Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»
план-конспект занятия по психологии (6 класс) на тему

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков

«Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»

 

 

Актуальность проблемы:  Известно, что в подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. Психологическая помощь детям с трудностями в общении, во-первых, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития, во-вторых, построена с учетом основных возможностей и потребностей каждой возрастной стадии развития. 

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Как показывает  опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.   Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Существует много различных методов, способов и видов работы с детьми. Организация тренинговых занятий, как индивидуальных, так и групповых, – один из наиболее действенных методов работы с подростками «группы риска», позволяющий охватить широкий спектр поставленных целей и задач  при психологическом сопровождении воспитанников в целом.

 В реальной жизни социально-психологическое обучение происходит различными способами. Это либо спонтанное развитие, либо оно происходит по определенным культурным моделям. Ребенок начинает ему учиться с самого раннего возраста – вначале в семье, песочнице, потом в детском саду и школе, и далее во время всей своей жизни. При таких условных тренинг играх человек совсем неосознанно обучается определенным установкам, стереотипам, манерам, словом, моделям поведения. Поэтому основным рабочим инструментом в тренинговых группах становится общение и взаимодействие между участниками во всех его многогранных формах. Так вот, во время тренинга игр намеренно моделируются различные ситуации социальной жизни, и участники, с помощью различных упражнений, учатся правильному взаимодействию в них.

Темой для обсуждения или отработки в упражнениях становится взаимодействие многообразных аспектов личности одного человека или социального взаимодействие между участниками тренинга. В основном это происходит при тренингах личностного роста, общения и развития, целью которых является, например, расширение своего эмоционального, творческого и социального потенциала. Каждый человек в большей или меньшей мере, но ответственен за свой образ жизни, и его поведение связано со свободным выбором в отношении принятия решений. В группе же участник, следуя правилам тренинга общения, приобретает новый социальный опыт даже несмотря на то, что он все таки воспроизводит свой жизненный стиль и образцы поведения, которые свойственны ему и вне группы. В тренинг игре, при помощи взаимодействия с другими людьми и разнообразия их эмоциональных реакций, участник может посмотреть на себя со стороны и осознать, как он ведет себя в общении и социальном взаимодействии. С помощью обратной связи от других членов группы он лучше осознает свои сильные и слабые стороны, и может в большей мере сосредоточится на освоении уникальных способов поведения и лучше понять их.

Основной формой проведения данного коррекционно-развивающего занятия являлся открытый диалог его участников, с закреплением приобретенных навыков через тренинговые упражнения.  В ходе мероприятия, также применялись такие методы и приёмы, как беседа, рассказ, мультимедийная презентация.

Коррекционно-развивающее занятие включает в себя:

- вводную часть (задания направленные на  стимулирование нервных окончаний; задания на развитие и коррекцию основных психических функций; тренинговые упражнения на создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние).

-  основную часть (задания и тренинговые упражнения, направленные на поощрение невербального общения, включение механизма обратной связи; на понятие законов общения, сложности передачи, приёма информации; на адекватное восприятие и узнавание эмоций, а также на адекватное выражение своего эмоционального состояния;  тренинговые упражнения на осознание границ собственного «Я», снятие зажимов; упражнения на сплочение коллектива, развитие ответственности при работе в команде, развитие доверия друг к другу, преодоление страха неизвестности);

- релаксационная часть (успокаивающий этап, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения);

- рефлексия занятия (подведение итогов).

Участники: ученики 6 класса.

Цель занятия: развитие у подростка отношения к себе как к самоценной личности; коррекция и развитие невербальных контактов с другими людьми, повышение сензитивности; развитие умения у подростка находить своё место в группе через совместную деятельность, развитие навыков конструктивного взаимодействия 

Задачи: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы «безопасности» в группе; снижение эмоционального напряжения; формирование осознания собственного эмоционального мира; обучение управлению своим гневом в ситуации общения; обучение способам разрядки агрессии; коррекция и развитие невербальных контактов с другими людьми, повышение сензитивности; развитие умения у подростка находить своё место в группе через совместную деятельность, развитие навыков конструктивного взаимодействия, расширение кругозова и словарного запаса учащихся. 

Время проведения: 40-45 мин.

Форма проведения: диалог - психологический тренинг.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, разнообразный дидактический материал.

Ожидаемый результат: гармонизация отношений детей с окружающей средой, их социализация; расширение подростковых возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; формирование навыков понимания других людей, себя, а  также взаимоотношений между людьми; формирование и развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми; овладение навыками эффективного слушания; активизация процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей; преодоление детьми комплексных барьеров в общении, снятие мышечных зажимов и состояний агрессивности, разрешение и профилактика конфликтов.

