Материалы для педагогов
презентация к уроку по психологии

Алесина Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический консилиум, как механизм индивидуализации образовательного процесса ребенка. Алесина Н.В. педагог-психолог МБОУ Гимназия №2 г. Заозерного

Слайд 2

Основная цель ПМПк – оказание своевременной специализированной помощи учащимся, путем осуществления комплексности в диагностико-консультативной и коррекционно–развивающей работе, обеспечивающую своевременное выявление и квалификацию трудностей обучающегося. Задачи: Психолого-педагогическое изучение обучающихся в классе; Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов консилиума; Разработка индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ педагогом и психологом. Анализ успешности реализации программ; Разработка рекомендаций педагогу и родителям по психолого – педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения обучающихся. Цели и задачи ПМПк

Слайд 3

Состав ПМПк

Слайд 4

Содержание деятельности консилиума. Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка; Выявление актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка; Выбор дифференцированных педагогических условий воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ; Разработка рекомендаций для учителя и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Слайд 6

В процессе скринингового обследования изучается: Исследование особенностей эмоционально – личностной сферы; Исследование познавательной сферы; Оценка мотивации к учебной деятельности; Социальная ситуация развития и т.д.

Слайд 7

Этапы деятельности консилиума.

Слайд 8

Диагностико-консультативный этап Наблюдение за учащимися на уроке и на перемене; Беседы с учителями и родителями; Диагностика обучающихся; Заполнение представлений на учащихся; Консультативная встреча с учителями и родителями.

Слайд 9

Организационно-методический этап Проведение консилиума; Выявление «Группы риска»; Составление комплексных программ; Формируются модели взаимодействия специалистов.

Слайд 10

Коррекционно – развивающий этап Индивидуальная коррекционная работа; Групповые развивающие занятия; Социальные игры; Занятия – тренинги и т.д.

Слайд 11

Контрольный этап Проводится диагностика; Отслеживается динамика развития; Вносятся возможные изменения в программы; Заполняется документация консилиума; Решается вопрос о направлении ребенка на районную ПМПК.

Слайд 12

Основные показания к направлению ребенка на ПМПК длительность и выраженные трудности периода адаптации, проблемы в общении со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя коллективу, отвержение ребенка коллективом; трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний соответственно образовательным стандартам, характерным для конкретного возрастного этапа развития; подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии; проявления одаренности ребенка, требующие иных, более адекватных условий развития и/или затрудняющие социальную адаптацию в традиционных условиях утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности наличие любых речевых нарушений; отставание в развитии общей и мелкой моторики; повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления этого ряда, нелепость, неадекватность поведения ребенка ситуации; асоциальные тенденции в поведении; неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость и т.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оказание психологической помощи детям «группы риска» Педагог – психолог Алесина Наталья Викторовна

Слайд 2

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Слайд 3

К подросткам «группы риска» относятся следующие категории: 1) подростки с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) подростки, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) подростки из неблагополучных, асоциальных семей; 4) подростки из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) подростки с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Слайд 4

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Слайд 5

Социально-психологическая дезадаптация - это состояние, осложняющее приспособление к социальной среде. Может предшествовать проявлениям отклоняющегося ( девиантного ) поведения или быть его следствием

Слайд 6

Профилактика отклоняющегося поведения – создание условий для благоприятной адаптации учащегося. Отклоняющееся поведение связано с комплексом сочетающихся признаков. Наличие одного или нескольких индикаторов еще не свидетельствуют о поведенческих трудностях, а может быть проявлением возрастного кризиса, следствием кризисной стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка или случайностью

Слайд 7

Методы воздействия: позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирования будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий. Приемы воздействия : доверие постепенного приучения к деятельности на общую пользу поддержки классных проявлений отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы переключения критики на самокритику, включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности,

Слайд 8

Воспитательно – коррекционная работа во внеурочное время: Привлечение подростка в кружки, секции, дежурство, субботники, спортивные соревнования, походы, экскурсии, конкурсы, выставки Профилактическая работа: часы общения, беседы, дискуссии,

Слайд 9

Коррекционно – развивающая работа групповая и индивидуальная Работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. (повышенная тревожность, неврозы, страхи) Работа с агрессивными детьми. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью . Работа с детьми со сниженным уровнем учебной мотивации. Профилактическая работа: часы общения, беседы, классные часы с психологом, родительские собрания (совместное с детьми)

Слайд 10

Отклоняющееся ( девиантное ) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Рискованное поведение Суицидальное (в том числе и самоповреждающее ) Агрессивное поведение Аддиктивное (зависимое) поведение Делинквентное поведение.

Слайд 11

Таким образом, воспитательно-коррекционная, профилактическая работа, проводимая с «трудными» подростками, способствует коррекции имеющихся отклонений в поведении подростков, преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Слайд 12

Возрастные периоды «Группа риска» Психодиагностика Коррекционно – развивающая работа Работа с родителями Работа с педагогами 1 кл. Дети с низким уровнем психологической готовности к школе. Наблюдение; Диагностика уровня школьной тревожности с помощью проективных методик. Проведение коррекционо – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в интеллектуальной сфере; трудности адаптации к школе. Адаптационные классные часы: «Я – школьник». «Программа занятий по организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению». Индивидуальное консультирование по результатам диагностики. Консультирование родителей, дети которых занимаются в группе развития. Психологическое просвещение: родительское собрание «Адаптационный период первоклассников»; родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность к школе» Консультация для педагогов начальных классов, воспитателей ГПД "Психокоррекционная работа с тревожными детьми". Выступление на педагогическом консилиуме по предоставлению на ПМПК. 2-3 кл Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в общении, интеллектуальной сфере, с тревожными детьми в "группах развития" (по необходимости) 4 кл. Дети с низким уровнем готовности к переходу в среднюю школу, т. е. те дети, для которых обучение в 5-м классе может вызвать определенные трудности, связанные как с низким уровнем предшествующего развития, так и с нереализованными возможностями. Методика Т.И.Юферовой; Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей младших школьников, "обучение" составлению индивидуальных психолого-педагогических карт (карта наблюдений Д.Стотта) Программа психокоррекционной работы с детьми "группы риска". Привлечение детей "группы риска" к участию в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха. Консультирование родителей. Консультирование педагогов. 5 кл. Дети, испытывающих трудности адаптационного периода, имеющие высокий уровень тревожности. Тест тревожности Филлипса; анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе; проективные методики; Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников. Коррекционно – развивающие занятия по снижению уровня тревожности. «Я –пятиклассник». « Программа занятий по снижению школьной тревожности с использованием рисуночных методик». Консультирование. "Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком". Общешкольное родительское собрание «Адаптационный период пятиклассников». Выступление на педагогическом консилиуме «Дети группы риска. Адаптация пятиклассников». Анализ эффективности работы учителей-предметников по преодолению трудностей адаптации у обучающихся» Спасибо за внимание!

