Беседа «Почему подростки совершают преступления?»
учебно-методический материал по психологии (7 класс)

План - конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_pochemu_podrostki_sovershayut_prestupleniya.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа  «Почему подростки совершают преступления?»


Цель: формирование правосознания, представления учащихся об ответственности за нарушение законов.
Задачи – упражнение в умении различать виды правонарушений.
Оборудование: Уголовный Кодекс, Гражданский Кодекс, Семейный Кодекс.
Плакаты:
«Закон суров, но это закон» (Древнеримское изречение).«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античная мудрость).
«Обязанность без права есть рабство; право без обязанностей – анархия.» (Ф. Ламенне, философ, богослов). 
«Свобода есть право делать все, что дозволено законами» (Ш. Монтескье, философ).
«Нет права без обязанностей» (К. Маркс, философ).

– Практические задания для работы в группах.
– Викторина «с Фемидой на «ты».
– Юридический словарь.
– Анкета «закон и ответственность».
– Словарь гражданина.

Почему подросток совершает преступление?
Цель: формирование правосознания, представлений учащихся об ответственности за нарушение законов, упражнение в умении различать виды правонарушений.
Оборудование: Уголовный Кодекс, Гражданский кодекс, Семейный кодекс.
Ход мероприятий:
Ведущий: Мудрый человек Василий Осипович Ключевский говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто её изучает». Но сколько же людей не вспомнили, что жизнь дается лишь один раз. Или думали так: если она дается один раз, надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, «кайфуй». Сколько же людей загубили так своей жизни!
Вот типичный случай: в подъезде дома шло бурное веселье. Группа 13 летних подростков отмечала день рождения своего старшего друга, тому исполнилось 14 лет. Слышны были музыка, нецензурная брань, хохот. Шум стоял невообразимый. Жильцы очень возмущались, и кто-то из них попытался навести порядок. Именинник выпил стакан портвейна и вынул из кармана нож. Он только показал его. Соседи решили вызвать полицию. Оперативная группа прибыла очень быстро. Подростков задержали и доставили в отделение полиции. Задержанные искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. 
Дядь, а за что? - начал один из них, – ну выпили, так ведь день рождения...
А дежурный показал ему Гражданский кодекс, статья 158 «мелкое хулиганство» (Зачитать статью стр. 131). И тут то один из них возмутился:
– Не имеете права! Мы несовершеннолетние! 
Дежурный с интересом посмотрел на «борца за народные права».
– Именинничек? – поинтересовался он. – Вот тебе другая книга. В ней – о тебе. – И протянул Уголовный Кодекс РФ. Открыл статью 213 и прочитал – статья называется «хулиганство» А вот ещё одна 222-я, ознакомься – «о незаконном хранении оружия». 
А потом полицейский пояснил, что поведение всей задержанной группы – это административное правонарушение, и за него на каждого будет наложено взыскание – штраф. Оплачивать его будут родители. По закону – за такие проступки детей отвечают их близкие.
А вот у именинника дела обстояли совсем плохо. Его не отпустили из полиции, а поместили в изолятор временного содержания. Потом его перевели в следственный изолятор, а потом осудили.

Причина просто неприятна - он совершил особое правонарушение, оно опаснее, чем административное. Поэтому описание такого правонарушения находится самом строгом – Уголовном Кодексе. В нём сказано, что ответственность за хулиганство наступает с 14 летнего возраста. Это правонарушение называется преступлением. Вот вам и день рождения.
В данном случае полиция действовала по закону. В УК РФ сказано о хулиганстве, как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае оно сопровождалось угрозой применения насилия гражданина. И угроза это совершена с применением оружия, ведь нож – это и есть холодное оружие.
Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющие вред обществу, запрещенное законом и влекущие взыскание или наказание.
Само слово «правонарушение» Состоит из двух частей – право и нарушение. Означает оно нарушение права. 
Право – совокупность правил поведения, закреплённых в законах. Два кодекса, с которыми пришлось познакомиться разгулявшимся юнцам, -  это и есть законы. Именно они и были нарушены. Поэтому и такие последствия, – кому штрафы, кому - лишения свободы.
Все члены группы совершили правонарушения. А именинник совершил особое правонарушение – преступление.
Таким образом, преступление это запрещенное уголовным кодексом деяние, причиняющие серьезный вред или создающие угрозу причинения такого вреда личности, общества, государству.
А вот другой случай. Возраст сейчас у вас такой, что хочется бунтовать, абсолютно ни с чем не соглашаться. Знаете, какой номер выкинул ваш ровесник? Он простоял у дверей школы с плакатом на шее: «требую уволить классного руководителя Петрову за бесчеловечное обращение с классом». А в Сибири морозы такие сильные, что тут не до демонстраций. Помитинговал три часа, а потом пролежал в больнице месяц. За это время к нему, кроме родственников, зашла только та самая классная руководительница.
Попробуй, определи: кто он – борец за права или просто начинающий скандалист. Где тот суд, который определит степени «бесчеловечности» классной руководительницы. А ведь правовом государстве, которым стремится стать Россия, классный руководитель мог бы подать в суд на автора плаката за клевету и оскорбление. И в судебном процессе сошлись бы силы совсем нешуточные - судьи, прокурор, адвокат, свидетели. 
В повседневной жизни о праве чаще всего вспоминаю тогда, когда оно по каким-то причинам и кажется нарушенных или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. И, действительно, обращение к праву – важнейший способ разрешения споров и конфликтов
Разбор ситуаций. (см.приложение стр.5)

ВИКТОРИНА «С ФЕМИДОЙ НА «ТЫ».

