ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
статья по психологии на тему

Афанасьева Ольга Павловна

Подростковый возраст – возраст активного формирования самосознания. В работе приводятся результаты исследования психологических особенностей подростков с заболеванием «сколиоз».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ   ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Афанасьева О.П., кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, г. Санкт-Петербург.

Аннотация: подростковый возраст – возраст активного формирования самосознания. В работе приводятся результаты исследования психологических особенностей подростков с заболеванием «сколиоз».

Ключевые слова: подростковый период, самоотношение, психологические особенности, сколиоз.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADOLESCENTS WITH BREACH OF SUPPORT-MOVING APPARATUS

Afanasieva OP, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Department of General and Applied Psychology of the Leningrad State University. Pushkin, St. Petersburg.

Abstract: Adolescence is the age of active formation of self-awareness. In the work results of research of psychological features of teenagers with a disease "scoliosis" are resulted.

Key words: adolescent period, self-relationship, psychological features, scoliosis.В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие личности, возникает стремление к самостоятельности и известной «независимости». Анализ идей активного саморазвития представлены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона , А. Н. Леонтьева, Л.Ф. Обуховой, К.Н. Поливановой  и др.

Специалисты в области психологии развития обращают внимание, прежде всего, на существенные изменения мотивационно-потребностной сферы [1].  Потребность, выходящая на первый план в подростковом возрасте - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. Подростковый период – определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. И именно в подростковом возрасте активно формируется самосознание, появляется собственная система эталонов самооценивания и самоотношения, у подростка развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Ребенок начинает осознавать свою неповторимость, особенность, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (родители, сверстники, учителя) на внутренние, тем самым у подростка идет формирование Я  - концепции. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 80% населения планеты страдает различными заболеваниями позвоночника и стоп. За последние 5 лет, по данным диспансеризации обучающихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз, которые приводят в 80% случаев к остеохондрозу (грыжа диска, радикулит, плече-лопаточный периартрит и т.д.) и инвалидности у взрослых.

Сколиоз (греч. skoliosis — искривление, от skolios — кривой) один из видов искривления осанки во фронтальной плоскости (боковое отклонение от вертикальной оси вправо или влево). Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 15 лет) у девочек — в 3—6 раз чаще, однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8-14 лет. Среди ортопедических заболеваний, которые встречаются у детей школьного возраста, сколиоз занимает одно из первых мест (16-38%) [2]. Хроническое соматическое заболевание оказывает значительное влияние на психику человека. Хроническая болезнь формирует дефицитарные условия развития, сужает пространство возможностей, изменяет восприятие мира, внутреннюю жизнь, характер активности. Под влиянием хронического заболевания складывается особая социальная ситуация развития, изменяются биологические условия деятельности, образ будущего, семейный статус, профессиональный. Реакции детей и подростков на заболевание отличаются своей спецификой. Как правило, дети и подростки тяготятся ограничениями, налагаемыми заболеванием, сензитивно реагируют на госпитализацию и медицинские процедуры, при этом большое значение имеет семейная ситуация, знания и отношение родителей к заболеванию ребёнка, подростка. Хронические заболевания у детей и подростков зачастую приводят их к астенизации, невротизации, развитию тревожности, стресса, снижению самооценки, нарушениям поведения, проблемам в общении, снижению академической успеваемости.

Г.В. Пятакова (2000), обследовав подростков с двигательными нарушениями различного генеза, выявила у них повышенную фрустрированность, тревожность, эмоционально-волевую неустойчивость, достоверно коррелирующие со степенью тяжести двигательной патологии.

О.А. Дадаева, Р.Т. Скляренко, Н.Г. Травникова (2003) обнаружили у подростков со сколиозами эмоциональную лабильность, раздражительность, 24 нервно-психическую неустойчивость. Авторы показывают, что риск дезадаптации зависит от тяжести заболевания, его длительности, необходимости оперативного лечения и выделяют наиболее рискованные периоды до 11 и после 14 лет. Г.В. Пятакова, С.В. Виссарионов (2008, 2009) обследовали подростков с тяжёлыми сколиозами различного генеза и обнаружили у них повышенную тревожность, алекситимические черты, снижение различных показателей качества жизни, эмоциональные переживания из-за болевого синдрома, низкую удовлетворённость здоровьем, возможностями повседневной деятельности и общения. А.А. Вербрюгген (2008) исследовала детей младшего школьного возраста со сколиозом и обнаружила у них преобладание первичных форм психологических защит (вытеснение, проекция), ограниченный репертуар совладающего поведения, фиксацию на эмоциональных реакциях во фрустрации, ориентацию на витальные потребности, а также пониженную активность и самостоятельность.

