Конспект лекций "Развитие личности младшего школьника"
учебно-методический материал по психологии

Бобыкина Екатерина Александровна

Оглавление:

1. Развитие личности_ - 3 -

2. Эмоциональная и мотивационная сфера_ - 4 -

2.1. Общая характеристика эмоциональной сферы_ - 4 -

2.2. Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления  - 4 -

2.3. Мотивационная сфера младшего школьника_ - 5 -

3. Самооценка_ - 7 -

3.1. Представление о себе – основа самооценки младших     школьников  - 7 -

3.2. Особенности самооценки младших школьников_ - 7 -

4. Становление моральных представлений в детском возрасте                (Л. Кольберг) - 8 -

5. Формирование самостоятельности и трудолюбия_ - 9 -

6. Усвоение моральных норм и правил поведения_ - 11 -

7. Особенности общения со сверстниками и взрослыми_ - 11 -

8. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте - 13 -

8. 1. Малые группы в классном коллективе - 13 -

9. Другие виды деятельности и их роль в психологическом             развитии младшего школьника_ - 14 -

9.1. Игровая деятельность младшего школьника_ - 14 -

9.2. Значение игры для психического развития ребенка_ - 14 -

9.3. Влияние художественной деятельности на психическое      развитие младшего школьника_ - 15 -

9.3.1. Художественно-речевая деятельность - 16 -

9.3.2. изобразительная деятельность - 16 -

9.4. Спорт и его значение для психического развития ребенка младшего школьного возраста. - 18 -

9.5. Трудовая деятельность младшего школьника_ - 18 -

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnosti_mladshego_shkolnika.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

. Развитие личности

Личность представляет собой особое качество, которое индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью.

Личность нельзя понимать просто как совокупность различных психических свойств человека – его потребностей и интересов, характера, способностей и т. д. Личность – это целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных психологических явлений.

Становление личности, начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности, - длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением – ребенком, психологические особенности личности и деятельности которого, потребности, мотивы, отношения различны на разных возрастных этапах.

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент их жизни и так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. У ребенка все впервые и все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, влиять на выбор им конкретных поступков, линии поведения. Весь образ его жизни, весь строй его мыслей и чувств формируют его личность, причем в силу особой восприимчивости детского возраста формируют активнее, чем это будет происходить, когда он станет взрослым.

Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целеустремленных, последовательных, педагогически продуманных влияний. Только целостная система воспитания способна обеспечить гармоничное развитие личности каждого школьника.

О младшем школьнике мы можем говорить как о личности, так как он способен давать себе отчет о своем поведении, о степени соответствия своего поступка нормам. У него уже есть критерии, по которым он может оценивать себя самого.

Личность ребенка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл приобретают нравственные и другие ценности. В психологии принято социальные условия называть внешним фактором места. Внутреннюю позицию ребенка по отношению к внешнему миру, к воздействиям окружающих его людей принято называть внутренним фактором места. Для развития личности имеют значение оба фактора. При этом надо знать, что одни и те же условия воздействия на разных детей могут породить у них многообразные формы поведения и привести к различным личностным проявлениям. Чтобы добиться одинаково хорошего результата, к каждому ребенку следует искать особый индивидуальный подход. 

Важно учитывать перспективы развития, обеспечивая формирование тех качеств личности ребенка, которые на данном этапе находятся лишь в зачаточном состоянии, но которым принадлежит будущее. Именно в этом случае и организуется процесс проектирования личности, построение которого требует, разумеется, и учета многочисленных индивидуальных потребностей  личности, несомненно влияющих на формирование ее нравственной сферы.

2. Эмоциональная и мотивационная сфера

2.1. Общая характеристика эмоциональной сферы

В процессе обучения изменяется содержание чувств младшего школьника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости.