Слайд 13

Возрастные периоды «Группа риска» Психодиагностика Коррекционно – развивающая работа Работа с родителями Работа с педагогами 1 кл. Дети с низким уровнем психологической готовности к школе. Наблюдение; Диагностика уровня школьной тревожности с помощью проективных методик. Проведение коррекционо – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в интеллектуальной сфере; трудности адаптации к школе. Адаптационные классные часы: «Я – школьник». «Программа занятий по организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению». Индивидуальное консультирование по результатам диагностики. Консультирование родителей, дети которых занимаются в группе развития. Психологическое просвещение: родительское собрание «Адаптационный период первоклассников»; родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность к школе» Консультация для педагогов начальных классов, воспитателей ГПД "Психокоррекционная работа с тревожными детьми". Выступление на педагогическом консилиуме по предоставлению на ПМПК. 2-3 кл Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в общении, интеллектуальной сфере, с тревожными детьми в "группах развития" (по необходимости) 4 кл. Дети с низким уровнем готовности к переходу в среднюю школу, т. е. те дети, для которых обучение в 5-м классе может вызвать определенные трудности, связанные как с низким уровнем предшествующего развития, так и с нереализованными возможностями. Методика Т.И.Юферовой; Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей младших школьников, "обучение" составлению индивидуальных психолого-педагогических карт (карта наблюдений Д.Стотта) Программа психокоррекционной работы с детьми "группы риска". Привлечение детей "группы риска" к участию в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха. Консультирование родителей. Консультирование педагогов. 5 кл. Дети, испытывающих трудности адаптационного периода, имеющие высокий уровень тревожности. Тест тревожности Филлипса; анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе; проективные методики; Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников. Коррекционно – развивающие занятия по снижению уровня тревожности. «Я –пятиклассник». « Программа занятий по снижению школьной тревожности с использованием рисуночных методик». Консультирование. "Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком". Общешкольное родительское собрание «Адаптационный период пятиклассников». Выступление на педагогическом консилиуме «Дети группы риска. Адаптация пятиклассников». Анализ эффективности работы учителей-предметников по преодолению трудностей адаптации у обучающихся» Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог МБОУ СОШ №169 Алесина Наталья Викторовна Формирование адекватной самооценки школьника

Слайд 2

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции , самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции .

Слайд 3

По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. И одну из немаловажных ролей в формировании самооценки оказывает педагогическая оценка Существует две основные функции педагогической оценки: 1. Ориентирующая (воздействие на интеллектуальную сферу) 2. Стимулирующая (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.

Слайд 4

Возрастные особенности развития самооценки. В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства. Младший школьный возраст

Слайд 5

Возрастные особенности развития самооценки. В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль. Младший подростковый возраст

Слайд 6

Возрастные особенности развития самооценки. Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками. Старший подростковый возраст

Слайд 7

Уровни самооценки:

Слайд 8

Методика «Самооценка личности» Проведение исследования Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его. Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме: очень часто – 4 балла; часто – 3 балла; иногда – 2 балла; редко – 1 балл; никогда – 0 баллов.

Слайд 9

Методика «Самооценка личности» Обработка и интерпретация результатов Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям: 0-25 баллов – высокий уровень самооценки; 26-45 баллов – средний уровень самооценки; 46-128 баллов – низкий уровень самооценки. При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других. При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности»

Слайд 10

Советы педагогам для формирования адекватной самооценки школьника. Во взаимодействии с ребенком используйте конструктивные способы общения. Идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха; Не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям; Справедливо оценивайте успехи и неудачи; Поощряйте в ребенке инициативу; Предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться; Предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); Предоставлять детям возможность делать выбор; Не сравнивайте одного ребенка с другим. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). Не бойтесь искренне любить детей и, главное — показывать им свою любовь!

Слайд 11

Формированию адекватной самооценки помогают способы конструктивного общения: Метод позитивных утверждений Метод безоценочного суждения Я-высказывания Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Слайд 12

Метод позитивных утверждений – это способность признать не только свою ценность и значимость, но и ценность другого человека, не зависимо от его взглядов, убеждений и действий. Способность позитивно общаться - это работа над собой, своими ценностями. Владимир Леви по этому поводу сказал: «Унижающий Другого признает тем самым и свою низость. Забота о самооценке Другого, - лучший способ заботы о своей собственной…»

Слайд 13

Рекомендации использования « Метода позитивных утверждений» Как можно больше ежедневно говорите людям следующее: - Мне с вами очень хорошо работать вместе - Мне с тобой хорошо - Я благодарна, что именно вы преподаете этот предмет - Мне так понравилось, как ты отвечал на уроке.

Слайд 14

Примеры замечаний по роли и по личности: - Вы сегодня опять не сделали того, что пообещали (оценка роли) - Вы ленивый и безответственный человек (оценка личности) - В этой ситуации вы допустил ошибку (оценка роли) - У вас никогда ничего не получается (оценка личности) - Вы не сдали отчет о результатах работы на прошлой неделе (оценка роли) - Вы несерьезно относитесь к системе отчетности в нашей организации (оценка личности).

