Курс по выбору "Человек и профессия"
элективный курс по психологии (9 класс)

Титаренко Ирина Александровна

Курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_po_vyboru_9_klass_chelovek_i_professiya.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу по выбору «Человек и профессия»  для обучающихся 9 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработчик:

Титаренко Ирина Александровна,

учитель химии

пос. Маршальское

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Рабочая программа по курсу по выбору "Человек и профессия" составлена на основе следующих документов:

  • федерального  закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации»;
  • основной общеобразовательной программой основного общего образования (ГОСТ ООО 9 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52.

Курс рассчитан на 34 часа

Цель курса:

• формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

    Задачи курса:

  • • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

      Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Форма контроля 

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

        Требования к уровню подготовки учащихся

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Ожидаемые результаты:

Предполагаемым результатом реализации программ  должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.

Курс по выбору «Человек и профессия» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.

       Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.

Содержание

I. Введение (1 час)

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

II. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

III. Психология личности (6 часов)

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий (10 часов)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

V. Профессиональное самоопределение (7 часов)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере (2 часа)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

VII. Обобщение (2 часа)

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

I

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

6

2-3

Память.

 Внимание

2

4

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение (Формы чувственного познания)

1

5-6

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

7

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

III

Психология личности

6

8-9

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

10-11

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

12-13

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

IV

Мир профессий

10

14-15

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

16-17

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

18

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

19

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

20

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

21

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

22

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

23

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

V

Профессиональное самоопределение

7

24-25

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

26-27

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

28

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

29

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

30

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

VI

Подготовка к будущей карьере

2

31-32

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

VII

Обобщение

2

33-34

Построение личного профессионального плана. Зачёт

2

ИТОГО:

34

Литература

1.   Бандюков М.А., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. - С-Пб., 1997;

2.  Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наука, 1989;

3.  Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;

  1. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
  4. Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;
  5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
  6. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
  7. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;
  9. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999;
  10. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;
  11. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"

Программа  предназначена для обучающихся 9-х классов.  Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, т...

Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"

Для наглядного обеспечения   краткого  информирования по курсу....

Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...

Программа курса по выбору "Мир профессий"

Курс "Мир профессий" для учащихся 9 класса, рассчитан на 12 часов. Данный курс дает представления о профессиях, которые популярны среди молодежи, о востребованных профессиях на рынке труда и о малоизв...

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...