Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
консультация по психологии на тему

Тарасенко Ольга Николаевна

Особенности психолого-педагогической диагностики и создания условий для личностного развития воспитанника в условиях дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Развитие личности ребенка является конечной целью любого образовательного учреждения. И не важно какими средствами (художественное образование, физическое развитие, декоративно – прикладное творчество, танцевальное искусство и т.д. )педагоги достигают этой цели, какие промежуточные цели ставят в течении всего периода взаимодействия с воспитанником (победа на соревновании, выход на сцену, изучение материала, выполнение задания на контрольном занятии).

Получается, что большинство  педагогов стремятся не только научить  своего воспитанника основам определенной предметной деятельности, а развить личностные качества ребенка, вырастить своего выпускника, обращая внимание на его индивидуальные особенности и принимая во внимание свои представления о правильном формировании личности воспитанника.

Профессиональный подход к своей деятельности требует от педагога грамотно и ответственно подходить к реализации тех функций, которые на него возлагаются. А для этого он должен уметь ставить перед собой конкретные и реальные цели, уметь вырабатывать правильную стратегию и тактику работы, накапливать свой педагогический архив.

Если мы ставим цель наиболее полной реализации личности ребенка, нам необходимо периодически выявлять уровень развития и индивидуальных особенностей ребенка, оказание помощи в раскрытии задатков, способностей и интересов.

Определение и знание так называемого нормативного уровня развития детей позволяет выявить их индивидуальные особенности. На основе этих данных в дальнейшем осуществляется поиск наиболее эффективных групповых и индивидуальных форм обучения. Диагностика без коррекции – формальная бумажка.

Как изучить особенности  наших ребят - воспитанников?

Педагог разрабатывает стратегию и возможности диагностической работы, отвечая на вопросы: зачем?  что диагностируем? В сотрудничестве с психологом выбирается максимально удобная форма  для педагога и проводятся исследования.

В зависимости от запроса  педагога, можно подобрать методики, направленные на изучение разных сторон личности ребенка.

Специфика нашей деятельности требует подбор методик, которые можно проводить в группе, затрачивая небольшое количество времени, легкость  обработки и наглядность представления результатов.

Проективные методики:

  • «Рисунок человека» (экспрессивная методика - выражение)

(Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002-С.10  ISBN 5 – 305 -00 58 -0 Тираж 15 000 экз.)

Цель: Изучение личностных особенностей.

Цель: диагностика эмоциональных связей.

  • Цветовой тест Люшера (импрессивная - впечатление )

(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть 1): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- Спб: Иматон, 2007. – С.106. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.42, 118. 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.)

Цель: Выявление степени комфорта ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, расчет энергетического баланса организма и показателя суммарного отклонения от нормы психологического благополучия .

Опросники и тесты   :

  • Социометрия

(Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии.-С.382  ISBN 5 – 691 -00112 -4 Тираж 200 000экз.)

  • Методика Вартега «Круги»

(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001- С.536  ISBN   5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз.)

Цель: определение оригинальности, беглости, гибкости мышления

  • Методика «Две линии»

(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001-С.235 ISBN   5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз.)

Цель: изучение творческой продуктивности на образном материале.

  • Методика «Предложения»

(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001- С.234 ISBN   5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз.)

Цель: изучение творческой продуктивности при операциях с символическим материалом.

  • Задачи Гилфорда

(Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.45, 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.).

Цель: определение уровня развития дивергентого (разнонаправленного, творческого) мышления.

Рисунок семьи

(Венгер А.Л. психологические рисуночные тесты: Иллюстрационное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002-С.116)

Цель: выявить особенности внутрисемейных отношений.

Методика «Автопортрет»

(Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М. Дидакт, 1991 – с. 52)

Цель: диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

  • Личностный опросник Кеттела

(Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.46,109).

Цель: Изучение личностных особенностей школьников.

  • Шкала явной тревожности для детей СMAS

(Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова.-М.: АРКТИ, 2006.-С.86 )

Цель: выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. 

  • Шкала тревожности (автор А.М. Прихожан)

 (Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова.-М.: АРКТИ, 2006.-С.99 )

Цель: изучении уровня и характера тревожности.

  • Анкета для изучения психологического климата в коллективе

(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998- С.59)

  •  «4 задания»

(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998 – С.31)

Цель: Изучение творческого воображения.

  • Тест Тулуз-Пьерона

(Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.43, 97).

Цель: Изучение свойств внимания, особенностей волевой регуляции.

  • Сложные аналогии

(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995.-С.131)

Цель: Выяление уровня понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей.

  • Методика для оценки логического мышления

(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995.-С.141)

Цель: Исследование логического мышления.

  • Определение индивидуальных особенностей памяти

(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998-С.25)

  • Пиктограмма

(Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии. – С.189)

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

  •  «Опросник САН» 

(Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2000 – с. 171)

Цель: Оперативно оценить самочувствие, активность и настроение воспитанника.

  • «Личностная шкала проявлений тревоги»

(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995 – С.159)

Цель: Измерить уровень тревожности.

  •  «Методика полярных профилей»

(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998- С.57)

Цель: Изучить психологический климат в коллективе.

  •  «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири»

(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995 – С.345)

Цель: Изучить стиль и структуру межличностных отношений и их особенностей, представлений о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе, выявление зон конфликтов

  • «Социально- психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК)»

(Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии. – С. 389)

Цель: Комплексно оценить уровнь развития в группе отношений, характерных для коллектива

  • «Методика Сишора»

(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001.-С. 671)

Цель: Определить  индекс групповой сплоченности.

  • Определение индивидуальных особенностей памяти

(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998-С.25)

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Презентация "Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса"

В системе образования России складывается особая культура в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.  Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиона...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...