Игра «угадай сказку»:
1. В какой сказке долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой женщиной, с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? Какие права нарушены? («Царевна – Лягушка»)

2. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной жадности (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
3. В какой сказке С. Маршака нарушено право ребёнка на заботу и попечения родителей? («Сказка 12 месяцев»).
4. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросёнка»).
5. В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря свовременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? (Ш. Перро «Красная Шапочка»).
6. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности – каждому по труду» и присвоило зарплату трудящегося? Последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения (А. С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде»).
7. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под маской милой и обаятельной личности совершило покушение на семерых несовершеннолетних, но было разоблачено и сурово так наказано («Волк и семеро козлят»).
8. В какой сказке женщина неопределённых лет замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки, и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками. («Гуси – Лебеди»).
Юридический словарь:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления, предусмотренные УК? (с 14 лет).
2. Какие виды наказания не могут быть применены к несовершеннолетним? (смертная казнь, конфискация имущества, пожизненное заключение, лишение свободы на срок свыше 10 лет).
3. Что такое алименты? (Средства на содержание членов семьи, чаще всего детей).
4. Что такое Кодекс? (Единый закон, в котором регулируются определённые общественные отношения: Гражданский, Уголовный, Трудовой).
5. Что такое амнистия? (Полное или частичное освобождение от наказания).
6. Профессия человека, защищающего поводу судимого на суде? (Адвокат).
7. Что такое закон? (Документ, принятый Высшим органом Законодательной власти).
8. Как на юридическом языке называют человека, проходящего обвиняемым в суде по уголовному делу? (Подсудимый).
Подведение итогов:
Так почему же подростки совершают правонарушения? Потому что не знают законов, однако незнание законов не освобождает от ответственности.

Приложение.

1. Практические задания
2. Викторина «С Фемидой на «ты»
Фемида – богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах (символ беспристрастия). Держит в одной руке весы, а в другой карающий меч, роль которого во все времена отводилась уголовному праву. На одну чашу весов в должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую – соответствующие ему наказание. Чашы весов должны находиться в равновесии.
3. Юридический словарь.
4. Анкета «закон и ответственность»
5. Словарь гражданина

Словарь гражданина


Правонарушение – нарушение определённых норм права.
Уголовное право – юридические нормы, законы, законы которые предназначены для борьбы с преступлениями.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Закон – правовой акт, основа всех юридических документов, регламентирующий жизнь всех членов общества.
Мораль – совокупность правил поведения людей в обществе, семье, малых группах.
Право – совокупность обязательных правил, которые устанавливает и гарантирует государство.

Анкета для учащихся.


Закон и ответственность.


1. Говорят, что «от сумы, да от тюрьмы, никто не застрахован. Ты с этим:
а) согласен

б) не согласен
в) не задумался надо этим
2. Как ты думаешь, какие преступления из перечисленных может совершить подросток?
а) воровать
б) угнать машину или иной транспортное средство
в) ограбить
г) избить
д) изнасиловать
е) распространять и принимать наркотики
3. Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлениий?
а) семейная ситуация 
б) компании
в) особенности характера
д) Непредвиденная ситуация
е) –? (допиши сам)
4. Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?
а) разъяснения специалистами статей законов и ответственности за них
б) обсуждение статьей закона в семье
в) издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества
г) спецкурсы и факультативы по правовой тематике в школе
д) тренинги игры по правовой тематики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация книги "10 глупейших ошибок, которые совершают люди"

Данная презентация содержит материал по книге Артура Фримана и  РоузДевульфа"10 глупейших ошибок, которые совершают люди"....

Презентация "Десять ошибок в воспитании,которые все когда-нибудь совершали"

Презентация "Десять ошибок в воспитании,которые все когда-нибудь совершали"...

Беседа Почему я опоздал на урок 2013 г

Для  "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления старшеклассника, активизации его интереса к анализу св...

Материал для классного часа: "Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали".

Все родители  воспитывают  своего ребенка в меру своего умения и понимания жизни. И у каждого бывают такие моменты, когда поведение родного ребенка ставит взрослого в тупик. А может сам...

Разработка классного часа на тему: "Подвиг - то последнее, что они совершили".

10 ноября в России празднуют День сотрудников внутренних органов, 17 ноября - День участковых. К этим событиям был приурочен классный час с сотрудником РОВД. Сотрудник рассказывал ребятам о нелёгком т...

Беседа "Почему ребёнок может стать изгоем?"

Причины отвержения детей из детского коллектива...

«Дети полка. Неизвестные истории подростков, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны»

В презентации подобран материал о детях войны. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронт...