НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Метафорические Ассоциативные Карты
материал по психологии на тему

Притуленко Лариса Владимировна

 Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражения своих мыслей и чувств, обмена ими с другими участниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМОДЕДОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №5

142000, Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 39, тел. 7-54-85

Выступление на РМО

          «НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА»

Метафорические

Ассоциативные

Карты

09825389.jpg

Педагог-психолог ПРИТУЛЕНКО Л.В.

Наша сегодняшняя встреча называется  «МАКовое поле». Разрешите  задать вопрос: С чем ассоциируется у вас это название?.....

Вот насколько разные ответы!

«Психическое каждый день творит реальность. Единственный термин, который подходит для обозначения подобной деятельности, - это фантазия». Это цитата великого психотерапевта и психоаналитика К. Юнга. Он утверждал, что фантазия и есть реальность, т.е. реальность – это отражение нашего внутреннего состояния, взаимодействия с миром, отражение наших собственных установок, принципов, идеалов.

МАК –это абривеатура.  Метафора – это перенос, сравнение предмета с образом, возникающем в нашем сознании.

 Когда я впервые услышала об ассоциативных картах, то отнеслась к этому методу с большой настороженностью с одной стороны,  и большим любопытством, - с другой. Работая с подростками, я понимала, что мне не хватает и диагностического и терапевтического инструмента. Эта категория детей особо нуждается в психологической помощи, но еще больше она сопротивляется  при любой попытке оказать ее. Поэтому я стала глубже изучать методики работы с ассоциативными картами и пришла в полный восторг от простоты применения данной методики. Это и быстрый метод диагностики,  и очень эффективный метод для решения многих психологических запросов.  

Метафорические ассоциативные карты созданы в содружестве художников и психотерапевтов для развития творческого потенциала людей, помощи им в решении жизненных задач. Это красочный трамплин для нашей собственной фантазии и интуиции. Изначально карты создавались как искусство в новой форме, основной идеей их создания было: приблизить искусство к людям. Благодаря создателям  первой колоды карт ОН, художнику Эли Раману и психологу Морицу Эгетмейеру, поклоннику гештальт-терапии, в картах присутствуют ее идеи. А именно: необходимо говорить от первого лица в настоящем времени; делиться тем, что видишь, что воспринимаешь, и что это значит для тебя.

МАК – это простой доступ к человеку, к его внутренней истории. Карты быстро пробуждают интуицию и знания человека о себе, они вызывают быстрый отклик и побуждают человека к разговору. А самое главное – здесь нет директивности, нет правильного и не правильного, весь процесс коммуникации с клиентом строится на его внутренних ощущениях, на его бессознательном.  Карты помогают быстро прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, незавершенные внутренние процессы.

Метафорические ассоциативные карты применяются как в индивидуальных консультациях, так и в групповых тренингах с людьми различного возраста. Позволяют в бережной форме исследовать проблемные темы человека, обнаруживая причины происходящих с человеком событий, и находить хорошие решения для самых различных ситуаций. Карты хорошо работают с межличностными, супружескими, детско-родительскими отношениями, с различными эмоциональными проблемами, с психосоматическими симптомами заболеваний, с душевными травмами и потерями. Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражения своих мыслей и чувств, обмена ими с другими участниками. Карты хорошо сочетаются с системной семейной психотерапией по методу Б. Хеллингера, дополняя ее. Используя наше воображение, мы можем тренироваться в понимании чувств, желаний и поведения самих себя и окружающих, а так же понимании глубинного смысла нашего человеческого существования. Эти карты на удивление хороши в работе с нереализованными ресурсами клиента и в поиске новых ресурсов. Бесценный опыт самонаблюдения клиента накапливается прямо во время консультации. 

Существуют и противопоказания к применению МАК:

1.Абсолютные:

Пограничные и психопатические состояния психики.

Факт регрессии при приеме.

2. Относительные:

Сопротивление человека.

 А в остальном МАК- это игра, в которую можно безопасно и с полным удовольствием играть с детьми, родителями, супругами, коллегами.

МАК – это отличный диагностический и терапевтический инструмент в руках психолога.

24829-r1w700h450zc3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол: Новые методы организации воспитательной работы в группе

Без знания ребёнка –его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания....

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Проективные методы в работе школьного психолога

Использование проективных методик в работе психолога ОО...

Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.

Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...

Нейропсихологические методы в работе школьного учителя-логопеда

Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья...