Научно-исследовательская работа "Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся"
творческая работа учащихся по психологии (7 класс) по теме

Котельникова Наталья Фёдоровна

В работе исследовано влияние типа темперамента на успеваемость учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс творческих работ школьников

«Шаг в науку -2018» группа «Юниор»

«Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся»

Россия, Забайкальский край, г. Борзя

Автор работы:

Ляпина Анастасия Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №43, 7 б   класс

Руководитель:

Котельникова Наталья Федоровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №43,

учитель географии (I квалификационная категория)

2018 год

 «Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся »

Ляпина Анастасия Владимировна

Россия, Борзя, Забайкальский край

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43,  7 б класс

Краткая аннотация

            Человек – неповторимая личность. Можно ли найти среди миллиона людей двух абсолютно одинаковых? - "Нет".  Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! Индивидуальность — это индивидуальность, она неоспорима. Сколько в мире людей, столько же и индивидуальностей, столько же личностей и судеб. Есть люди с похожими судьбами, но нет людей с одинаковыми. Действительно, почему мы  по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по - разному учимся? На эти вопросы я смогу ответить,  проведя своё исследование.

«Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся »

Ляпина Анастасия Владимировна

Россия, Борзя, Забайкальский край

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43,  7 б класс

Аннотация

Цель:  исследовать влияние типа темперамента на успеваемость обучающихся.

Задачи: 1)  Изучить и проанализировать информацию о типах темперамента и методиках их определения;

2)  Провести анкетирование учащихся МОУ СОШ №43 на определение типов темперамента, обработать данные и сопоставить их с  итогами успеваемости за I полугодие;    

3)  Обобщить полученную информацию, сделать выводы;

Объект исследования: учащиеся МОУ СОШ №43.

Предмет исследования: взаимосвязь между типом темперамента и успеваемостью учащихся.

Методы и приёмы: 

Теоретические: чтение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, аналогия.

Общенаучные: анкетирование.

Математические: статистические, визуализации данных.

Анализируя изученную информацию и проведя исследование по влиянию темперамента на успеваемость учащихся, я пришла к следующим выводам:

1) Наибольшее количество опрошенных имеет тип темперамента – сангвиник(17 респондентов), холериков и флегматиков поровну (17), меньше всего меланхоликов (5). Среди девочек преобладающим оказался тип темперамента - холерик, а у мальчиков – флегматик.

2) Анализ таблицы показывает, что из 50 учащихся на «4» и «5» успевает 37 учащихся. Большая часть отличников и хорошистов – девочки(25), что объясняется скорее всего более повышенной долей ответственности, добросовестности в образовательном процессе. Больше всего учащихся имеющих хорошую и отличную успеваемость имеют ребята с флегматическим типом темперамента(13 учащихся), на втором месте сангвиники(12 учащихся). Самый низкий показатель количества хорошистов и отличников имеют меланхолики(3 учащихся), холериков трое.

3) Итак, проведенное исследование показало, что  больше всего ребят обучающихся на «4» и «5» сангвиники и флегматики, меланхолики в силу своего застенчивого характера имеют самый низкий показатель успеваемости.

4) На основе анализа собственных данных и ранее проводимых исследований можно сделать вывод, что влияние типа темперамента и других причин 50:50.

«Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся »

Ляпина Анастасия Владимировна

Россия, Борзя, Забайкальский край

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43,  7 б класс

План исследований

Актуальность темы:

       Проблему личности как объект исследования рассматривают философы, историки, социологи, культурологи, экономисты, антропологи. Для педагогов и психологов тема формирования личности всегда актуальна. Основы личности закладываются в семье. Дальше формирование ее происходит под влиянием  семьи, детсада и школы. На ребенка большое влияние оказывают обстоятельства в общественных местах (места культурного отдыха, улица, стадион, транспорт, игровые площадки), а также атмосфера в его коллективе. Каким будет будущий гражданин нашей страны зависит, конечно, от всех перечисленных причин, но сможет ли он чего-то достичь,  имея свой характер? Может стоит применить усилия что бы что-то изменить в себе и действительно стать личностью? Каким должен быть человек, чтобы быть успешным?

Гипотеза: Предположим, что успеваемость ученика напрямую зависит от типа его темперамента.

Для анализа данной темы мне необходим был следующий диагностический инструментарий:

- статьи и литература по данной теме;

- методики исследования;

- статистические данные; 

Проблемный вопрос: Существенно ли влияет тип темперамента на успеваемость учеников?

Для решения данного проблемного вопроса я провела следующие исследования:

1)          Изучила  литературу о типах темперамента;

  1. Проанализировала методики изучения определения типа темперамента:
  2. Сопоставила итоги успеваемости с результатами тестирования, обобщила полученные результаты, сделала выводы.

Новизна исследования: В результате работы выяснила новое, неизвестное для себя по данной теме, усовершенствовала исследовательские умения. Научилась организовывать самостоятельную деятельность по поиску  нового материала, экспериментировать, оформлять и анализировать полученные данные. Изучила интересную информацию  о психологических характеристиках человека и её роли в жизни.

        Анализ литературы и интернет сайтов показал, что изучением данной проблемой занимались многие психологи и учёные: Гиппократ, Гален, И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк. В своей работе «Темперамент детей» Ю. Корчагина на основе характеристик темперамента разработала практические советы родителям детям с разными типами темперамента.

«Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся »

Ляпина Анастасия Владимировна

Россия, Борзя, Забайкальский край

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43,  7 б класс

Научная статья

                   «Меланхолик примет за трагедию то, в чём сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик – ничто, не заслуживающее внимание»

Артур Шопенгауэр

1. Что означает термин темперамет?

Темпера́мент (лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения он проявляется в характере поведения человека, в степени его жизненной активности.[1]

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй  — спокойным, сдержанным.  Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует  динамические особенности личности: скорость, интенсивность,  ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.[2]

Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо (Небылицын В.Д., 1966).

2. Исторические сведения о типах темперамента.

Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V- IVвв. до н.э.),  который считал, что в теле человека имеются четыре жидкости.                                

Если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи.

Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменной настроения.

Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.

Если преобладает черная желчь («меланхоле»), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Дав,  в общем,  правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Лучшее изображение темпераментов дано И. Кантом в 1798 году. Считается, что в новое время психологические характеристики темпераментов впервые им обобщены и систематизированы в «Антропологии». Кант рассматривал темперамент как проявление способности души чувствовать и действовать. По Канту темпераменты делятся на темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераментам чувств относятся легкокровный (сангвинистический) и тяжелокровный (меланхолический). Это разделение осуществлено на основании различия в протекании чувств, а не в наклонности к радости или печали. Темпераменты деятельности делятся на теплокровный (холерический) и холоднокровный (флегматический). Считается, что Кант заложил основу психологической интерпретации темперамента.

Основу для разработки действительно естественнонаучной теории темперамента создало учение Ивана Петровича Павлова «О типологических  свойствах нервной системы человека и животных».  Он выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип  — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения — холерический темперамент;

4) слабый тип  — меланхолический темперамент.

3. Характеристика типов темперамента.

Все учащиеся отличаются особенностями восприятия, скоростью входа в работу на уроке, темпами работы, уровнем работоспособности. Данные качества обусловлены свойствами нервной системы.

Детей с различными типами темперамента принято отличать по степени силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Отличия темпераментов не означает различий в уровне интеллектуальных способностей: среди отлично успевающих школьников имеются представители разных типологических свойств.

Однако некоторые особенности темперамента могут стать причиной сложностей в процессе обучения. Зная эти особенности, учитель сможет организовать работу на уроке так, чтобы использовать сильные стороны каждого из типов и, таким образом, достичь максимально продуктивной работы от ученика. В первую очередь внимания требуют дети со слабым и инертным типом нервной системы, т.е. меланхолики и флегматики, поскольку сангвиники и холерики легче справляются с различными ситуациями на уроке.

Ученик-флегматик часто испытывает трудности, когда требуется быстрая реакция, когда в случае замены нужно перестроиться с одного урока на другой, фрустрацию вызывает высокий темп урока и ограничение времени на выполнение задания. Флегматики показывают лучшие результаты, если дать им время на обдумывание, не опрашивать первыми на уроке, а во время выполнения письменных работ не отвлекать и не прерывать их деятельность. Как помочь флегматику? Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка - флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика — трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.

Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием». Для флегматика, так же как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.[3]

Ученика-сангвиника отличает высокая работоспособность, быстрая реакция, способность легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Трудности может вызвать неустойчивость их внимания, нетерпеливость и поверхностное отношение к работе, сангвиники часто обнаруживают многообразие увлечений, среди которых им трудно выбрать что-то одно. Для повышения успеваемости сангвиникам необходимо чётко ставить цель, поддерживать их интерес и внимание к заданию.

