Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.
рабочая программа по психологии

Подоксенова Ирина Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, учебно-методического комплекса «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» /сост. Е. В. Языканова. - 11-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Веселое развитие»

обучающейся 3г класса с задержкой психического развития

на 2018/2019 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

обучающихся с задержкой психического развития

  Составитель:  Подоксенова Ирина Владимировна
педагог-психолог МБОУ гимназии г. Советский

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, учебно-методического комплекса «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» /сост. Е. В. Языканова. - 11-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.

 Нормативно-правовая база для разработки программы

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Письмо МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Постановление главного государственного санитарного врача рф n 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении санпин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПППк) образовательного учреждения";

- Постановление № 543-п от 13 декабря 2013 года "Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре";

- Приказ МБОУ гимназии г.Советский от 24.04.2015г. №134 "О внедрении инклюзивного образования и создании специальных условий для получения общего образования детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ гимназии г. Советский";

- Приказ МБОУ гимназии г. Советский от 07.04.2016г. №111 "Об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский";

- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития на 2016-2020 учебный год.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Психологическое представление

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Домашний адрес

Место учёбы и класс

МБОУ гимназия г. Советский, 3г класс

Год поступления в 1 класс (в данную школу)

2016 год

Образовательная программа и форма обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1)

        

         Поведение ребёнка в процессе обследования.

При проведении психологического обследования охотно идет на сотрудничество, но отмечается суетливость, неустойчивость внимания, замедленность психических процессов. Понимание многих вопросов в тестах затруднено в силу опасно низкого словарного запаса и слабо сформированного понятийного аппарата. К результатам своего труда не критична. К похвале относится адекватно. Отмечается речевая и двигательная расторможенность.

        Особенности эмоционально-волевой сферы.

Нервно-психическое состояние в целом удовлетворительное. Отмечается перевозбуждение, излишне высокая активированность, суетливость и лихорадочность. Процесс адаптации к обучению в начальной школе прошел успешно.

        

        Запас общих представлений об окружающем мире ограничен (не знает свое отчество, год рождения,  количество дней в неделе, времена года по месяцам). Субтестовые показатели  «осведомленность» (4 балла при норме 7.9 и выше), «словарный» (0 баллов при норме 9.2 и выше), «понятливость» (5 баллов при норме 7.5 и выше) находятся в зоне дефекта, что свидетельствует о «культуральной» задержке, низком уровне сформированности простых знаний и познавательных интересов, неготовности к умственной деятельности, самостоятельности суждений.

        Особенности восприятия.

        Отмечается отрицательная динамика в развитии перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых предметов, и умении дифференцировать существенное от второстепенного. Данный показатель по сравнению с апрелем 2017 года снизился на 3 единицы (5 баллов при норме 8.1 и выше) и находится в зоне дефекта, что свидетельствует о низкой наблюдательности испытуемой. Также отмечается неумение организовывать отдельные части сюжета в единое целое, что говорит о неспособности к пониманию причинно-следственных отношений, неумении выстраивать темпоральные цепочки (7 баллов при норме 7.5 и выше).

        Цвета в пределах цветового ряда Люшера различает. Геометрические фигуры знает. В пространстве ориентируется плохо, как на предметах, так и относительно своего тела (путает «под – над», «перед» - «позади», «над» - «за»). Восприятие временных отношений  по-прежнему недостаточно сформировано (не знает последовательность времен года, не различает времена года по месяцам, на вопросы: «Какой месяц является последним месяцем весны?» отвечает: «Лето», «Какой день недели бывает перед средой?» отвечает: «Июль»).

Особенности внимания.

        Показатель концентрации произвольного внимания, сообразительности, так же как и в апреле 2017 года находится в зоне дефекта (4 балла при норме 9.2 и выше). Показатель качества и объема активного внимания по сравнению с прошлым годом снизился на 2 единицы и не соответствует возрастной норме развития (5 баллов при норме 7.2 и выше).

