Программа по адаптации 1 класса "Здравствуй школа-это я!".
рабочая программа по психологии

Программа для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1klass-_zdravstvuy_shkola-eto_ya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»

«Утверждаю».

Директор:_________/Л.Г. Землянская/

Приказ №_____ от «___»________2018г.

Программа адаптационных занятий

по профилактике проявлений школьной дезадаптации

у обучающихся 1 класса

«Здравствуй школа – это я!»

Составитель: педагог-психолог Панченко Т.Ю.

Информационная карта программы.

1.

Полное название программы:

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у воспитанников 1 класса «Здравствуй школа, – это я!»

2.

Цель программы:

Психолого-педагогическая поддержка воспитанников первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития.

Профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности в условиях реализации ФГОС

3.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
  2. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
  3. Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
  4. Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности первоклассников.    
  5. Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка,
  6. Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей
  7. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.

4.

Специфика содержания:

Тренинговые занятия для  воспитанников 1-го класса нацелены на помощь им в адаптации к обучению в первом классе.  Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут встретиться воспитанники в начале учебы в первом  классе.

5.

Название проводящей организации:

ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат»

6.

Ожидаемый результат:

В результате проведения адаптационных занятий ожидается  избежать дезадаптации воспитанников первых классов, сократить процесс адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Ознакомить ребят с правилами поведения в школе. Создать благоприятный климат в ученическом коллективе.

7.

Участники программы:

Обучающиеся, воспитанники  1 класса

8.

Автор-составитель:

Педагог-психолог: Панченко Т.Ю,

 При разработке данной программы были использованы:  «Тренинг развития личности дошкольника», автор Р.Р. Калинина, «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие», автор А.В. Микляева, П.В. Румянцева.

Пояснительная записка

    Ребенок пришел в первый класс. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Как показывают исследования, социально-психологическая адаптация первоклассника может проходить по-разному 50-60% детей адаптируются в первые 2-3 месяца, 30% детей адаптируются до конца первого полугодия. У 14% детей адаптация длится до года.

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нарушением механизмов «приспособления к школьной реальности».

Для того чтобы с самых первых уроков создать у первоклашек позитивное отношение к школе и чтобы  дети наиболее благополучно прошли  этап адаптации к школе, который  является переломным в жизни первоклассника и решить непростые проблемы которые  могут возникнуть у детей может помочь специальный курс адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий:

  • Психолого – педагогическая поддержка  воспитанников первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития.
  • Профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности

        

Задачи адаптационных занятий:

  • Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
  • Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
  • Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
  • Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности первоклассников.    
  • Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка,
  • Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей
  • Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.

Программа «Здравствуй, школа - это я» составлена с учетом требований реализации ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и психолого-возрастных особенностей обучающихся школы-интерната.

    Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Ее проводит школьный педагог-психолог. Проводится такая работа в форме групповых адаптационных занятий, которые лучше проводить в начальный период обучения в первом классе

Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе, обеспечить его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Путем формирования в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, окажут помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченности. Детей занятия обучат правилам школьной жизни и многому другому, что им понадобится в дальнейшем.

Особенность адаптационных занятий в том, что их всегда проводят с эмоционально положительным настроем. Они должны быть приятны и интересны для ребят. На занятиях широко используются игровые и творческие задания, а также упражнения психологического характера. Большое значение имеет обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка и помогающих осваивать пространство класса.

Лучше, если на адаптационных занятиях ребята будут сидеть в кругу. Это позволит видеть каждому из них глаза друг друга, а не затылки.

Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания

Адресат

Программа предназначена для психокорекционной работы с детьми 1 класса в условиях специальной коррекционной школы-интерната.

Структура занятий.

        Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия. Следующим этапом занятия является рефлексия состояния участников, оформленная в определённом методическом приёме. Она позволяет настроиться на серьёзный лад, обратить внимание на своё состояние «сейчас», для того чтобы в конце занятия оценить его изменения.

   Затем следует «разогревающее» психогимнастическое упражнение, которое выполняет функцию «эмоциональной стимуляции», необходимой для последующего обращения к эмоционально значимым темам.

Работа по теме занятия состоит из одного или несколько упражнений, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.

И, наконец, последним этапом занятия является рефлексия состояния, включённая в ритуал завершения занятия. Благодаря ей происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий.

 

 Условия, количество и периодичность занятий:

Адаптационные занятия для первоклассников рассчитаны на 105 занятий с периодичностью 1раз в неделю. Продолжительностью от 20 до 30 минут.        

Планируемые результаты работы педагога-психолога в группе.

В результате проведения адаптационных занятий ожидается  избежать дезадаптации воспитанников первого класса, сократить процесс адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Ознакомить ребят с правилами поведения в школе. Создать благоприятный климат в ученическом коллективе. Познакомить ребят друг с другом и классным руководителем.

Продолжительность занятия: 20- 30  минут

Оптимальная периодичность встреч - 1 раз в неделю.

Принципы проведения занятий.

-безопасность;

-возрастное соответствие;

-преемственность (возможность переноса полученных занятий в дальнейшую учебную деятельность);

-деятельностный принцип;

-активное использование пространственной среды;

-рефлексия;

-конфиденциальность;

Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием  анкетирования детей и собеседования с классным руководителем, воспитателем детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.

Разработана и составлена  на основе методических пособий:  «Тренинг развития личности дошкольника», автор Р.Р. Калинина, «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие», автор А.В. Микляева, П.В. Румянцева.

Тематическое планирование.

Тема

Цели

Содержание

                                                          Входящая диагностика

Занятие 1

«Давайте познакомимся »

Создание атмосферы психологического комфорта в группе. Снятие напряженности. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

Ритуал приветствия

Игра «Доброе животное».