Холерики отличаются вспыльчивостью, несдержанностью и нетерпимостью к критике, которая обусловлена высоким самомнением. На работе школьника-холерика негативно сказывается торопливость, неустойчивость внимания (в письменных заданиях они могут пропускать буквы, во время чтения – проглатывают окончания слов, не вдумываются в содержание текста). Холерики часто становятся нарушителями дисциплины в классе, их дневник нередко напоминает библиотеку страшных историй, которая регулярно пополняется. Холерикам показана спокойная атмосфера, желательно предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. Как помочь холерику? Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.

Труднее всего приходится ученикам-меланхоликам. Они быстрее устают от напряжённой работы, показывают плохие результаты, если приходится работать в неспокойной или шумной обстановке, боятся опроса на уроке, тяжело переживают плохие отметки. Меланхоликам нужна спокойная обстановка на уроке, доброжелательное отношение учителя, опрашивать их лучше в начале урока и предпочтительнее в письменной форме, им требуется время на обдумывание ответа, а также осторожная оценка их работы. Чем помочь меланхолику? У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего — над своей робостью и нерешительностью.

Чистые типы темпераментов – достаточно редкое явление, чаще встречаются смешанные, более гибкие и «удобные» для жизни в школьном коллективе типы. Важно уметь отличать проявления темперамента от плохого воспитания и учитывать это при организации работы на уроке. Отражение всех типов темперамента детально отражено на круге Айзенка: Разная реакция людей на одну  и туже ситуацию.[4] (Приложение I, рисунок 1)

Практическая часть

Проанализировав методики изучения определения типов темперамента, для анкетирования учащихся я использовала тест «Определение типа темперамента» сайта по профориентации школьников.[5] (Приложение II)

Для проведения своего исследования я провела анкетирование учащихся 7б, 8а и 8г класса. Всего было протестировано 50 респондентов, из них 21 мальчик и 29 девочек. Обработку анкет учащихся я отобразила в таблице. (Приложение III, таблица 1. Сводная таблица обработки результатов анкетирования  на определения типа темперамента.)

Анализ сводной таблицы результатов анкетирования позволил мне получить следующие результаты:

1) В данной таблице показано количество учащихся по принадлежности к типу темперамента, с учётом половой принадлежности.

Тип темперамента

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

мальчики

4

7

8

2

девочки

10

7

6

3

Вместе мальчиков и девочек

14

17

14

5

Вывод: Наибольшее количество опрошенных имеет тип темперамента – сангвиник(17 респондентов), холериков и флегматиков поровну (17), меньше всего меланхоликов (5). Среди девочек преобладающим оказался тип темперамента - холерик, а у мальчиков – флегматик. Наглядное соотношение типов темперамента отражено в круговой диаграмме. (Приложение IV. Диаграмма №1.)

2)  Анализ обработки данных взаимосвязи типа темперамента и успеваемости на «4» и «5»  с учётом половой принадлежности учащихся.

Тип темперамента

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

Всего хорошистов и отличников

мальчики

2

3

7

-

12

девочки

7

9

6

3

25

Вместе мальчиков и девочек

9

12

13

3

37

 Вывод: Анализ таблицы показывает, что из 50 учащихся на «4» и «5» успевает 37 учащихся. Итак, 74% опрошенных успевают на «4» и «5» и соответствуют флегматикам и сангвиникам, которым усвоение знаний и установление отношений с преподавателями и одноклассниками даётся легко.  Большая часть отличников и хорошистов – девочки(25), что объясняется, скорее всего, более повышенной долей ответственности, добросовестности в образовательном процессе. Больше всего учащихся имеющих хорошую и отличную успеваемость имеют ребята с флегматическим типом темперамента(13 учащихся), на втором месте сангвиники(12 учащихся). Самый низкий показатель количества хорошистов и отличников имеют меланхолики(3 учащихся), холериков трое.

Наглядное изображение количества успевающих на «4» и «5» с учетом типа темперамента отражено в круговой диаграмме. (Приложение IV. Диаграмма №2).

Интересная закономерность наблюдается при отслеживание учеников обучающихся только на «2». Всего их  получилось -7. Из них 5 девочек и 2 мальчика, сангвиников и флегматику получилось поровну по 3, а меланхоликом оказалась одна девочка.

Итак, проведенное исследование показало, что  больше всего ребят обучающихся на «4» и «5» сангвиники и флегматики, меланхолики в силу своего застенчивого характера имеют самый низкий показатель успеваемости.

Сравнивая свои результаты с подобными исследованиями,  я поняла, что тип темперамента влияет на успеваемость ребёнка, но есть и много других факторов, которые влияют на процесс усвоения знаний.

«Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся »

Ляпина Анастасия Владимировна

Россия, Борзя, Забайкальский край

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43,  7 б класс

Заключение

Выделяя характерные особенности детей, мы должны отметить, что
в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые
отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к
усвоению знаний. Каждый из них обладает более
устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не
могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании
преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности
налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде
всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают
разные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера
человека. Так, например, сангвиники отличаются быстротой реакции, а
флегматики характеризуются медлительностью, им трудно переключаться с
одного дела на другое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики
способны к длительно активной работе, но им трудно тормозить себя;
сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою
очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти
характеристики показывают, что людям с разными темпераментами нужен разный
темп и разный режим работы.
            Наблюдения показывают, что преподаватели склонны задавать темп,
отвечающий их темпераменту, который может быть непосилен многим ученикам,
причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие
ученики не могут справиться со всеми заданиями, потому что им задан слишком
высокий темп работы. Следовательно, падает успеваемость ученика, а вместе с
тем и отношение к учебной деятельности.
            Гипотеза моей работы частично подтвердилась, так как 74% опрошенных успевают на «4» и «5» и соответствуют флегматикам и сангвиникам, которым усвоение знаний и установление отношений с преподавателями и одноклассниками даётся легко. Проблема, которой посвящена данная работа, влияние типа темперамента
ученика на уровень его успеваемости в учебной деятельности,
изучается с давних времен. Тем не менее, и сегодня она остается во многом
нерешенной и актуальной.

 

        

                

Список литературы:

1) https://ru.wikipedia.org/wiki/

2)    http://baragozik.ru/vospitanie/temperament-rebenka-i-vospitanie-chto-dolzhny-znat-roditeli.html

   3) http://vashechudo.ru/vash-reb-nok-shkolnik/osobenosti-obuchenija-v-shkole-rebjat-s-raznymi-tipami-temperamenta.html

4) http://nas2.net/vliyanie-temperamenta-shkolnika-na-ego-uspevaemost.html

 5) https://prof-school9tihvin.eduface.ru/folders/post/test_opredelenie_tipa_temperamenta

ПРИЛОЖЕНИЕ I

C:\Users\Наталья\Desktop\Harakteristika-tipov-timperamenta-fit-800x600.jpg

Рисунок 1.Характеристика типов темперамента по Айзенку. Разная реакция людей на происходящую ситуацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Тест «Определение типа темперамента»

Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

1. а) суетливы и неусидчивы; б) жизнерадостны и веселы; в) хладнокровны и спокойны; г) застенчивы и стеснительны.

2. а) вспыльчивы и невыдержанны; б) деловиты и  энергичны; в) обстоятельны и последовательны; г) в новой обстановке теряетесь.

3. а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям; б) склонны себя переоценивать; в) умеете ждать; г) сомневаетесь в свои силах.

4. а) незлопамятны; б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете; в) строго придерживаетесь  системы в работе и распорядка дня; г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

5. а) вы обладатель порывистых, резких движений; б) быстро засыпаете; в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке; г) покорны.

6. а) к недостаткам нетерпимы; б) работоспособны, выносливы; в) в своих интересы постоянны; г) легко ранимы, чувствительны.

7. а) нетерпеливы; б) бросаете начатые дела; в) рассудительны и осторожны; г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

8. а) у вас выразительная мимика; б) быстрая, громкая речь с живыми жестами; в) медленно включаетесь в работу; г) очень обидчивы.

9. а) у вас быстрая, страстная речь; б) в новую работу включаетесь быстро; в) порыв сдерживаете легко; г) очень впечатлительны.

10. а) работаете рывками; б) за любое новое дело беретесь с увлечением; в) попусту сил не растрачиваете; г)  у вас тихая , слабая речь.