И.А. Норкин с соавторами (Особенности психофизиологического статуса..., 2006) обследовали психоэмоциональную и психовегетативную сферы у детей и подростков с высокой тяжестью сколиозов (III-IV степень). В психоэмоциональной сфере у подростков со сколиозами отмечался высокий 25 уровень депрессии, ситуативной и личностной тревожности. В психовегетативной – пониженная лабильность и повышенная реактивность вегетативной нервной системы. В 35% случаев подростки характеризовались дезадаптивными реакции на заболевание (сензитивный тип в сочетании

Исходя из вышесказанного, можно представить подростка с нарушением опорно-двигательного аппарата  с диагнозом сколиоз, какое у него будет  представление о себе: самооценка, самоотношение и в целом Я – образ  себя. В данной работе приведены исследования,  посвященные проблеме Я – образа подростков с заболеванием «сколиоз».

Задачи:

1.        Изучить психологические особенностей подростков с заболеванием опорно-двигательного аппарата.

2.        Провести сравнительный анализ психологических особенностей подростков из разных организаций.

3.        Провести сравнительный анализ психологических особенностей подростков с разной степенью заболевания.

Всего в исследовании приняли участие 40 подростков в  возрасте 14 - 15 лет. 20 подростков имеют диагноз сколиоз (10 из них  1-2 степень. 10 - 3-4 степень), находящихся на лечении в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Восстановительный  центр детской ортопедии и травматологии «Огонек». Контрольную группу составили подростки-обучающиеся в количестве двадцати человек, которые являются условно здоровыми.

Методы исследования:

1.        Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда;

2.        Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;

3.        Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев);

4.        Методика личностного дифференциала;

5.        Шкала самооценки уровня тревожности  Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина;

6.        Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

         В ходе исследования не было выявлено значимых различий в профессиональных предпочтениях подростков  из разных организаций. В силу того, что у подростков в возрасте 14-15 лет формируется  самосознание и рефлексия (переосмысление себя), они ищут ресурсы  своих возможностей,  самого  себя, тем самым проявляется личностная нестабильность. Подростки еще не полностью уверенны в своем будущем, больше ориентированы на настоящее. Средние значения указывают, что подростки с заболеванием опорно-двигательного аппарата более склонны к выбору артистических профессий.

      Выяснилось, что уровень невротизации и тревожности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата ниже, чем у условно здоровых сверстников. Вероятно, это связано с условиями пребывания (режим дня, индивидуальный подход к каждому подростку-пациенту, отношение к болезни и т.д.),  кроме того,  подростки проживают со    сверстниками с подобными  двигательными нарушениями и чувствуют себя «своими», ведут себя более уверенно, спокойно, раскрепощенно.

   Характеристики самоотношения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата таковы: подростки достаточно себя уважают (высокий балл по шкалам  «последовательности», «самопонимания», «самоуверенности», в отличии от здоровых сверстников). Подростки верят в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь. Подростки интересуются собой (шкала  «самоинтерес», «ожидаемое отношение от других»). Результат по шкале «глобальное самоотношение»  выше у подростков с заболеванием опорно-двигательного аппарата по сравнению со сверстниками, что свидетельствует о  присутствии внутреннего недифференцированное чувство «за» самого себя.

    В ходе изучения личностного дифференциала у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата был получен выше результат по шкале «оценка», чем у условно здоровых, что свидетельствует о принятии себя как личность, склонности осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик.

     У подростков с 3-4 степенью сколиоза более развиты волевые стороны личности, они более уверенны в себе, склонны рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях по сравнению со сверстниками с 1-2 степенью заболевания. Они оказались более зависимы от внешних обстоятельств и оценок, более тревожны. Такой результат указывает на то, что несмотря на степень заболевания, подростки мотивированы на положительный исход болезни и верят только в свои силы на пути к выздоровлению.

    Таким образом, в результате проведённого исследования было выявлено, что подростки с заболеванием опорно-двигательного аппарата обладают более позитивными психологическими особенностями по сравнению с условно здоровыми сверстниками. Данные исследования необходимо использовать при организации психолого-педагогического сопровождения подростков в оздоровительных образовательных организациях, составлении программ профориентации.

Литература

  1. Лидерс, А. Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью / А. Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – № 3-4. – 2001. – С. 3-11.

2. Мацкеплишвили Т.Я. «Сколиоз (боковое искривление позвоночника) / Т.Я. Мацкеплишвили // [Электронный ресурс]. URL:  http://kdcenter.ru/kd/diseases/skolioz.html (дата обращения 12.05.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обследования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на ПМПК.

Статья сожержит методические рекомендации по одному из часто встречающемуся и наиболее сложному диагностическому случаю - обследовании детей с НОДА. Она, в основном, предназначена для  специалист...

Доклад «Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Доклад «Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»...

Особенности обучения иностранным языкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Статья предназначена для педагогов иностранного языка, которые занимаются обучением детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особое внимание уделено особенностям высших психических функций д...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...