С приходом ребенка в школу его чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Однако в свободное от занятий время младший школьник с удовольствием играет. Учебная деятельность стимулирует проявление интереса к играм, которые требуют смекалки, элементов соревнования. Это приносит положительные чувства ребенку. Таким образом, и содержание игр, и чувства, проявляющиеся в них, изменяются.

Вместе с тем возможности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Семилетний ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха, ужаса. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешне подражание взрослым в выражении чувств. Так, в большинстве случаев доброжелательный или недоброжелательный стиль общения с людьми передается и ребенку.

2.2. Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления

Участие в учебной деятельности и соответственно с учителем, коллективом класса требует сдержанности в чувствах, что в первое время дается ученику с трудом.

Импульсивность поведения, особенно на первом году обучения, часто еще проявляется у первоклассников. Но ко II, III классу начинает проявляться все большая сдержанность в проявлении чувств. Ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя, классного коллектива. В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, бодрое, веселое. Это – возрастная норма эмоциональной жизни.

Живость и непосредственность детей дают возможность воспитателю довольно быстро выявить индивидуальные особенности их чувств и соответственно на них реагировать. У некоторых уже в этот период начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, что объясняется расхождением между притязаниями ребенка и возможностью удовлетворить их. Например, школьнику в новом коллективе не удается добиться прежде привычной для него высокой оценки личных качеств и умений, хорошего отношения со стороны товарищей. Такие состояния проявляются в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости, неадекватно сильных отрицательных эмоциональных реакциях.

При изучении личностных особенностей слабоуспевающих учащихся были выявлены и некоторые их эмоциональные особенности. Так, оказалось, что ученики, для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учебе.

У слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, не сдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям. Поведение таких учащихся часто приводит к конфликтам.

2.3. Мотивационная сфера младшего школьника

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и желаний и, совершая тот или иной поступок, не дает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то поступки, отношение к окружающему младшего школьника более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, каких у него не было  в более раннем возрасте.

Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение младшего школьника?

Эти мотивы связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожим на них. В числе значимых мотивов для детей этого возраста – интерес их к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.)

Другая важная группа мотивов, которыми руководствуются младшие школьники, – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и в школе. Это делает школьника особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими.

Кроме того, дети стремятся завоевать «благосклонность», симпатию детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.

Мотивом деятельности младших школьников нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются и в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль «отличника» в школе, в обидах ребенка («А мне не дали стихи учить на утренник»), в его радости при достижении успеха в нелегком деле, в признании его достоинств («Я раньше была никто, а теперь я стрекоза в опере»), а порой и в приписывании себе несуществующих пока положительных качеств, желанных предметов, в капризах.

На основе стремления к самоутверждению у детей возникает соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других). Это стремление нетрудно заметить у младших школьников, оно связано с  овладением правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования. Этот мотив эти дети вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи.

Поведение детей младшего школьного возраста определяется и познавательными мотивами. Познавательная потребность – одна из наиболее значимых, заметных в этом возрасте. Однако она развивается и проявляется у детей по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других «практическую». Учитель должен опираться на имеющиеся познавательные мотивы ребенка и развивать их далее в разных видах деятельности.

Педагогам следует стимулировать у детей созидательные мотивы деятельности. Особое внимание обратить при этом на игру и художественную деятельность. Ведь именно в игре впервые возникает воображение (а без него невозможно и созидание), в игре первоначально зарождаются и элементы художественной деятельности.

Большое значение в формировании личности младшего школьника имеют нравственные мотивы. Возникновение и развитие их связано с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе. Они выражают отношение ребенка к людям. В 6 – 7 лет в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу.

В исследованиях показано, что эти мотивы уже в старшем возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, превышающую мотивы личной пользы или интерес к внешней стороне деятельности. Однако мотивы этого типа возникают не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых.

Как видим, в младшем школьном возрасте у ребенка появляется немало новых мотивов поведения. Причем эти мотивы не рядоположны, а соподчинены друг другу. Соподчинение мотивов – очень важное новообразование в развитии мотивационной сферы ребенка.