Упражнение  «Гимнастика для глаз».

Упражнение на дыхание.

Упражнение «Веревка».

 Упражнение «Умная шапка».

Упражнение «Психологическая зарядка»

Упражнение «Суджок».

Упражнение «Самолётик».

Упражнение «Я-ты-он-она»!

Упражнение «Стряхни».

Упражнение «Моё настроение».

Упражнение  «Я дарю это сердце».

Упражнение- разминка «Монстр».

Упражнение «Эстафета хороших известий»

Упражнение «Мой смешной портрет».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 2

«Ура! Я -  школьник»

Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Осознание детьми статуса школьника.

 Ритуал приветствия

Упражнение  «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

Упражнение- разминка «Монстр».

Упражнение «Что значит быть школьником».

Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 3

«Правила школьной жизни»

Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива

Ритуал приветствия

Упражнение- разминка «Монстр».

 Упражнение  «Лесные жители».

 Сказка М.А. Панфиловой  «Школьные правила».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 4

«Зачем ходить в школу»

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса.

Ритуал приветствия

Упражнение- разминка «Найди ладонь».

Упражнение «Закончи предложение». 

Упражнение «Самый лучший первоклассник».

Упражнение «Для чего ходят в школу».

Творческая работа. Рисунок «Я в школе». 

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 5

«Мой друг -  школьный портфель»

Приучать детей к порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам. 

Ритуал приветствия

Упражнение - разминка «Найди ладонь».

Упражнение «Ветер дует на...»

Упражнение «Что мне нужно в школе?».

Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля».

Упражнение  «Я положу в свой в портфель».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 6

«Узнай меня поближе»

Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника.

Ритуал приветствия

Упражнение«Повтори фигуру».

психолог  «выписывает» движением

Упражнение «Монстр».

 Упражнение «Четвертый лишний».

Упражнение «Что важно для меня?»

Творческая работа. Рисунок для друга.

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 7

«Учимся работать вместе»

Создание условий для знакомства первоклассников с навыками учебного сотрудничества.

Ритуал приветствия

Упражнение«Найди ладонь».

Упражнение «Сложить фигуру».

Творческая работа «Нарисуй по точкам».

Упражнение «Пингвины».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие 8

«Наш класс – это все мы!»

Сплочение коллектива, формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – «класс»

 Ритуал приветствия

Упражнение «Портрет школьника».

 Упражнение «Тропинка».

Упражнение «Наш класс – это все   мы!» Совместная мандала.

 Рефлексия занятия.

 Ритуал прощания.

Занятие 9

«Настроение в школе»

Снизить тревожность, усилить «Я» ребёнка, повысить психический тонус ребёнка, повысить уверенность в себе

 Ритуал приветствия

Упражнение «Моё настроение».

Упражнение «Угадай настроение».

Упражнение «Изобрази настроение»

Упражнение «Мое настроение я в школе».

Упражнение «Волшебный сон».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие №10. «Понимаю других – понимаю себя»

Развитие умение слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.

Ритуал приветствия

Упражнение: «Дождик».
Упражнение «Моё настроение».

Упражнение « Покажи друга».

Упражнение «Портрет самого лучшего друга».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие №11 Волшебные средства понимания: интонация

Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Ритуал приветствия

Упражнение « Подарок на всех».

Упражнение «Кто тебя позвал, узнай».

Упражнение «Интонация».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие №12

«Волшебные средства понимания: мимика».

Знакомство с понятием средства понимания мимика: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.

Ритуал приветствия

Упражнение «Монстр»

Воспоминания о знакомом средстве понимания.

Упражнение «Лица».

Упражнение«Ролевое проигрывание ситуаций» (работа в парах).

Упражнение«Рисование» (музыкальное сопровождение).

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие №13

«Волшебные средства понимания: пантомимика».

Знакомство с понятием пантомимики и жеста: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.

Ритуал приветствия

Упражнение «Волшебная шкатулка».

Воспоминания о знакомом средстве понимания.

Упражнение «Пантомимические этюды».

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Занятие № 14

«Первоклассник- это здорово»

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению

Ритуал приветствия

Упражнение«Теперь я первоклассник и я умею»

Упражнение «Остров первоклассников»

Упражнение «Прекрасный сад»

Упражнение «Полет бабочки»

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

                                                        Выходящая диагностика

Итого: 15занятий.

Список  литературы.

1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2012.-№5.-с.54.

  1. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2013.

  1. Битянова, М. Р.  Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : для администрации школ, педагогов и шк. психологов / М. Р. Битянова. - М. : Образоват. центр "Пед. поиск", 2007.
  2. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе/ под ред. С. С Кривцовой. –М.: Генезис, 2006.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. / Н. Л. Кряжева. – М., 2010.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2013.
  5. Хухлаева. О. В. Тропинка к своему Я./ О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2006.
  6. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
  7. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 2009.
  8. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
  9. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2014.
  10. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
  11. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
  12. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-2006., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
  13. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 2008.
  14. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
  15. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 2015.
  16. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2007
  17. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 2009.
  18. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2008.
  19. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,2007
  20. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Программа "Адаптация учащихся школы - интерната"

Пояснительная записка.             Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов,...

Программа адаптации первоклассников школы-интерната VIII вида

      Программа «Я – ученик!» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся школы-интерната VIII вида...

Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации  с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....

Диагностическая программа исследования адаптации первоклассников к обучению в школе.

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования...

Программа по адаптации в среднем звене школы.

Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а  также усвоение новых образцов поведения....

программа адаптации к школе "Лесная школа"

Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, ко...