11. а) вам присуща несобранность; б) настойчивы в достижении цели; в) вялы, малоподвижны; г) ищите сочувствия других.

12. а) быстро решаете и действуете; б) в сложной обстановке сохраняете самообладание; в) ровные отношения со всеми; г) необщительны.

13. а) инициативны и решительны; б) быстро схватываете новое; в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко.

14. а) стремитесь к новому; б) у вас всегда бодрое настроение; в) любите аккуратность; г) робки, малоактивны.

15. а) упрямы; б) в интересах и склонностях не постоянны; в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

16. а) имеете склонность к горячности; б) тяготитесь однообразной кропотливой работой; в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению; г) у вас  высокие требования к окружающим и себе.

17. а) склонность к риску; б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко; в) начатое дело доводите до конца; г) у вас быстрая утомляемость.

18. а) резкие смены настроения; б) склонны отвлекаться; в) обладаете выдержкой; г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

19. а) бываете агрессивным, задирой; б) отзывчивы и общительны; в) незлобивы; г) мнительны, подозрительны.

20. а) в споре находчивы; б) неудачи переживаете легко; в) терпеливы и сдержанны; г) имеете склонность уходить в себя. 

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

Например:

«а»     — 7 раз   * 5 = 35%

«б»     — 10 раз * 5 = 50%

«в»     — 2 раза  * 5= 10%

«г»     —  1 раз    * 5 =  5%

«а» - тип холерик

«б»- тип сангвиник

«в»- тип флегматик

«г»- тип меланхолик

Если получили результат 50% и более это и есть  доминирующий тип.

                 

Приложение III

Таблица 1. Сводная таблица обработки результатов анкетирования на определения типа темперамента

пол

тип темперамента

успеваемость

1

Д

флегматик

4

2

Д

сангвиник

4

3

Д

холерик

3

4

Д

холерик

4

5

Д

флегматик

5

6

Д

холерик

3

7

Д

флегматик

4

8

Д

флегматик

5

9

Д

холерик

4

10

М

флегматик

4

11

Д

сангвиник

4

12

Д

флегматик

3

13

Д

сангвиник

3

14

Д

флегматик

3

15

Д

сангвиник

3

16

Д

меланхолик

3

17

Д

холерик

4

18

Д

сангвиник

4

19

Д

сангвиник

3

20

Д

сангвиник

4

21

Д

сангвиник

5

22

Д

сангвиник

3

23

М

сангвиник

4

24

Д

сангвиник

4

25

Д

флегматик

4

26

Д

флегматик

4

27

Д

сангвиник

4

28

М

флегматик

4

29

М

холерик

3

30

М

флегматик

4

31

М

сангвиник

3

32

Д

меланхолик

4

33

Д

сангвиник

5

34

Д

холерик

4

35

Д

холерик

4

36

Д

меланхолик

4

37

Д

сангвиник

5

38

Д

флегматик

4

39

Д

холерик

4

40

М

меланхолик

3

41

М

холерик

4

42

Д

меланхолик

5

43

Д

сангвиник

4

44

Д

холерик

3

45

Д

холерик

4

46

М

сангвиник

5

47

М

сангвиник

4

48

М

флегматик

5

49

М

холерик

3

50

М

холерик

4

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Диаграмма №1. Соотношение типа темперамента учащихся.

Диаграмма №2. Количество респондентов успевающих на «4» и «5» с учётом типа темперамента.


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/

[3] http://vashechudo.ru/vash-reb-nok-shkolnik/osobenosti-obuchenija-v-shkole-rebjat-s-raznymi-tipami-temperamenta.html

[4] http://nas2.net/vliyanie-temperamenta-shkolnika-na-ego-uspevaemost.html

[5] https://prof-school9tihvin.eduface.ru/folders/post/test_opredelenie_tipa_temperamenta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Темперамент. Типы темперамента.

Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента....

Статья "Влияние типа темперамента на успеваемость при обучении математике"

Проблема соотношения типов темперамента и успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую забыва...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Особенности работы с учащимися разных типов темперамента

Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвал...

Влияние типа темперамента на успеваемость школьников

Задумывались вы когда-нибудь о том, влияет ли тип темперамента на уровень образования детей? Стоит ли строить свою работу на уроке, основываясь на этой классификации? Какие виды работы будут более эфф...

Статья"Научно-исследовательская деятельность как способ развития творческой одаренности учащихся"

Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для ...