Тренинг социально-компетентного поведения
рабочая программа по психологии (7, 8 класс)

Кривошапка Людмила Александровна

    Подростковый период – период , когда потребность общения со сверстниками  становится одной из основных потребностей. И хотя  желание общаться со сверстниками , стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах , в подростковом периоде эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию , и по формам выражения , и по роли , которую она начинает играть во внутренней жизни подростка , т.е. в его переживаниях и мыслях .Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13 летнем возрасте.

  В этот период  общение становится ведущей деятельностью ребенка . Чем более развиты коммуникативные навыки у подростка , тем более   уверенно  он чувствует  себя в группе сверстников , тем большую возможность он имеет проявлять себя как личность и самореализовываться в среде подростков.

    Для большинства подростков , испытывающих трудности  во взаимодействии со сверстниками  , характерно отсутствие знаний о том как общаться , и навыков конструктивного взаимодействия .    

   На занятиях данной программы подростки смогут не только получить знания  о том, как  общаться , но и упражняться  в применении различных способов поведения , овладеть навыками эффективного общения .

 Цель программы : формирование навыков и умений конструктивного общения у  агрессивных и тревожных подростков  (12-15 лет ) в разных  ситуациях  общения .

  Задачи :создание атмосферы безопасности  и доверия в группе, осознание себя и своих проблем в общении, проработка конкретных проблем в общении ,приобретение и закрепление навыков взаимодействия , сотрудничества и конструктивного общения .

  Структура коррекционно-развивающей программы : программа рассчитана на 8 занятий , которые реализуются в течение 1 месяца (2 занятия  в неделю ). Примерная продолжительность каждого занятия -2 часа.

    Структура занятий :

  1. Начало работы  : приветствие ,разминка.
  2. Работа по теме :ролевые игры , дискуссии , упражнения.
  3. Рефлексия .
  4. Завершение работы: прощание .

Методики используемые для отбора участников группы :

  1. Тест Спилбергера- Ханина ( измерение ситуативной и личностной тревожности личности);
  2. Методика «Несуществующее животное» (определение самооценки личности);
  3. Вопросник Басса-Дарки (измерение индекса агрессивности и индекса враждебности личности).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening1_-_kopiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Тема : знакомство. Преодоление барьеров в общении.

Цель : знакомство участников друг с другом , создание в группе атмосферы доверия и безопасности , выработка правил работы в группе определение значимости невербальных и вербальных актов поведения в общении.

Ход занятия.

Начало работы:

  1. «Баранья голова».

У участников есть 30 сек. , чтобы выбрать себе игровое имя (это может быть собственное имя или любое другое, которое нравится ). Все остальные участники группы в течение всего тренинга будут обращаться к человеку только по этому имени.

      2. «Презентация».

Участники делятся на пары и каждый по очереди в течение 3 минут рассказывает о себе какую-либо информацию. Затем в общий круг каждый должен представить своего партнера по паре.

      3.Выработка правил работы в группе.

Ведущий объясняет зачем нужны правила и какие они могут быть .Например, конфиденциальность, не критиковать, не оценивать, каждый должен быть на тренинге все время его работы и т.п.Участники могут сами дополнить правила .

Работа по теме.

1.Операция  «Штирлиц».

Каждый из участников Штирлиц . Необходимо выбрать себе объект для наблюдения , участника ,за которым вам придется следить на протяжении всего занятия . Он не должен ни о чем догадываться . Как и положено хорошему разведчику ,следите за ним незаметно. В итоге необходимо выяснить : какое настроение у вашего подопечного , за кем он следит , как он маскируется ,попробовать по его действиям определить ход его мыслей . Необходимо  обратить внимание участников на важность невербальных актов поведения .

  1. «Знакомство» .

Участникам группы дается задание : разделить лист бумаги на 2 части и написать на них продолжение формулировок:

В общении с друзьями мне помогает  ………

В общении с друзьями мне особенно трудно и неприятно …..

После выполнения задания каждый по очереди зачитывает в круг написанное, поясняя дополнительно.

  1. « Психологические скульптуры» .

Участники группы делятся на пары . В паре один говорит , а другой слушает .Говорящий говорит о своем затруднении или проблеме в общении , например , с родителями. Затем ,по команде ведущего , не прерывая разговора  , участники меняют свое пространственное расположение : слушающий становится на стул и слушает стоя , говорящий присаживается на корточки  и продолжает рассказ в таком положении .После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты :какие возникали чувства , когда было удобнее общаться , что помогало и что мешало понять партнера ?

  1. Определение причин  неэффективного общения .

Рефлексия.

Обсуждение итогов занятия :какие могут быть барьеры в общении ?Какие новые вы узнали из сегодняшнего занятия? С какими приходилось сталкиваться в жизни вам ? Можно ли их избежать и что для этого нужно ?

Завершение работы .

Участники получают домашнее задание : подумать дома над таким высказыванием : «Люди становятся одинокими , если вместо мостов они строят стены». Постараться его объяснить. Участники прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".

В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся....

Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования

В апреле 2016 года в Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета прошли обсуждения проблем асоциального поведения в современной школе. П...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...