Психопросветительское занятие с элементами тренинга «Человек в виртуальной реальности: психологические проблемы»
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9 класс) на тему

Егорцева Ирина Александровна

Наверное, нет такого человека на земле, который не знает о компьютере, компьютерных играх, социальных сетях, форумах. Но в последнее время виртуальный мир стал заменять нам реальный. 

Что дают нам эти самые игры, интернет площадки, социальные сети помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия? Есть ли у вас друзья, которые целыми сутками пропадают в виртуальном пространстве, которые увлекаются играми и интернетом до такой степени, что забывают о пище и остальном мире?

Так что это - простое хобби или... зависимость от компьютера?!

Цель занятия:

  1. Профилактика навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения);
  2. Просвещение учащихся о психологических проблемах компьютерной и интернет-зависимости.

Задачи занятия:

  1. Формировать представления учащихся о проблемах компьютерной и интернет-зависимости;
  2. Формировать навыки безопасного пребывания детей в интернет пространстве;
  3. Развивать умение определять у себя признаки зависимости от виртуальной реальности;
  4. Воспитывать ответственное отношение к своему психологическому здоровью.

Возраст целевой группы: 12-15 лет.

 

Продолжительность занятия: 60 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психопрофилактика. Психопросвещение.

Педагог-психолог Егорцева И.А.

Психопросветительское занятие с элементами тренинга «Человек в виртуальной реальности: психологические проблемы»

Время проведения: -_____________________________________________

Контингент участников: __________________________________________

Цель занятия:

  1. Профилактика навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения);
  2. Просвещение учащихся о психологических проблемах компьютерной и интернет-зависимости.

Задачи занятия:

  1. Формировать представления учащихся о проблемах компьютерной и интернет-зависимости;
  2. Формировать навыки безопасного пребывания детей в интернет пространстве;
  3. Развивать умение определять у себя признаки зависимости от виртуальной реальности;
  4. Воспитывать ответственное отношение к своему психологическому здоровью.

Возраст целевой группы: 12-15 лет.

Продолжительность занятия: 60 минут.

Форма проведения: психопросветительское занятие с элементами тренинга. Занятие проводится в кругу, где участники имеют возможность видеть лица друг друга

План мероприятия:

  1. Вступительная часть
  1. Организационный момент;
  2. Упражнение «Волшебные звуки моего имени» (5 минут);
  3. Постановка проблемы (Просмотр социального ролика «Виртуальный плен») (5 минут).
  1. Основная часть
  1. Информационное сообщение «Человек в виртуальной реальности: психологические проблемы» (в сопровождении презентации) (10 минут);
  2.  Упражнение в группах «Почему?», установить причины ухода подростков в виртуальный мир. Выступление каждой группы, выделение причин, подведение итогов, занесение главных на общую доску (15минут);
  3. Анкетирование «Признаки интернет-зависимости» (5 минут);
  4.  Упражнение в группах «Клуб помощи зависимым», представление своих программ (15 минут).;
  1. Заключительная часть

3.1 Рефлексия, подведение итогов.(5 минут);

Ход мероприятия:

1.        Вступительная часть

1.1.        Организационный момент. Занятие проводится в кругу.  Дорогие ребята, сегодня мы проведем с вами необычное занятие. Все вы выступите в роли экспертов в одной из самых массовых проблем нашего века. А для начала, давайте поближе познакомимся.

1.2.        Упражнение «Волшебные звуки моего имени».  Познакомиться я Вам предлагаю следующим образом. Нужно назвать свое имя и придумать три прилагательных на первую букву имени, которые вас характеризуют лучше всего. Например, я Ирина, интересная, инициативная, интригующая! 

Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

1.3.        Постановка проблемы (Просмотр социального ролика «Виртуальный плен»).  Наверное, нет такого человека на земле, который не знает о компьютере, компьютерных играх, социальных сетях, форумах. Но в последнее время виртуальный мир стал заменять нам реальный. Вы согласны? (ответы детей)

Что дают нам эти самые игры, интернет площадки, социальные сети помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия? Есть ли у вас друзья, которые целыми сутками пропадают в виртуальном пространстве, которые увлекаются играми и интернетом до такой степени, что забывают о пище и остальном мире? (ответы детей)

Так что это - простое хобби или... зависимость от компьютера?!