Ход занятия:

 

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодняшнее наше с вами занятие будет посвящено коммуникативным навыкам. Что такое коммуникативные навыки(?) – Это навыки общения, т.е. навыки правильной, понятной передачи информации, навыки правильной, понятной передачи эмоций. Другими словами, чтобы тот, с кем вы общаетесь, правильно понял вас, правильно понял, о чём вы хотите ему сказать. Коммуникативные навыки или навыки общения способствуют установлению и поддерживанию необходимых контактов с другими людьми. В нашем сегодняшнем занятии мы познакомимся с понятием общение, затронем такие понятия, как эмоции и чувства человека, постараемся выполнить несколько упражнений, которые приблизят вас к конечной цели – овладению и правильному применению навыков межличностного общения. 

Давайте же, ребята постараемся положительно настроить себя на дальнейшую работу. Начнём, как всегда с приветствия.

 

1. «Приветствие»

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени.

2. «Подари улыбку»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, смотря друг другу в глаза.

3. «Интеллектуальная разминка»

Цель: развитие и коррекция основных психических функций.

Упражнение «Сколько?», «Исключи лишнее», «Ребусы», «Составь рассказ по картинке».

Психолог: Так, хорошо, ребята. А теперь ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос – Как мы понимаем друг друга при общении? Что мы делаем, чтобы нас поняли? Правильно, мы произносим слова, т.е. словесно объясняем или озвучиваем, что мы хотим передать другому человеку. Но вы знаете, что информацию можно передавать и без слов. Как ? – Мимикой и жестами.Это называется невербальное общение. Оно более сложно, чем словесное или вербальное общение. А ещё существует такой термин, как эффективное общение – под этим термином понимается, что посылающий и принимающий информацию одинаково её интерпретируют. Люди преимущественно социальные существа и большую часть времени проводят вместе. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые социальные навыки особенно помогают людям эффективно общаться. Один из основных навыков общения – это умение слушать собеседника. Сейчас, мы постараемся выполнить несколько упражнений, в которых от вас потребуется умение правильно передать информацию, а так же умение правильно воспринимать, переданную разными способами информацию.

4. «Аборигены»

Цель: поощрение невербального общения, включение механизма обратной связи.

Упражнение проводится по принципу детской игры «Испорченный телефон». Первый передаёт информацию второму, второй – третьему и т.д. после того, как последний участник воспроизвел услышанное, ведущий предлагает прослушать первоначальный вариант задания. 

5. «Пойми рисунок»

Цель: понять законы общения, сложности передачи, приёма информации.

Воспитанники становятся в ряд друг за другом. Тому, кто стоит в конце, ведущий показывает карточку со словом (например: солнце, дом, человек, цветок и т.д.). Задача состоит в том, чтобы нарисовать (пальцем) на спине следующего участника, понятие, которое было указано на карточке. Тот у кого «рисуют» (водят пальцем по спине), должен угадать слово и передать следующему участнику.

6. «Приглашение»

Цель: поощрение невербального общения.

Участникам предлагается выбрать себе партнёра. Каждый придумывает, каким образом можно провести следующий день (например, кататься на коньках, лыжах, пойти в кино и т.д.), и приглашает партнёра, используя только невербальные средства.

Психолог: Молодцы! Ребята, я заметил, что при выполнении заданий у каждого из вас менялись выражения лиц, интонация голоса, т.е. ваше общение было эмоционально-окрашенным. Любое взаимодействие имеет эмоционально-чувственную окраску. Эмоции и чувства  - это реакция людей на окружающее и они проявляются в мимике и пантомимике.

7. «Эмоции»

Цель: формирование «банка» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека; развитие выразительности поведения.

Участники садятся по кругу. Каждый получает карточку, на которой изображено то или иное эмоциональное состояние. Затем по очереди изображают это состояние, пытаясь понять, кто какое изобразил.  

8. Восприятие эмоционального фона картин.

Воспитанникам показываются картины. Производится совместное обсуждение эмоционального фона каждой картины.

Психолог: В продолжение нашего занятия послушайте пожалуйста притчу

9. Притча «Рай и Ад»  (восточная притча)

Один человек пришел к пророку Элиасу. Его волновал вопрос «Где ад и где рай?» С этими словами он приблизился к пророку, но Элиас не ответил.

Он взял спрашивающего за руку и повел через темные Переулки в какой-то дво­рец. Они вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с пророком Элиасом, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много на­роду. В середине зала бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Элиас и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каж­дый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Пророк Элиас сказал спутнику: «Это рай!»