                

Особенности памяти.

        Отмечается отрицательная динамика в развитии мнестической деятельности. Объем непосредственного запоминания не соответствует нормативам: после первого предъявления воспроизводит 4 слова из 10. Однако мнестическая кривая достаточно эффективна – 4, 8, 9. Способ запоминания – механический, логическое запоминание не достаточно. Кратковременная оперативная память развита слабо. Суммарный показатель кратковременной памяти  не соответствует нормативным значениям (5 баллов при норме 7,2 и выше), что свидетельствует о наличии проблем, связанных со смысловой обработкой информации при запоминании.

        Особенности мышления.

        Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на конкретно-ситуационном уровне. Отмечается недостаточная сформированность аналитико-синтетических способностей (4 балла при норме 9.2 и выше), умения соотносить части и целое (5 баллов при норме 7.2 и выше), а также мыслительной операции обобщения (6 баллов при норме 7 и выше).

При исследовании интеллектуального развития использовался не только тест Д. Векслера, но и  Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Результаты решения матричных заданий соответствуют II уровню успешности (21 балл), характерному для детей с отклонениями в развитии различного генеза.

Полученные в ходе тестирования результаты свидетельствуют о низкой (по данным для УР и Т.В.Розановой) развитости зрительного анализа и синтеза, сложностях поиска и нахождения аналогий между парами фигур, слабой сформированности аналитико-синтетической мыслительной деятельности, что подтверждается данными субтеста №9 теста интеллектуального развития Д. Векслера (4 балла при норме 9.2 и выше). На основе анализа выполнения заданий В8 – В12 можно судить о низкой обучаемости и трудностях переноса сформированного на задании В8 анализа на решение заданий В9 – В12. Недостаточно развита способность к решению сложных аналогий, способность к дополнению до целого несимметричных фигур.

Переносный смысл идиом, как на уровне метафор, так и на уровне пословиц недоступен.

Развитие графической деятельности и мелкая моторика руки не соответствуют возрасту ребенка.

        Заключение: отмечается значительная отрицательная динамика в интеллектуальном развитии ребенка. По сравнению с результатами апреля 2017 года общий показатель снизился на 14 баллов и на данный момент соответствует умственному дефекту (IQ=59), что по клиническим данным указывает на наличие легкой степени умственной отсталости. При этом вербальный и невербальный интеллект соответствуют зоне дефекта (ВИП = 62 балла при норме 82 и выше, НИП= 64 балла при норме 92 и выше).

        Анализируя данные интеллектуального развития, были выделены следующие «проблемные» точки: низкий уровень социальной зрелости, обучаемости, ограниченность словарного запаса, слабое развитие графической деятельности, мелкой моторики руки, аттентивно-мнестических процессов, понятийного аппарата, а так же перцептивных способностей.

Цель и задачи коррекционного курса

 Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов у учащихся 3 класса с ЗПР.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

Общая характеристика коррекционного курса

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (для учащихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся,  имеющим трудности в формировании познавательной сферы. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов у детей  с задержкой психического развития.

Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на детей 3 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ (ЗПР). Согласно индивидуальному учебному плану  реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 68 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 30 мин.

Формы и методы работы, структура коррекционного курса

Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

- Входящая диагностика (3 часа);

- Развитие познавательных процессов (60 часов);

- Итоговая диагностика (3 часа);

- Резерв (2 часа).

Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Веселое развитие» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые  проходят в форме игровой деятельности, беседы. Также на занятиях используются мультимедийные презентации развивающей направленности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

 Все задания в разделе «Развитие познавательных процессов» условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:

- вводную часть,

- основную,

- заключительную.

Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).

 Задача основной части –  развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 20 минут.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Содержание рабочей программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить учащихся с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

         4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Планируемые результаты коррекционного курса  и

оценка их эффективности

Программа «Веселое развитие» обеспечивает достижение учащимися 3 класса определенных личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

- развитие мотивов деятельности и формирование личностного смысла учения,

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,

- готовность слушать собеседника и вести диалог,

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- умение концентрировать и переключать своё внимание,

- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ,

- умение использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации.