Слайд 15

Не переходите с роли или проблемы на личность Человеку легче принять замечание по делу, а не по личности. Услышав замечание, обращенное к нашей роли или функции, мы будем стараться изменить свое поведение . Но негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности

Слайд 16

Преимущества Я-высказывания Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. « Я-сообщение » дает возможность детям ближе узнать нас, учителей. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, учащиеся становятся искреннее в выражении своих. Они начинают чувствовать: взрослые им доверяют и им можно доверять. Дети очень быстро усваивают от взрослых манеру общения. И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. Тогда они начинают учитывать наши желания и переживания

Слайд 17

Практикум: Я-высказывания Схема Я-высказывание : 1.Событие - «Когда...«(описание нежелательной ситуации). 2.Ваша реакция -«Я чувствую...«(описание ваших чувств). 3.Предпочитаемый исход -«Мне хотелось бы, чтобы...»(описание желательного варианта).

Слайд 18

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Педагог-психолог Алесина Наталья Викторовна.

Современный подход, в работе с коллективом обучающихся, заключает в себе обязательное создание и поддержание психологического комфорта. Классному руководителю необходимо учитывать психологические особенности и потребности детей и подростков для благополучного функционирования класса. Условиями, определяющие эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе являются:

  • Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
  • Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
  • Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Благоприятный социально – психологический климат характеризуется:

  • Эмоциональным фоном.        Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.
  • Способностью к сотрудничеству.        Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнениях других( «А как ты думаешь?», « Вам это нравиться ?»).
  • Выслушиванием с демонстрацией внимания (поддакивания, угуканием), контактом глаз. Равноправием позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).
  • Эффективностью взаимодействия.        Словестное подтверждение решения поставленной задачи. Словестное выражение удовлетворения результатом.
  • Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:

- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;

- знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Эффективные способы формирования учителем психологического климата:

  • Наличие активной  позиции педагога по отношению к классному коллективу.
  • Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
  • Использование игры.
  • Формирование общих традиций.
  • Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.
  • Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
  • Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Обладая информацией и применяя ее в работе классный руководитель может сформировать коллектив дружных, ответственных и инициативных ребят.



Предварительный просмотр:

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

2014 г.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №2 г. Заозерного

Рыбинский район г.Заозерный ул. Победы 9

тел. 2-11-52, e-mail: mougimnaziya2@rambler.ru

Памятка для классных

руководителей.

Упражнения для создания

психологического комфорта в классном

коллективе.

1. «Комплимент»

 

Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!

 А теперь скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого из вас поселилось лучистое солнышко и согрело вас своим теплом.

2. «Улыбка»

 Педагог: Какой сегодня день? Хмурый пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 А знаете, как можно улучшить настроение?- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

 Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя нa них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

3. Приветствие «Давайте поздороваемся».

 Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила:

  • один хлопок ведущего здороваются за руку
  • два хлопка - здороваются плечами
  • три хлопка - здороваются спинами

4.«Мы вместе»

 Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше ... (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

 - А что вы хотите пожелать мне?

 - Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

 - Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

 5.«Дружба»

 Только смелый и упорный

 Доберётся к цели бодро

 А еще в дороге нужно

 Знать секреты прочной дружбы.

 Дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

 6.Приветствие «Общий круг».

 Педагог: «Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети принимают решение, что надо образовать круг. Затем взрослый предлагает каждому поздороваться глазами со всеми по кругу. «Я поздороваюсь первая». Педагог заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает головой и дотрагивается до его плеча. Дети поочерёдно продолжают приветствие.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам, работающим в параллели 5-х классов

(по учащимся, имеющим трудности в обучении)

1. Исключить критические замечания по поводу знаний и поведения учащихся в присутствии классного коллектива (возможна щадящая беседа по этому поводу в строго индивидуальном порядке).

2. При проверке знаний учащихся поощрять любые, даже минимальные успехи, дать возможность на первом этапе получать хотя бы 3, добавив при этом, что такое отношение будет временным до стабилизации ситуации.

