Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»
план-конспект по психологии

Шутова Ирина Юрьевна

Введение

Жизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди используют эти ситуации для качественного раскрытия внутренних возможностей, возможности расти. Другое дело ребенок, который беззащитен в данных обстоятельствах. Благодаря взрослым он может получить защиту и условия для дальнейшего развития. Именно через нас, педагогов и родителей, дети познают окружающий мир, и от нас зависит, на сколько легко и комфортно будет в нем.

В школе в основном внимание уделяют учебному процессу, а на психологическое здоровье и внутреннее благополучие детей обращают внимание только тогда, когда возникают проблемы. У детей могут появиться такие психологические реакции как агрессия, тревожность, замкнутость и т.д.

Деятельностью педагога-психолога является преодоление нестабильных эмоциональных состояний, профилактика неврозов, возможность развития навыков межличностного общения и самостоятельной регуляции поведения, продуктивного взаимодействия с учителями и в семье.

Одним из способов педагога-психолога для поддержание психологического здоровья школьников является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет успешнее адаптироваться в образовательном пространстве. Благодаря психологическому здоровью поддерживается взаимосвязь ребенка и школьной успеваемостью, а также успешной социализацией.

Ежегодно в школе проводится мониторинг разных сторон психологического здоровья:

- мотивации к обучению;

- школьной тревожности;

- адаптации на сложных возрастных этапах;

- эмоционального состояния обучающихся;

- межличностных взаимоотношений и т.д.;

На основе результатов определяются и направления работы педагога-психолога. Дальнейшая развивающая и коррекционная работа с обучающимися направлена на решение проблемных зон, таких как психологическое самочувствие, поведение и развитие учащихся.

Для учащихся начальной школы используются групповые занятия с использованием игровых видов деятельности, творческой фантазии.

 

Конспект развивающего занятия с педагогом-психологом «Психолог о здоровье: эмоции и чувства»

Цель: Создание благоприятной атмосферы, формирование навыков понимания эмоционального состояния друзей, снятие отрицательных эмоций и развития культуры общения.

Задачи:

  1. Формирование понятия видов эмоций и возможности их различать;
  2. Обучение способам снятия отрицательных эмоций;
  3. Воспитание чувства взаимопомощи.

Материалы: Мультимедийная доска, презентация, плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, карандаши, ножницы, клей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Позитивный настрой. Упражнение «Доброе тепло».

Каждый день мы встречаемся и говорим друг другу «Здравствуй!». Чаще всего не задумываемся над тем для чего мы это говорим. А для того, чтобы пожелать здоровья и хорошего настроения! Давайте мы подарим соседу вашу самую добрую улыбочку и попробуем выразить свое хорошее отношение каким-то необычным способом. (варианты: рукопожатие, похлопать по спине или плечу, сказать: «Привет!» или «Салют!», и т.д.)

Помните свои чувства и эмоции можно передать не только с помощью слов, но и рук, мыслей и взгляда. А после нашего занятия у вас будет хорошее настроение, а значит и здоровье будет только лучше.

Посмотрите на плакат, здесь изображены эмоции, давайте попробуете догадаться и назвать их (варианты).

Упражнение на релаксацию «Какофония».

Учащиеся ходят по кабинету в разных направлениях и с разной скоростью. Во время передвижения дается задание вспомнить и изобразить разные ощущения (холод, жару, вкус лимона, запах розы и т.д.)

Игра «Я скажу наоборот».

Я буду бросать мяч одному из вас, а тот, кто поймал придумает противоположное значение, например, веселый – печальный.

Начинаем:

Счастье – (горе);

Смелость – (трусость);

Злой – (добрый);

Жадный – (щедрый);

Спокойный – (беспокойный)

Все эти слова, что обозначают? (эмоции и чувства)

Эмоции – другими словами это душевные переживания, которые отражают отношение к себе и окружающим. Положительные эмоции помогают справиться с трудностями, этим помогают нашему здоровью.

Иногда в ссоре мы говорим друг другу неприятные слова и этим можем испортить настроение. Для дружбы важно уметь выслушать, и доказать правоту словами, а не дракой. Отрицательные эмоции вредят нашей нервной системе. Если испытывать исключительно отрицательные эмоции, то можно заболеть.

Упражнение «Убираем негатив».

У вас листочек на парте. Давайте разделим его на 2 части линией. На левой стороне листа напишите ваши эмоции, которые помогают вам общаться, а на правой стороне напишите эмоции, которые мешают вам общаться.

Правую часть с отрицательными эмоциями мы закрасим цветными карандашами и таким образом избавимся от них.

Профилактика отрицательных эмоций:

  • Спорт;
  • Прогулки;
  • Хорошие друзья;
  • Животные;
  • Книги;
  • Хорошие фильмы;
  • Творчество.

Упражнение «Спокойствие».

Представьте, что вы большой шарик и набираем воздух через нос, а выдыхаем через рот. Эта гимнастика дыхания поможет с отрицательными эмоциями.

Рефлексия.

Вопросы о ценности данного занятия.

Прощание: Прошу вас нарисовать мне воздушный шарик и разукрасить любимым цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Большую роль в здоровьезбережения играет психологический настрой на работу. Приветствие должно быть доброжелательным, тогда эмоциональный настрой будет положительным.

Благодаря разным формам и методам работы психолога, такие как беседа, дискуссия и др., дети получают информацию о здоровьесберегающих технологиях.

В работе с педагогами и родителями также используются разные методы работы, такие как семинары, лектории, консультирование, родительские собрания.

Необходимо поощрять ребенка на самосовершенствование, выражение творческих способностей. Гармоничное развитие ребенка – залог психологического здоровья!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - СПб.: Невский проспект, 2005.
  3. Вяткин, А.П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения / А.П. Вяткин. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2004. - 228 с.
  4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2006.
  6. Скурат, Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками / Г.Г. Скурат. - СПб.: Речь, 2007.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
  8. Немов Р.С. Общая психология, том 4 Психологические состояния: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ Юрайт, 2016-223с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги районного заочного конкурса методических разработок «Лучшие педагогические практики педагога дополнительного образования», 2022

Итоги районного заочного конкурса методических разработок «Лучшие педагогические практики педагога дополнительного образования», 2022...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....

Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников

Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорт...

Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников

Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области...