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,

-  формулирование собственного мнения,

- использование речи для регуляции собственных действий.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Сроки

Вид

 диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

Май

Итоговая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

Содержание коррекционного курса

Раздел 1. Диагностика

Занятие 1.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.

Занятие 2. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

        

Раздел 2. Развитие познавательных процессов.

Занятие 4. Вводное занятие. Установление правил поведения на занятии.

Занятие 5. Путешествие в страну Размышляндию. Развитие мышления, внимания, памяти, слухового восприятия, самоконтроля и произвольности. Развитие личностной сферы.

Занятие 6. «Соображай-ка». Развитие внимания, самоконтроля, мыслительных навыков (умение рассуждать, анализировать, планировать), речи, воображения. Формирование адекватной самооценки.

Занятие 7. Мыслим играя. Развитие аналитических способностей, внимания, наблюдательности,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 8. Учимся обобщать и находить закономерности. Развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти, связной речи, пополнение словарного запаса. Развитие личностной сферы.

Занятие 9. Учимся думать логично. Развитие вербально-логического мышления (умения устанавливать связи между понятиями), устойчивости внимания,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 10. Логический порядок. Развитие способности к классификации, абстрагированию, концентрации внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, личностной сферы.

Занятие 11. Лабиринты мышления. Развитие внимания, памяти, мышления, личностной сферы.

Занятие 12. Понятийное мышление. Отношение "целое-часть". Развитие логического мышления. Развитие понятийного мышления (отношения "целое-часть"), осязательного восприятия, личностной сферы.

Занятие 13. Учимся находить противоположности. Развитие понятийного мышления, пространственных представлений, зрительной памяти, личностной сферы.

Занятие 14. Развиваем наглядно-образное мышление. Развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 15. Академия логических задач. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения. Развитие внимания, наблюдательности,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 16. Психологическое домино. Развитие логического мышления, внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 17. Магические квадраты. Развитие наблюдательности, умения обобщать. Развитие личностной сферы.

Занятие 18. Гимнастика для ума. Развитие памяти, концентрации внимания, творческих способностей. Развитие личностной сферы.

Занятие 19. Перепутанный рассказ. Развитие внимания, словесно-логического мышления и связной речи. Развитие личностной сферы.

Занятие 20. "Мышление - это успех!" Развитие образного мышления, пространственного восприятия и мелкой моторики руки, личностной сферы.

Занятие 21. Путешествие в Вообразилию. Развитие воображения, креативного мышления. Развитие личностной сферы.

Занятие 22. Воображение, фантазия, творчество. Развитие воображения, общих свойств творческого мышления (беглости и гибкости). Развитие личностной сферы.

Занятие 23. Фантазируем с фантазией. Развитие воображения, творческих способностей. Развитие личностной сферы.

Занятие 24. Учимся мыслить творчески. Развитие творческого мышления, личностной сферы.

Занятие 25. Придумай предложение. Развитие беглости и гибкости. Развитие способности организовывать отдельные слова в сложные идеи. Развитие личностной сферы.

Занятие 26. Незавершенные истории. Развитие вербальной оригинальности и воображения. Развитие умения создавать различные настроения, придумывая оригинальные окончания историй. Развитие личностной сферы.

Занятие 27. «Изобретатель». Развитие воображения, умения придумывать необычные способы использования обычных предметов. Развитие личностной сферы.

Занятие 28. Незавершенные фигуры. Развитие творческого и конструкторского мышления, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.

Занятие 29. «Волшебные кляксы». Развитие воображения, личностной сферы.

Занятие 30. «Внимание – лучик к познанию».  Развитие логического мышления, быстроты реакции, активного внимания, личностной сферы.

