет свои воды красная река.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста

  Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей»  Е.А.Стребе...

Конспект отрытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей логопедической группы

Занятие разработано и проведено учителем-дефектологом МБДОУ КВ "Детский сад №6 "Солнышко"...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)

             Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей  дошкольного   возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)...

Индивидуальная программа из цикла коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для детей 7-10 лет, имеющих сложности в освоении школьной программы....

Цикл коррекционно-развивающих занятий для младших подростков «Навстречу»

Цикл занятий направлен на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы воспитанников данного возраста, поэтому они могут использоваться в качестве профилактики н...

Цикл коррекционно-развивающих занятий «Навстречу»

Предлагаемый цикл занятий направлен на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех воспитанник...