ВЛИЯНИЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по психологии

Мнацаканян Арминэ Мельсоновна

ВЛИЯНИЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнацаканян А.М.

ВЛИЯНИЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дисфункциональные семьи – это семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла. (2)

Существует много различных классификаций дисфункциональных семей (Олсон, Личко, Эйдемиллер, Юстицкис и пр.)

Например, С. Минухин выделяет несколько типов дисфункциональной семьи: разъединенная семья, семья «запутанный клубок», семья с мужчиной на периферии, семья с невключенными родителями.

Д. Олсон выделяет такие типы дисфункциональных структур семьи:

- несбалансированная семья;

- коалиционная семья;

- коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи;

- дисгармоничная семья с аутсайдерами;

- семья с «перевернутой иерархией».

А.Е. Личко [1989] так же говорит о вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся.

Мы же будем рассматривать в качестве дисфункциональной семьи распавшуюся семью. Распавшаяся семья – это семья, осуществившая юридическое прекращение брака и фактическое разделение супругов. (2)

Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. В настоящее время развод как явление оценивают не однозначно. Если раньше его интерпретировали только отрицательно – как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно (2).

Статистические данные показываю, что наша страна занимает лидирующее место по количеству разводов в мире, что отражено в Демографическом Ежегоднике Организации Объединенных Наций ДЕООН.

Статистика разводов в России говорит приблизительно о следующем: за 2010 год 153 тысячи разводов на 185 тысяч браков, в процентной ставке это составляет 80%.

Развод тяжело переживается всеми членами семьи, в особенности детьми. В зависимости от возраста ребенка эмоциональное переживание разнится. Так, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети ориентированы на результат, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. По мнению Т.П.Гавриловой распавшаяся семья имеет влияние на эмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.

По мнению О. Дробот развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей.

Актуальность данной проблемы велика и едва ли преувеличена. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях. Развод – это процесс, который приносит много вреда для ребенка, нарушает его психику, в результате чего ребенок растет неполноценным человеком, то есть воспитанным одним родителем. Жизнь в неполной семье так же влияет на дисциплину ребенка и формирование личности. Обычно дети разведенных родителей начинают делать «все наоборот», становятся непослушными, начинаются проблемы с друзьями, с памятью, с общей успеваемостью, более тревожные и, порой, агрессивные.

Таким образом, целью нашей работы является изучение влияния распавшейся семьи на уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели выбраны следующие методики диагностики:

1. Методика диагностики социального интеллекта Гилфорда в адаптации Е.С. Михайловой.

2. Проективная рисуночная методика  «Кинетический рисунок семьи». Помимо отражения семейной ситуации в целом этот рисунок позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как воспринимаются семейные отношения, распределяются семейные обязанности.

3. Детский апперцептивный тест (САТ) (Л. Беллак) дети 3-10 лет (рисунки с ситуациями). Тематический апперцептивный тест позволяет судить о склонностях, интересах ребенка, а так же выявляет болезненные состояния психики.

4. Тест «Страхи в домиках». В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи. Данный тест диагностирует страхи у детей дошкольного возраста.

5. Графическая методика «Кактус», направленная на определение эмоционального состояния ребенка, наличии агрессивности, её направления и интенсивности. (3)

Вывод может быть следующим: полученные результаты исследования позволят увидеть, каково влияние распавшейся семьи на уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Выявят различия эмоциональных состояний детей из распавшейся семьи и из семьи с обоими родителями,  а так же будут полезны самим семьям и воспитателям, работающим с детьми из дисфункциональных семей.

Литература:

  1. Эйдемиллер Э., Юстицкис В.. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – Спб.: Питер, 2010.

  2. Карабанова О. А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие – М.: Гардарики, 2007.

  3. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

характеристика двигательного развития детей 5 -7 лет и здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ...

ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).

Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключа...

"Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

«Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средст...

Опыт работы по теме: Социально – эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией.

формирование эмоционально-положительного восприятия у детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок....