Выступление на совещании при директоре «О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ».
статья по психологии

 Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области

с. Верхний Любаж

Выступление на совещании при директоре

«О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ».

Подготовил

Соловьев Н.В.,

педагог - психолог.

с.Верхний Любаж 2017г

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Одной из ведущих тенденций, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. 

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  меня как педагога-психолога в системе психолого–социальном сопровождении являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения детей;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива.

Специалистами ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального развития, включающая прогноз развития.

На основании результатов уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и  рекомендации.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Психологическое сопровождение- динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
  • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения;
  • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ.

К основным направлениям  моей деятельности относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

  Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

  • определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
  • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
  • реализация психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

   Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки всех  обучающихся в период их школьной адаптации;
  • выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
  • определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
  • разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
  • создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.
  • комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
  •     выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
  •    реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
  •    Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
  • участие в  ПМПк по сопровождению обучающихся с личностными и поведенческими проблемами;
  • составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у обучающихся и запросу ПМПк;
  • взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
  • знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ребенка;
  • осуществление просветительской  работы по вопросам коррекционно-развивающей работы; поиску рациональных путей социальной адаптации;
  • проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене,

В 1-9 классах  проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме индивидуальных занятий.

Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы-интерната.

   Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

  Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе-интернате  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения был разработан дневник динамического наблюдения, в который  фиксируются качественные характеристики обучающегося.

 Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты службы  сопровождения школы-интерната   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на совещании заместителей директоров по УВР.

Роль школьной администрации в предупреждении школьной неуспешности      Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство...

Статья на тему "Сопровождение исследовательской деятельности обучающихся как условие реализации ФГОС"

С данной статьей я выступала на школьной методической конференции «ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» 25.05.2015...

Тьюторское сопровождение обучающихся как условие реализации ФГОС.

Одним из часто обсуждаемых вопросов, связанных с образованием, является проблема его результатов. Важное значение приобретает такой результат образования как готовность ученика к самообразованию и сам...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Индивидуальные образовательные маршруты одаренных детей: разработка и условия реализации.

 Выступление на ГАПС-21                                              ...

«Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Роль учителя - предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ.1. Срав...

Выступление "Взаимодействие специалистов при реализации образовательного маршрута обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Цель: обеспечение оптимального развития ребенка, успешная адаптация, реабилитация и интеграция в социум, личностный рост ребенка...