Эта история передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между отдельными людьми и целыми народами.

«Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый — только за себя самого и против других. «Рай»» напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут — в раю или в аду, - зависит оттого, как они эти проблемы умеют решать. (Делаются необходимые выводы)

Психолог: Теперь же я хочу предложить вам упражнения, выполнение которых потребует от вас умения работать в команде, умения взаимодействовать, как единый организм.

10. «Спутанные цепочки»

Цель: осознание границ собственного «Я», снятие зажимов.

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей.  Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

11. «Падение»

Цель: сплочение коллектива, развитие ответственности при работе в команде, развитие доверия друг к другу, преодоление страха неизвестности.

Один участник встаёт в полный рост на опоре, приподнятой над землёй. Остальные, разбившись попарно и сцепившись за руки, встают в шеренгу, за спиной стоящего на опоре, по ходу его падения. По общей готовности и по команде ведущего, стоящий начинает падать, остальные его ловят.

 Психолог: Молодцы, ребята! 

12. Релаксация  успокаивающий этап, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения.

Цель:  расслабление, развитие воображения.

Психолог:  Ребята,  расположитесь удобно в креслах, закройте глаза и расслабтесь, слушая музыкальное произведение. На фоне расслабляющей музыки (я использую «Лунную сонату» Бтховена) психолог спокойным голосом говорит детям: «Вы спокойны, вы совершенно спокойны... Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря... Мягкий, теплый ветерок овевает ваше лицо... Море синее, синее... Вода теплая... Вы лежите на теплом песке, он согревает вас... Вам легко и приятно, легко и приятно, легко и спокойно,... спокойно».

13. Рефлексия занятия.

Детям предлагаются карточки с изображением лица с различной мимикой (грусть, радость, удивление, задумчивость). Ребенок выбирает карточку, которая соответствовует его настроению после занятия. Объяснение воспитанниками своего выбора. Обсуждение трудностей, возникавших по ходу выполнения определённых упражнений.

14. «Спасибо за прекрасный день»

Цель:  развитие умения ярко и выражено благодарить.

Дети по очереди берутся за руки и говорят друг другу: “спасибо за прекрасный день”, потом, когда образуется круг, все вместе произносят: “спасибо, до свидания, до встречи”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kev5_krz.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 6 класса «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека» Педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г.о. Озёры Калинин Е.В.

Слайд 2

Интеллектуальная разминка

Слайд 3

Сколько? Пальцев на двух руках Букв в названии самого длинношеего животного Месяцев в году Лет было двадцатилетнему человеку восемь лет назад Козлят хотел съесть злой волк Ножек у трех стульев Звуков в слове «вьюга» 10 5 12 12 7 5 12

Слайд 4

Найди лишнюю картинку 1 2 3 4 5

Слайд 5

А Г он

Слайд 6

РЧ а

Слайд 7

ПО А Р

Слайд 8

Составь рассказ по картинке

Слайд 9

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информации Вербальное общение Невербальное общение Эффективное общение

Слайд 10

Умение хорошо слушать: услышать; понять; повторить; Признаки плохого умения слушать: Перебивание, прерывание; Занятия посторонними делами; Взгляды на часы, в сторону, зевание и т.д.; Переход к рассказу о собственных делах; Возражения, не до конца выслушав собеседника

Слайд 11

Средства выражения эмоций

Слайд 13

ПАМЯТКА Здоровые способы регуляции чувств Посчитай до 10 и обратно. Дыхательная гимнастика: вдох – задержи дыхание, выдох – задержи дыхание. Выкрикни в стакан. Побоксируй подушку. Разорви газету. Умойся холодной водой Психомышечный тренинг: сжатие и расслабление мышц.

Слайд 20

ПРИТЧА «РАЙ и АД»

Слайд 23

Проявлять интерес к заботам и интересам друзей При возникновении конфликтных ситуаций стараться решать их совместно Не давать советов, а помогать другу найти решение Не давать другим клички и обидные прозвища, т.к. для человека много значит его имя Выражать свои чувства открыто, не прибегая к оценочным суждениям Нельзя все слова и поступки человека без конца оценивать, как «хорошие» или «плохие»

Слайд 25

Благодарю за работу М о л о д ц ы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «В мире профессий»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «В мире профессий»...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тело человека.Правила личной гигиены"

Конспект коррекционно- развивающего занятия разработан для младших школьников  с ОВЗ , осваивающих АООП для учащихся 3 класса с нарушенияи интеллекта....