Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".
презентация к уроку по психологии

Гобаева Илона Робертовна

В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".

Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и рекомендации для классных руководителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gobaeva_i.r.pptx231.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении Гобаева И.Р. педагог-психолог Центра «Доверие » 25.09.2019г. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр диагностики и консультирования «Доверие»

Слайд 2

Признаки в поведении школьников: стал более закрытым, вспыльчивым, подавленным; внезапно или постепенно снижается успеваемость; отказывается посещать школу; жалуется на плохое самочувствие; избегает сверстников и взрослых; стремится к рискованному поведению; наблюдаются порезы на руках и теле; проявляет физическую или вербальную агрессию. Инструкция для работы с детьми группы риска в первом полугодии. Образец ИОМ и плана сопровождения

Слайд 3

Реализуйте пошаговые действия

Слайд 4

ПРИЧИНЫ ПРИЗНАКИ Это могут быть проблемы во взаимоотношениях, опасные или кризисные ситуации. К дезадаптации приводит смена школы, переход из класса в класс, переживания горя, развод родителей, болезнь, смерть кого-то из близких или друзей, даже домашних животных. Также влияют чрезвычайные и экстремальные ситуации, которые наблюдает или о которых случайно узнает под- росток, ситуации, связанные с предстоящими экзаменами. Резко падает успеваемость. Школьник отказывается ходить в школу. У него появляются проблемы в межличностных отношениях, он демонстрирует нетипичные эмоциональные реакции (беспричинно начинает плакать). О дезадаптации также говорят: физиологические реакции (слабость, жалобы на головные боли, боли в живо- те); навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец, грызет ногти); агрессивное отношение к окружающим. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Слайд 5

Дайте почувствовать ребенку, что вы заметили его состояние и готовы поддержать. В разговоре используйте фразы: «Мне кажется, что тебя что-то беспокоит (у тебя что-то происходит). Если тебе нужно поговорить, я всегда готов(а) тебя выслушать »; « Я очень беспокоюсь о том, что с тобой что-то происходит. Мы могли бы поговорить и подумать над решением ситуации»; «Возможно, тебе самому(ой) сейчас нелегко, давай вместе подумаем, что с этим можно сделать»; «Мне показалось, что в послед- нее время ты выглядишь расстроенным(ой). У тебя что-то случилось?» Используйте виды деятельности, в которых ученик сможет прожить ситуации успеха. Например, включите его в коллективно-творческую деятельность. Организуйте взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом, чтобы нейтрализовать воздействие негативных факторов. Обратите внимание родителей на проблемы ребенка. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Слайд 6

Как помочь подростку пережить кризисную ситуацию Поговорите с учеником. Проконсультируйтесь со специалистами Поговорите с родителями. Реализуйте план поддержки. Проведите мониторинг ситуации. Памятка для классного руководителя

Слайд 7

Причины Признаки Стремление к неизвестному, риско ванному, героическому. Поиск способов утвердить свое «Я», получить оценку от сверстников, а также новых ощущений, сложных и интенсивных занятий. Особенности поведения: инфантилизм, эгоцентризм, безответственность. Отсутствие опыта переживания и ответственности за последствие подобных поступков и действий. Самоуверенность, как следствие убежденности в своих силах, опыте и способностях Подростки говорят о рискованном досуге, размещают в социальных сетях картинки и фотографии на крышах зданий, строительных кранах, в подземных сооружениях. Используют в речи сленг, например «зацеп», «пойдем диггить », « сталкить ». Для внешнего вида характерны грязная (например, с черными следами сажи) и порванная одежда, специфический запах («запах железной дороги»), ушибы и другие травмы. Рискованное поведение