Занятие 31. Путешествие в сказку. Развитие концентрации и устойчивости внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти, вербально-логического мышления. Развитие личностной сферы.

Занятие 32. «Страна Апельсиния». Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления. Развитие личностной сферы.

Занятие 33. Мир внимания. Развитие произвольного внимания и памяти. Развитие личностной сферы.

Занятие 34. Радуга внимания. Развитие концентрации и переключаемости внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 35. Развиваем внимание и наблюдательность. Развитие конструкторского мышления, пространственного восприятия, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.

Занятие 36. Произвольность внимания. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие графических навыков. Развитие личностной сферы.

Занятие 37. Концентрация, устойчивость, переключаемость внимания. Развитие устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, самоконтроля, способности к обобщению, быстроты реакции, личностной сферы.

Занятие 38. Опечатка. Развитие внимания, критичности мышления, личностной сферы.

Занятие 39. «Волшебная шкатулка памяти и внимания». Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Развитие личностной сферы.

Занятие 40. Внимание и ассоциативная память. Развитие вербально-логического мышления, внимания, ассоциативной памяти, зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 41. «Приключения Буратино». Развитие словесно-логического и образного мышления, воссоздающего творческого воображения, памяти, личностной сферы.

Занятие 42. Тренируем слуховую память. Развитие логического мышления (способности к классификации, обобщению), слуховой памяти, личностной сферы.

Занятие 43. Тренируем зрительную память. Развитие логического мышления, зрительной памяти, пространственных отношений, личностной сферы.

Занятие 44. «Слушай все запоминай – на вопросы отвечай». Развитие внимания, слуховой памяти, личностной сферы.

Занятие 45. Волшебные картинки. Развитие воображения, зрительной памяти, внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 46. Веселые таблицы. Развитие произвольного внимания, логического мышления, личностной сферы.

Занятие 47. Запомни и запиши. Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 48. Запомни стихи по картинкам. Развитие умения соотносить логические части стихотворения с подходящими картинками. Развитие личностной сферы.

Занятие 49. «Я умею запоминать!». Формирование навыков запоминания. Развитие личностной сферы.

Занятие 50. «Мнемические загадки Бабы-Яги». Развитие понятийного мышления (обобщения, умения устанавливать связи между понятиями). Формирование навыков запоминания. Развитие личностной сферы.

Занятие 51. Зрительное восприятие. Развитие объемного мышления, мелкой моторики руки, ориентации в пространстве. Развитие личностной сферы.

Занятие 52. Незаконченные изображения. Развитие воображения, ориентации в пространстве, объемного мышления, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.

Занятие 53. Развиваем глазомер. Развитие глазомера и  внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 54. Восприятие информации на слух. Развитие слухового внимания, восприятия, смысловой памяти. Развитие личностной сферы.

Занятие 55. Слово в слове. Развитие внимания, восприятия, умения составлять анаграммы. Развитие личностной сферы.

Занятие 56. Ориентация в пространстве и времени. Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, пространственных представлений, временных отношений. Развитие личностной сферы.

Занятие 57. «Разноцветный мир». Развитие наглядно-образного мышления, восприятия цвета и формы, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.

Занятие 58. Развиваем тактильное и зрительное восприятие в пространстве. Развитие наглядно-образного мышления, тактильного и зрительного восприятия,  мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.

Занятие 59. Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики руки, творческой фантазии и воображения, способности к концентрации и распределению внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 60. Волшебные ниточки. Развитие мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации. Формирование целостного зрительного образа предмета. Развитие личностной сферы.

Занятие 61. Скопируй рисунок. Развитие зрительно-моторной координации, внимания, личностной сферы.

Занятие 62. Графическая сказка. Формирование умения создавать наглядные образы на основе прочитанного. Развитие мелкой моторики руки, личностной сферы.

Занятие 63. Развиваем зрительно-моторную координацию. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, быстроты реакции, зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Раздел 3. Итоговая диагностика.

Занятие 64.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития после коррекционно-развивающих занятий.

Занятие 65. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение уровня сформированности аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 66. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

Раздел 4. Резерв.

Занятие 67. Резервный урок.

Занятие 68. Резервный урок.

Тематическое планирование

       Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

По факту

1.

Входящая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

1

2.

Диагностика уровня развития памяти и внимания.

1

3.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.

1

4.

Развитие познавательных процессов.

Вводное занятие. Установление правил поведения на занятии.

1

5.

Путешествие в страну Размышляндию.

1

6.

«Соображай-ка!».

1

7.

Мыслим играя.

1

8.

Учимся обобщать и находить закономерности.

1

9.

Учимся думать логично.

1

10.

Логический порядок.

1

11.

Лабиринты мышления.

1

12.

Понятийное мышление. Отношение "целое-часть".

1

13.

Учимся находить противоположности.

1

14.

Развиваем наглядно-образное мышление.

1

15.

Академия логических задач.

1

16.

Психологическое домино.

1

17.

Магические квадраты.

1

18.

Гимнастика для ума.

1

19.

Перепутанный рассказ.

1

20.

"Мышление - это успех!"

1

21.

Путешествие в Вообразилию.

1

22.

Воображение, фантазия, творчество.

1

23.

Фантазируем с фантазией.

1

24.

Учимся мыслить творчески.

1

25.

Придумай предложение.

1

26.

Незавершенные истории.

1

27.

«Изобретатель».

1

28.

Незавершенные фигуры.

1

29.

«Волшебные кляксы»

1

30.

«Внимание – лучик к познанию».

1

31.

Путешествие в сказку.

1

32.

«Страна Апельсиния».

1

33.

Мир внимания.

1

34.

Радуга внимания.

1

35.

Развиваем внимание и наблюдательность.

1

36.

Произвольность внимания.

1

37.

Концентрация, устойчивость, переключаемость внимания.

1

38.

Опечатка.

1

39.

«Волшебная шкатулка памяти и внимания».

1

40.

Внимание и ассоциативная память.

1

41.

«Приключения Буратино».

1

42.

Тренируем слуховую память.

1

43.

Тренируем зрительную память.

1

44.

«Слушай все запоминай – на вопросы отвечай».

1

45.

Волшебные картинки.

1

46.

Веселые таблицы.

1

47.

Запомни и запиши.

1

48.

Запомни стихи по картинкам.

1

49.

«Я умею запоминать!»

1

50.

«Мнемические загадки Бабы – Яги».

1

51.

Зрительное восприятие.

1

52.

Незаконченные изображения.

1

53.

Развиваем глазомер.

1

54.

 Восприятие информации на слух.

1

55.

Слово в слове.

1

56.

Ориентация в пространстве и времени.

1

57.

«Разноцветный мир».

1

58.

Развиваем тактильное и зрительное восприятие в пространстве.

1

59.

Ловкие пальчики.

1

60.

Волшебные ниточки.

1

61.

Скопируй рисунок.

1

62.

Графическая сказка.

1

63.

Развиваем зрительно-моторную координацию.

1

64.

Итоговая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

1

65.

Диагностика уровня развития памяти,  внимания.

1

66.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.

1

67.

Резерв

Резервный урок.

1

68.

Резерв

Резервный урок.

1

Система условий реализации коррекционного курса

Материально-техническое обеспечение:

1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).

2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.

3. Диагностический инструментарий.

4. Раздаточный материал.

6. Мультимедийные презентации.

7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

Учебно-методическое обеспечение:

1. Винокурова Н. К.Развиваем способности детей. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн- Пресс, 2004.

2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.

3. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

4. Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

5. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.

6. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.

7.  Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс. ФГОС. – 13-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

8. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс. ФГОС. – 11-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)

Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Адаптированная рабочая программа для учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития

Общие положенияРабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основ...