2.        Основная часть

2.1.        Информационное сообщение «Человек в виртуальной реальности: психологические проблемы» (в сопровождении презентации). У всех семей дома есть компьютеры, практически у каждого человека есть смартфон, планшет, ноутбук.  В среднем мы проводим пред экранами гаджетов 2-4 часа в день.  

О термине. Следует сказать, что термин «компьютерная зависимость» довольно молод, появился он примерно в 1990 году, когда активно начала развиваться компьютерная промышленность. Определяет термин то состояние человека, при котором он просто не может прожить без компьютера или смартфона, проводя перед их монитором все свое свободное время. Однако с той поры сама зависимость несколько трансформировалась и приобрела новые элементы и формы, став проблемой не единиц, а многих людей разного возраста.

Причины. Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется). Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание. Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.

Главные опасности. Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков – дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия. Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями. Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно. Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается. А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

  1. Упражнение в группах «Почему?». Сейчас мы разделимся на

группы, рассчитайтесь на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й. Все первые номера – это группа №1, все вторые номера – это группа №2 и т.д.

Ваша задача  установить причины ухода подростков в виртуальный мир, записать их на своих ватманах, а потом выступить перед классом.

Выступление каждой группы, выделение причин, подведение итогов, занесение главных на общую доску.

  1. Анкетирование «Признаки интернет-зависимости». Ребята, а

сейчас мы с вами проведем мини-анкетирование, оно является анонимным, но вы сразу увидите свои результаты, и сможете проанализировать, грозит ли вам опасность утонуть в виртуальном плену (анкета – приложение 1). Просмотрите на результаты, обнаружил ли кто-то у себя признаки интернет-зависимости? Кто хочет поделиться результатами? (ответы детей)

  1. Упражнение в группах «Клуб помощи зависимым».

Итак, мы с вами узнали что такое интернет-зависимость, установили ее причины в среде подростков. На следующем этапе нашего занятия, мы  попытаемся разработать программу помощи тем, кто уже попал в цепкие сети интернета. 

Работа в группах. Необходимо разработать программу Клуба помощи зависимым: Как называется клуб? Что представляет собой организация, кто там работает? Как помогают подросткам, какие формы помощи оказывает? И т.д. Далее участники представляют  свои программы классу.

3.        Заключительная часть

3.1 Рефлексия, подведение итогов.

- За время работы узнали ли вы  для себя что-то новое?

- Сравните свои ощущения и чувства в начале занятия и сейчас.

Происходит обсуждение — подводятся итоги.


Приложение 1.

Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)  

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)? 
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? 

Оценка результатов
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости; 
16-22 балла — стадия увлеченности; 
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем); 
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!



Предварительный просмотр:

Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)  Ф.И.О_____________________________

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)? 
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости; 
16-22 балла — стадия увлеченности; 
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем); 
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!

Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)  Ф.И.О_____________________________

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)? 
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости; 
16-22 балла — стадия увлеченности; 
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем); 
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Занятие с элементами тренинга "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

 В рамках психологической поддержки выпускников разработано занятие «Психологическая  подготовка к ЕГЭ», которое включает в себя три основных блока. В рамках первого блока рассматриваются приемы орган...

Групповое занятие с элементами тренинга «Родительское собрание в «трудном классе» проблемы взаимодействия «учитель» / «родитель».

Данное занятие проводится с педагогами школы, чтобы помочь им наладить эффективное общение с родителями ....

Презентация занятия с элементами тренинга с обучающимися старших классов "ВИЧ/СПИД -миф и реальность"

Проблема организации и проведения профилактической работы  с подростками является актуальной в связи с тем, что в группе повышенного риска прежде всего находится молодежь. В рамках реализаци...

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Занятие с элементами тренинга для педагогов  «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...