Слайд 8

Если вы заметили хоть один из признаков или получили информацию от третьих лиц, не спешите делать выводы об экстремальности увлечений. Понаблюдайте за подростком, ненавязчиво поинтересуйтесь, что он делает в свободное время . Проведите мониторинг социальных сетей ученика, его друзей, одноклассников. Узнайте у других педагогов, наблюдали ли они у данного ученика признаки, но не сообщайте о том, с какой целью интересуетесь. Свяжитесь с родителями (законными представителями) и поделитесь своими наблюдениями. Раздайте памятку «Как повлиять на подростка, который постоянно рискует жизнью». МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Слайд 9

Как повлиять на подростка, который проявляет рискованное поведение Спокойно поговорите . Заверьте в безопасности. Поговорите со школьником. Проанализируйте ситуацию. Привлеките родителей. Обратитесь за помощью к специалистам. Проведите мониторинг сетей. Памятка для классного руководителя

Слайд 10

Причины Признаки Любая ситуация, которую ребенок переживает как обидную, оскорби- тельную, несправедливую. Отвержение сверстниками, травля, несчастная любовь, потеря близкого человека. Нестабильная семейная ситуация – развод родителей, конфликты, жестокое обращение. Личная неудача ученика на фоне высокой значимости и ценности социального успеха. Ссора или острый конфликт со значимым взрослым или сверстником. Переживание несчастной любви. Ощущение ненужности, одиночества. Наличие хронических заболеваний. Подавленное настроение, депрессия, порезы, закрытость, картинки в социальных сетях и записи на депрессивную, суицидальную тематику, участие в соответствующих группах. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. Любые резкие изменения в привычном поведении (стал неряшливым, не хочет разговаривать с друзьями, потерял интерес к тому, чем раньше любил заниматься). Рискованное, агрессивное поведение, употребление ПАВ, алкоголя. Ребенок стал раздаривать вещи. Отсутствует перспектива в будущем и пессимистически оценивает свое настроение. СУИЦИДАЛЬНОЕ, САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 11

Если вы обнаружили у подростка признаки депрессивного состояния, суицидальные мысли, факты нанесения себе физического вреда, незамедлительно (сохраняя конфиденциальность) сообщите о своих наблюдениях: родителям (законным представителям), а чтобы мотивировать их обратиться к специалистам; школьному психологу, социальному педагогу, замдиректора по воспитательной работе – чтобы оказать экстренную помощь ученику; администрации школы – чтобы привлечь специалистов, которые окажут помощь ученику, а также чтобы составить план психолого-педагогического сопровождения. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Слайд 12

Ваши срочные действия, если ребенок проявляет суицидальные признаки Сообщите администрации школы. Обратитесь к педагогу-психологу. Проинформируйте родителей. Составьте план. Предпримите профилактические меры. Памятка для классного руководителя

Слайд 13

Причины Признаки Eсли агрессивное поведение ребенка не вызвали заболевания или нарушения в организме, оно может быть фор- мой протеста на ограничения в школе, дома, желанием самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут быть социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты с одноклассниками. Безразличие и враждебность к ребенку со стороны родителей. Любое физическое насилие, направленное на других учеников, учителей, объекты (драки, удары, шлепки, толчки). Любое психологическое насилие, в том числе в интернете – оскорбления других учеников, педагогов, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 14

Если вы столкнулись с непосредственным проявлением агрессии, аккуратно остановите это действие, не акцентируйте на нем внимание других учеников. Постарайтесь не переходить на крик, избегайте агрессивных действий со своей стороны. Окажите первичную помощь ученику – жертве агрессивных действий, наедине уточните, в каком он состоянии (физическом и психологическом), не является ли агрессия по отношению к нему систематической, предложите ему свою помощь . Вступите в диалог с агрессором (агрессорами) наедине. Не спешите занимать об- винительную позицию, узнайте, что с ним сейчас происходит, в какой он ситуации. Возможно, ему самому нужна помощь и его агрессия носит защитный характер. Узнайте, готовы ли стороны к примирению. По ходу беседы с детьми предложите им договориться о правилах общения друг с другом. Через неделю узнайте, насколько удалось эти правила соблюдать и что изменилось в их отношениях. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Слайд 15

Как повлиять на поведение агрессивного ученика Получите консультацию у специалиста . Оповестите родителей. Поставьте на учет. Составьте программу . Организуйте деятельность учеников . Проверьте результаты работы . Памятка для классного руководителя

Слайд 16

Причины Признаки Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности. На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык. Особенности личности ребенка: ранимость, восприимчивость к критике, подверженность насилию в семье, строгость воспитания Нездоровый и (или) неопрятный внешний вид (не соблюдает личную гигиену, носит грязную и (или) дырявую одежду и обувь), прогулы, странное поведение, запах алкоголя, картинки, записи и аудиозаписи в социальных сетях, посвященные алкоголю и наркотикам. Наличие у ребенка при себе крупных сумм наличных денег (возможно, воровство, вымогательство) либо постоянное выпрашивание (выманивание) денег у других. Нарушение межличностного общения, пищевого поведения. АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 17

Если у вас возникли подозрения в том, что ученик употребил алкоголь, какое-либо психоактивное вещество, удалите его из класса, по возможности изолируйте от других учеников . Срочно вызовите медицинского работника школы (не оставляя ученика одного). Поставьте в известность администрацию школы, педагога-психолога, социального педагога. Немедленно известите родителей или опекунов подростка, в случае если подтвердилось, что подросток находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. В рамках консилиума с другими специалистами разработайте программу сопровождения ученика и профилактических мероприятий в школе. Проводите классные часы, используйте это время, чтобы поговорить о личных интересах учеников, косвенно пропагандируйте здоровый образ жизни. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Слайд 18

Как предупредить аддиктивное поведение учеников Сохраните контакт с учеником. Заверьте ученика в своей помощи. Создайте в классе дружескую, поддерживающую атмосферу. Проведите профилактику. Проведите тематические классные часы. П овысьте коммуникативные умения учеников. Памятка для классного руководителя

Слайд 19

Причины Признаки Непоследовательные стратегии воспитания, вседозволенность либо заброшенность. Излишний или недостаточный контроль, авторитарность со стороны взрослых. Конфликтные взаимоотношения с близкими, опыт физического или эмоционального насилия. Конфликты в школе, пренебрежение со стороны сверстников. Отрицательная оценка способностей ребенка взрослыми. Окружение ребенка или подростка состоит в основном из ребят или взрослых с похожи- ми поведенческими проблемами. Неорганизованность детского отдыха и досуга. Влияние СМИ и социального окружения. Ущерб имуществу – мелкое во ровство, кражи со взломом, мошенничество, вымогательство, грабежи, подлоги, вандализм, поджоги, разрушение имущества. Агрессия – злобные выпады, злословие, запугивание, травля или иное насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, мелкое хулиганство, драки или нападения, жестокие действия по от- ношению к животным. Каждый ученик, который демонстрирует указанные признаки, нуждается в серьезной комплексной помощи специалистов в сотрудничестве с родителями. Чем сильнее такое поведение проявляет, тем более интенсивную работу необходимо проводить с ребенком. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 20

Любовь и забота в семье, доверительные отношения с родителями, поддержка со стороны значимых взрослых и сверстников с социально одобряемым поведением . Если вы увидели положительные изменения в поведении ребенка, не скупитесь на похвалу. Обсудите на школьном консилиуме сложившуюся ситуацию и выработайте план работы. При необходимости скоординируйте свои действия со специалистами. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Слайд 21

Как повлиять на школьника с делинквентным поведением Отметьте положительные стороны ребенка. Помогите ребенку совместно решить сложную ситуацию. Уделите внимание своим чувствам и эмоциям. Привлеките родителей к решению проблем ученика. Доверьтесь своей интуиции и профессиональному опыту. Проявите спокойствие. Памятка для классного руководителя

Слайд 22

Спасибо за внимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.

Анализ опыта работы с учащимися  центра образования и  используемых методов и форм  педагогической работы....

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении

Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении...

План работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год

лан работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 10 класса по теме: "Юность и ее психологические проблемы"

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях ...