Психологический подход при проведении урока и психологический климат
учебно-методический материал по психологии на тему

Аникина Ксения Сергеевна
Всем известны рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке: «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей " и т.д. Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. 
Психологически комфортным урок можно назвать тот, где учитель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheski_komfortnyi_urok._rekomendatcii_uchiteliu.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический подход при проведении урока и психологический климат. Рекомендации психолога.

        Всем известны рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке: «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей " и т.д. Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике.

        Психологически комфортным урок можно назвать тот, где учитель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.  В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее составляющее психологической атмосферы урока.

Если обратиться к детям с вопросом: «Когда вам на уроках комфортно, а когда вы чувствуете себя тревожно, испытываете дискомфорт?»,

можно услышать такие ответы:

1. Я чувствовал себя тревожно, когда учитель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово.

2. И, наоборот, ощущал спокойствие, когда учитель входил в с бодрым, хорошим настроением, обращался к ученикам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, ориентировался на эмоциональное состояние учащихся.

Давайте проследим ход урока с точки зрения психологического климата и психологического комфорта.

Условно разделим урок на 3 части:

организационный момент,
основная
и заключительная часть.

Выделим основные педагогические ошибки, а также способы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.

-
Рассмотрим организационную часть урока. 

Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания.

Начните урок с блиц-опроса, интересных или смешных вопросов.
Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку.


- Рассмотрим основную часть урока.
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, применение аудио- и видео- техник, смена видов деятельности, создание атмосферы исследования.

Но очень часто на уроках возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход.


- Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику. Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты»- и « я»-сообщение.

«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель («Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…»).

«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание»).

Задание. Переформулируйте «ты»-сообщения в «я»-сообщения.

- Ты сегодня опять забыл тетрадь?
- Тебе не надоело весь урок болтать?

(Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», « Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…)

ЕСЛИ НЕ ГОТОВ К УРОКУ – СДЕЛАТЬ ВСЕ ВМЕСТЕ! ОБЛАДАЕТ КАКИМИ-ТО ЗНАНИЯМИ! ПОДВЕСТИ ЕГО К ОТВЕТУ НАВОДЯЩИМИ ВОПРОСАМИ! Приём « Разрешённая подсказка»

Суть: дети подсказывают друг другу мысленно (спросить правило, остальные подсказывают мысленно)

- Рассмотрим заключительную часть урока
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителем работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самими учащимися.
Приём « Домашнее задание на выбор»

Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: (на  экране примеры)

  •  « Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
  •  Использовать цветограмму настроения( таблица Блюма?)
  •  Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).
  •  Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных  этапах урока.                ( 0-равнодушие,стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).
  •  « Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .
  •  Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
  •  Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.


В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

         Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Современные образовательные подходы к проведению урока в школе

Современные образовательные подходы к проведению урока в школеЛичностно-ориентированный подход в современных образовательных технологияхОбразовательные технологии современного урокаСовременные образов...

Системно-деятельностный подход при проведении урока английского языка.

Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на ...

Инновационные подходы к проведению урока

Сегодня, в центре  внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.Поэтому основная наша цель- выбрать методы и формы организации уч. деятельности об-ся,  которые оптималь...

Современные образовательные подходы к проведению урока в школе

документ содержитв себе следующие разделы:1. Личностно-ориентированный подход в современных образовательных технологиях2. Образовательные технологии современного урока3. Современные образова...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...