3. Самооценка

3.1. Представление о себе – основа самооценки младших школьников

Исследования показали, что представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т. е. с самооценкой. Было выявлено три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе.

К первой группе относятся учащиеся, у которых представление о себе относительно адекватно и устойчиво. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, находить их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. Лишь в некоторых случаях дети этой группы могут оценить себя адекватно. Кроме того, они требуют особого руководства по формированию  навыков  самоконтроля.

Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представления о себе неустойчиво, самооценка неадекватна, т. е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе.  Недостаточные знания самих себя  приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.

3.2. Особенности самооценки младших школьников

Как показывают исследования, у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение  правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это – оптимисты, причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

 Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

Основной акцент в планах на будущее эти дети делают их на внешней стороне деятельности.

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Учителю начальных классов необходимо уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность.

4. Становление моральных представлений в детском возрасте (Л. Кольберг)

Гуманистическая теория личности рисует процесс личностного развития ребенка как обретение человеком определенного сознательного и высокого смысла существования, а также свойства быть и становиться личностью. Начало личностного развития относится примерно к 3-летнему возрасту, а время завершения процесса формирования личности – к окончанию школы. В анализе структуры личности акцент ставится на мотивационно – потребностную сферу ребенка, на возникновение и функционирование у него системы устойчивых ценностных ориентаций и нравственных установок, а также на дальнейшее преобразование этой системы под влиянием условий жизни. Главный вопрос, который здесь ставится и решается, состоит в том, чтобы выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий. Иллюстрации этого подхода можно увидеть на примере разработанной Л. Кольбергом концепции морального развития ребенка.

Кольберг описал более 30 сторон жизни, в связи с которыми люди высказывают свои моральные суждения. Они включают группы ситуаций, относящиеся к трем следующим категориям:

  1. Суждения о моральных обязанностях и ценностях.
  2. Элементы нравственных ценностей или обязательств.
  3. Социальные проблемы, которых эти суждения касаются.

Обобщенное отношение к этим различным аспектам жизни легло в основу выделения следующих стадий морального развития детей:

  1. Доконвенциональный или доморальный уровень. Ребенок следует в своем поведении установленным в обществе  правилам, определяющим, что хорошо и что плохо, но при этом ориентируется только на физические или гедонистические, связанные с удовольствием или неудовольствием, следствия совершаемых поступков (наказание, поощрение, фаворитизм и т. п.), а также на авторитет и власть тех, кто эти правила установил.

Стадия 1. Ориентация на наказания и послушание. Действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от того, приводят ли они к поощрениям или наказаниям.

Стадия 2. Наивная инструментальная ориентация. Отношения между людьми здесь понимаются как строящиеся на рыночно-обменной основе: ты – мне, я – тебе.

  1. Конвенциональный уровень. Ребенок подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы, нации.

Стадия 3. Ориентация на образец «хорошего мальчика» или «воспитанной девочки».

Стадия 4. Ориентация на требования «закона и порядка». Он поступает хорошо потому, что выполняет свои обязательства или долг и строго следит за соблюдением установленного порядка ради него самого.

  1. Постконвенциональный, принципиальный или автономный уровень. Ребенок пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения данного индивида с соответствующей группой людей.

Стадия 5. Ориентация на социальный контракт-договор. Это официально принятая общественная мораль.

Стадия 6. Ориентация на универсальные общечеловеческие принципы справедливости, добра, взаимности, равенства людей, всеобщего права человека и т. п.

5. Формирование самостоятельности и трудолюбия

В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Если труд дошкольника – это преимущественно труд по самообслуживанию, то у школьника он связан с общими задачами семьи и школы. Дошкольнику, как правило, дают отдельные мелкие поручения: пойти куда-то, принести что-то. Перед ребенком школьного возраста ставится более сложные задачи. Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача – добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.

Большое значение для формирования у младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Большое значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др.

Очень важным является развитие на уроках труда такого волевого качества, как самостоятельность. После учебно-тренировочных упражнений, под руководством и контролем учителя в экспериментальных классах проводились уроки самостоятельной работы, причем степень самостоятельности возрастала постепенно: сначала учащиеся самостоятельно выполняли отдельные этапы работы, потом, получив задание, рассматривали его и сами планировали работу.

Особенностью младшего школьника в начале обучения является интерес не к результату, а к процессу труда.

При такой организации работы на уроке у учителя имеются большие возможности для развития самоконтроля, обеспечивающего успех всякой деятельности.

Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы младших школьников, когда весь класс или группа изготавливает одно изделие. При этом осуществляется разделение труда между учащимися. Каждый выполняет часть общего задания, стоящего перед всем классом. Дети привыкают сотрудничать друг с другом, работать по общему плану. Такая организация деятельности повышает интерес младших школьников к собственному труду и труду товарищей, чувство ответственности перед коллективом, учит оценивать свою работу, ясно осознавать требования к ее организации, планированию и осуществлению, определять критерии оценки готового изделия.

Таким образом, коллективный труд способствует развитию всех сторон личности младших школьников и формированию у них способов совместной деятельности.

 

6. Усвоение моральных норм и правил поведения

Моральное воспитание ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении  с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил и их повседневному выполнению. Но нередко учитель и другие взрослые своевременно не используют эту готовность. Формулируя требования к ребенку, порой долго «разжевывая» их, воспитатели не всегда последовательно и строго проверяют действительное выполнение своих указаний. У детей возникает такое чувство, что соблюдение норм и правил поведения во многом зависит от настроения взрослых, от складывающейся ситуации, от их собственных желаний. Появляется самый опасный враг нормального становления моральной сферы ребенка – представление о том, будто нормы и правила поведения имеют формальный характер и должны выполняться не из-за внутренней необходимости, а под влиянием тех или иных внешних обстоятельств, в том числе боязни наказания.

Действительное и органическое усвоение детьми норм и правил поведения предполагает, прежде всего, наличие у педагога хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная и соответствующая реакция на нерадивость и разболтанность – важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформированными, у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием личности.

7. Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Экспериментальные исследования показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение, в основе которого лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны окружающих его людей.

В дальнейшем (уже с конца первого года жизни) все отчетливее складывается потребность не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослым ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или игровой деятельности. Ее ребенок удовлетворяет в значительной степени в процессе делового общения. Кстати, не следует думать, что в деловое общение вступает только малыш раннего возраста. Им широко пользуется и младший школьник. Ведь многое он еще не умеет делать с предметом, как приготовить и держать в порядке свое рабочее место и многое, многое другое.

Мнение учителя для младших школьников наиболее существенно и безапелляционно. Младшие школьники безоговорочно признают его авторитет. Они обращаются к нему по самым разным поводам – от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает нравственным арбитром.

Кроме деловых контактов со взрослыми, младший школьник вступает также с ними и во внеситуативно общение, которое может быть познавательным и личностным.

При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом).

В основе этого вида общения лежит потребность ребенка во взаимопонимании и сопереживании. Этот вид общения, как уже говорилось, в наибольшей степени подготавливает ребенка к позиции школьника. Именно общение, его содержание и являются наиболее важным моментом, определяющим развитие отношений детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, уровня потребности в котором он уже достиг.

Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним и их проблемам, равно как и проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика младшего школьника.

Важное значение для психического развития младшего школьника имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет. То возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, к людям вообще), мнительности, враждебности, стремлению к уединению.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. Из того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

8. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте

На втором, третьем году обучения изменяются и отношение к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе. Дело в том, что трудный период знакомства ребенка со школой закончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает  его общими целями, интересами. Дружный целеустремленный коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во II-III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Постепенно в коллективе класса непосредственно эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что, выбирая одноклассников для совместной деятельности, более половины учеников III класса мотивируют выбор определенными нравственными качествами товарища.

8. 1. Малые группы в классном коллективе

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В них, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые формы поведения, свои интересы, и если они противоречат требованиям уставных организаций, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчужденность.

Конечно, не стоит думать, что малая группа обязательно антагонистична классному коллективу, напротив, большинство ребят, входящих в эти группы, имея свои особые интересы, не перестают быть активными членами всего коллектива. Они продолжают хорошо учиться, участвуют в общественной жизни и вместе с тем с удовольствием собираются своей группой, обсуждают свои интересы.

Однако во всех случаях учитель должен знать жизнь малых групп своего коллектива, знать лидеров этих групп, умело влиять через них на членов группы, учитывать ее мнение при выборе актива.

9. Другие виды деятельности и их роль в психологическом развитии младшего школьника

9.1. Игровая деятельность младшего школьника

Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.  

Младший школьник с удовольствием увлекается различными играми: ролевыми, дидактическими, подвижными.

В младшем возрасте большое место занимают ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, мужества, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

Также в этом возрасте дети с удовольствием играют в дидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные). В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными.

Следует отметить, что в игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные (школьники стали обращаться с многочисленными вопросами к учителю и другим взрослым, искать соответствующие сведения в книгах), т. е. у них игровая задача трансформировалась в учебную.

Значительное место в младшем школьном возрасте занимают подвижные игры. Растущий организм ребенка требует движений. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, прыгают. Подвижные игры оказывают влияние и на формирование качеств личности: в них развивается воля, сообразительность, смелость, появляется возможность померяться с товарищами ловкостью, силой. Коллективные спортивные игры и соревнования развивают умение действовать в коллективе, поддерживать товарища, стремление бороться за честь класса, школы.

9.2. Значение игры для психического развития ребенка

Как уже отмечалось, игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он – «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении» (Л. С. Выготский).

Игра создает благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращивания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных  действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так, что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.

Итак, важная роль игры в развитии психически процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом  возрасте «сообразным природе ребенка».

9.3. Влияние художественной деятельности на психическое развитие младшего школьника

Специфической для младшего школьного возраста является, наряду с игровой, художественная деятельность. Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, занимаются аппликацией, танцуют, поют, слушают сказки, изображают любимые произведения.

Развитию  художественных видов деятельности детей младшего школьного возраста способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности детей: их «реактивность» на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, характерное для данного периода соотношение первой и второй сигнальных систем.

9.3.1. Художественно-речевая деятельность

 Художественно-речевая деятельность младших школьников разнообразна: они слушают и пересказывают сказки, рассказы, пытаются самих сочинять, читают наизусть стихи, пословицы, поговорки. Художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-игровой, в процессе которой дети драматизируют небольшие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.

Но прежде – слушание.  В младшем школьном возрасте значительно увеличивается круг художественных произведений, с которыми знакомятся дети. В него входят более сложные по содержанию и художественной форме произведения. Ребенок уже дифференцирует жанр литературных произведений, оказывает предпочтение некоторым из них.

Значительное место в художественно-речевой деятельности школьников занимают такие ее виды, как выразительное чтение наизусть, пересказ, рассказывание, загадывание и отгадывание загадок, чтение наизусть пословиц и поговорок. Они дают возможность ребенку приобрести навык ясно выражать свои мысли, чувствовать мелодичность и ритм речи, а также придумывание определений к заданному слову, рифмовка отдельных текстов, подбор синонимов и антонимов. Большое внимание педагог должен уделить и технике речи. С этой целью в работе с детьми младшего школьного возраста широко используются скороговорки.

Рассказывание – одна из любимейших видов художественно-речевой деятельности школьников. Используются разные его виды – по картине, по игрушке, по словесному образцу и т. д. Особое место в работе с младшими школьниками занимает придумывание историй, сказок.

9.3.2. изобразительная деятельность

К ней относятся рисование, аппликация, лепка.

Рисование. Из всех видов изобразительной деятельности этот, пожалуй, наиболее популярен среди детей младшего школьного возраста.

Рисунок дошкольника имеет целый ряд особенностей. Одна из наиболее характерных – схематизм детского рисунка. Так, изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, руки, ноги); схематически ими изображаются и другие предметы.

В своем рисунке младший школьник не только проявляет познание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Содержание рисунков свидетельствует о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно интересует. Привлекает.

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. В исследованиях показано, что чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности младших школьников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка. Темперамент, некоторые половые различия. Мальчики, например, любят рисовать самолеты, машины, солдат, лошадей; девочки предпочитают изображать природу, дома.

На качество детского рисунка влияет общее физическое и психическое состояние ребенка.

Лепка. Она позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов (глина, пластилин) позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми младшего школьного возраста. Важно, чтобы ребенок этого возраста умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки, лепить небольшие скульптурные группы из 2 – 3 фигур, отражая характер образов и динамику действий, пропорциональные соотношения фигур и взаимоотношения между ними.

Аппликация. Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Наряду  индивидуальными работами младшие школьники с удовольствием выполняют и коллективные композиции. Им под силу и крупноформатные аппликации, которые могут быть использованы для украшения зала, класса, лестничной площадки. Они создаются обычно при участии педагога, согласовывающего действия детей с помощью определенного ориентира.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска (глины, пластилина). Одной линией контура (в рисовании, аппликации).

Основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью детей должно быть уделено развитию личности ребенка, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер. В процессе художественной деятельности активно формируется сенсорика младшего школьника. Его мышление, память, развивается художественный вкус, нравственные качества. Нельзя упустить прекрасную возможность, которую создают все виды художественной деятельности для развития творческой активности детей.

9.4. Спорт и его значение для психического развития ребенка младшего школьного возраста.  

Физическое воспитание осуществляется в единстве с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием. Физическое воспитание ребенка – непременное условие его нормального умственного и нравственного развития. Именно всестороннее физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие предполагает гармоническое развитие личности ребенка.

Уроки физической культуры дают возможность ребенку критично рассмотреть свою внешность с точки зрения требования физической красоты. Ребенок должен усвоить правильную посадку головы, правильную осанку, он должен  знать, какая у него стопа (нормальная или плоская), и многое другое.

Образ «Я» каждого человека – это и образ его физических данных. Младший школьник уже способен не только понимать, что он может исправлять многие свои дефекты, но и прилагать соответствующие усилия. Для этого с помощью учителя именно на уроках физической культуры дети должны приобретать привычки и устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.

Для воспитания личности ребенка особое значение приобретают подвижные игры, которые упоминались выше. Такие игры для стороннего взгляда – развлечение, но в действительности подвижная игра с правилами – это серьезно. Совместные игры развивают познание, дают полезные навыки для жизни, влияют на развитие личности. Именно здесь добровольно каждый ребенок развивает те социальные потребности, которые формируют в нем важнейшие личностные качества. Подвижные игры являются средством физического, умственного и духовного формирования личности. В число таких игр полезно включать и национальные игры, которые приобщают ребенка к духовным ценностям своего народа, формируют его представления о чести, мужестве, смелости и великодушии. 

9.5. Трудовая деятельность младшего школьника

Труд – основной вид деятельности человека. Каждый вид труда требует своих специфических знаний, умений и навыков, позволяющих создать ожидаемый продукт.

Трудовое обучение предъявляет определенные требования к результатам воспитания ребенка. У детей, начиная с первого класса должно складываться ответственное отношение к своим обязанностям, к результатам своего труда.

В соответствии с характером трудовой деятельности и психологическими особенностями детей начальной школы большая часть времени отводится на практическую работу.

Учебный материал распределяется по следующим разделам: технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов.

Технический труд. На уроках предусматривается развитие технического кругозора детей, воспитание интереса к техническому творчеству.

Работа с бумагой, картоном и  комбинированные работы дают возможность формировать у детей навыки по организации рабочего места, по овладению такими материалами, как бумага, всевозможные по фактуре ткани, пластилин, глина, природные материалы. Выполнение трудовых заданий по изготовлению изделий с правильными геометрическими формами требует от ребенка понимания необходимости точной исполнительской деятельности, неукоснительного следования поставленной цели,  что, собственно, и составляет основу труда. Так, разметка деталей по шаблону требует хороших исполнительских навыков. Шаблон в трудовой деятельности – образе, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме, размеру и т. д. Работа по шаблону мобилизует волю ребенка и его интеллектуальные способности. В этой деятельности ребенок может соотнести результаты своих усилий с шаблоном и самостоятельно объективно оценить свою работу. Кроме того, используя шаблон, ребенок научится экономии материала, правильной разметке и контролю.

Конструирование предъявляет свои специфические требования. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения конструкции. Конструируя, ребенок начинает понимать, что за определенными фразами и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства. В этой деятельности ребенок должен освоить все типы конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу. Все типы конструирования развивают у младшего школьника способность заранее представить себе, что должно быть сделано, способность к планированию деятельности.

Бытовой труд. На уроках обслуживающего труда предусматривается обучение ребенка элементам самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой, обувью), формирование навыков безопасного труда и личной гигиены при работе с иглой, ножницами. На этих уроках дети должны получать первичные сведения о видах тканей (их фактуре, качестве, расцветке). Все виды бытового труда должны быть направлены на воспитание общих эстетических потребностей ребенка и его стремления к личной опрятности и привлекательности.

Основы художественной обработки различных материалов. Глина, древесина, кожа, мех, природные материалы (шишки, желуди, мох, камешки и др.), металл и многие другие материалы могут и должны использоваться в школе в соответствии с природными ресурсами и традиционными промыслами, сложившимися в конкретном крае. Работа с различными материалами расширяет навыки трудовых умений ребенка, упражняет его способности к планированию организации своего рабочего места и самой творческой деятельности.

При всех возможностях трудового обучения нельзя забывать о том, что когда взрослые создаю условия для обучения и воспитания ребенка средствами труда, ребенок не обязательно сразу психологически входит во все эти условия как трудовые.

Ребенок может усвоить навыки, которым его обучает учитель. Он может выполнять обязанности дежурного, точно следовать шаблону модели – вырезать и конструировать. Но это еще не дает нам оснований для вывода о том, что  у него складываются основы трудовой деятельности. Дети могут руководствоваться: интересом к самому процессу действия; желанием признания учителем; пониманием необходимости работы просто потому, что ты ученик и в школе нельзя иначе себя вести. Дети могут не осознавать того значения, которое могут иметь результаты выполнения ими трудовых заданий для них самих и других людей.

Для того чтобы дети осознавали значение трудовой деятельности, следует так строить занятие, чтобы конечным результатом деятельности был полезный для других предмет, сделанный самим ребенком. Большую часть уроков ребенок должен оценивать как подготовку к очень важному делу.

Конечно, ни воспитатель, ни учитель не могут «привнести» в ребенка доброту, честность, умение играть, трудиться не могут «передать» знания и другие ценные качества одними своими усилиями, минуя деятельность самого ребенка. Искусство педагогического воздействия заключается в том, чтобы вызвать и направить это самодвижение, самодеятельность ребенка, его инициативу, творческую активность, не только помогать ему успешно разрешать возникающие в его жизни противоречия, но и планомерно способствовать их созданию. Так что умелое создание противоречий тоже является фактором развития личности ребенка.

Список литературы:

  1. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие младшего школьника. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
  2. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
  3. Возрастная и педагогическая психология; под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология; под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  5. практикум по возрастной и педагогической психологии; под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"

Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...

Изучение личности младшего школьника

Изучение личности младших школьников.·         Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"·...

«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»

Докладна педагогическом советепо теме:«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...