3. Необходимо изучить систему личных отношений учащихся

в классе, чтобы целенаправленно формировать эти отношения,

и создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

4. Для осуществления снижения неадекватного поведения ученика, необходимо обеспечить ситуацию успеха в какой- либо деятельности (рисование, спорт, помощь по классу и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня написал лучше, чем вчера; быстрее решил и т.д.).

5. Больше обращать внимание на обстановку которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать улучшению общего поведения ребенка.

6. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует ВЫЯВИТЬ и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их Положение в системе межличностных отношений. Нередки случаи, когда достаточно изменить поведение или отношение взрослого, чтобы полностью изменился ребенок.

Примерная программа работы по сплочению коллектива

1. Чтобы класс был сплоченным, необходимо развитие искренности, открытости, доверия и ответственности Членов группы. Агрессивные, Протестные реакции проявляются чаще в слабо структурированных группах. Принятие (понимающее от ношение) учителя в отношении такого поведения (его причин) снимает напряжение в отношениях и делает общение более спокойным.

2. Чтобы понять, что думают о коллективе дети (и заодно помочь им прояснить для себя свои чувства), можно предложить им написать на классном часе сочинение «Мой класс» (можно по определенному плану) с последующим его анализом.

3. Для диагностики (и коррекции — через анализ, понимание) сплоченности класса, ее ролевой структуры, лидерства можно использовать следующие упражнения, в ходе которых организуется «групповая ситуация» и дети «вынуждены» Взаимодействовать

Упражнение «Рука»

Все участники класса должны молча, глазами найти себе пару. Ведущий дает участникам примерно 30 секунд для выполнения этого задания, а затем громко говорит: «Рука!». Каждый участник должен мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару Если оказывается, что несколько человек показывают на одного человека или на кого-то не показывает никто, опыт повторяется. Упражнение заканчивается, когда весь класс разбивается по команде ведущего на согласованные пары.

Упражнение выявляет лидерство, готовность к принятию групповых решений, уровень доверия и взаимопонимания.

Упражнение «Рассаживание по признаку»

Участникам предлагается сесть так, чтобы на стуле, на котором сейчас сидит ведущий, оказался самый светловолосый человек, справа от него более темноволосый и далее по кругу так, чтобы самый темноволосый оказался на стуле, который стоит справа от ведущего (рассадка по кругу). Во время упражнения не разрешается разговаривать. Стиль взаимоотношений в классе будет проявляться в том, как участники без слов советуются друг с другом, сотрудничают, пытаются оказать давление.

Упражнение выявляет ведущие способы взаимодействия в классе, особенности принятого нормативного контроля, лидерские процессы.

Упражнение «Включенность в коллектив»

Ведущий предлагает каждому члену класса задуматься над тем, насколько он себя чувствует включенным в коллектив. За тем всем предлагается встать и выстроиться друг за другом в одну линию таким образом, чтобы у двери стоял человек, который себя ощущает максимально включенным в коллектив, а у противоположной стороны — тот, кто чувствует себя совершенно не включенным в коллектив. Все остальные должны расположиться на линии, соединяющей двух участников.

Вопросы для обсуждения:

— Кто из участников чувствует себя наименее включенным в коллектив?

— Что мешает вам чувствовать себя более включенным?

— Что вы сами можете сделать для того, чтобы полнее включиться в коллектив?

— Каким образом вам могут помочь в этом другие участники?

— В какой мере результаты обсуждения оказались неожиданными для вас?

Упражнение выявляет уровень открытости внутригрупповых отношений, сплоченности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы самоанализа педагога

Материал будет полезен учителям при прохождении аттестации...

Методические материалы начинающему педагогу по разработке образовательной программы

Презентация на тему "Методические рекомендации начинающему педагогу по разработке образовательной программы"...

Материалы для педагогов

Рекомендации педагогам по развитию мимики и пантомимики у детей с нарушениями зрения...

Методические материалы для педагога.

Автор  Онищук Дарья Владимировна. Учитель химии и биологии МКОУ СОШ И"25 г. Нижнеудинск. Данный материал позволит вам облегчить вашу работу....

материалы для педагогов

типичные ошибки в организации развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста...

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...