Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
рабочая программа по психологии

Малкова Наталья Валерьевна

Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей

Педагог-психолог:

Бурякова Н. В.

2019-2020г

Пояснительная записка

Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов  самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:

-отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;

- определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;

- расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии – размытости и неопределенности ролевой структуры личности;

- обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;

- профессиональное самоопределение;

- движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;

- стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.

У детей с ОВЗ эти проблемы выражены наиболее ярко и поэтому они нуждаются в особом внимании. Перед родителями подростков детей с ОВЗ встает вопрос о профориентации, куда отправить ребенка учиться, справиться ли он с учебой, сможет ли учиться, как будет общаться со сверстниками. Программа является подготовкой ребенка к взрослой жизни.

Цель программы: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, помощь в решении проблемы профессионального выбора.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

Обучающие:

- Обучение коммуникативным навыкам;

- обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;

- формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться при необходимости за помощью;

Развивающие:

- Формирование навыка самопознания;

- способствовать личностному развитию;

- способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;

Воспитательные:

- Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;

- формирование атмосферы, способствующей адаптации детей, чьи возможности ограничены;

- познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;

- воспитание чувства терпимости;

- воспитание интереса к совместной деятельности;

- воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;

- воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

Отличительная особенность программы

Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, подростки с ОВЗ. Подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

В программе затронуты интересующие подростков вопросы: вопросы решения конфликтов, как принимать решения, как понять другого человека, как справиться с негативными эмоциями, профориентация.

Ключевые понятия

Я-Концепция – это система представлений человека о самом себе;

Самоуважение – чувство собственного достоинства;

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности;

Принятие решения – этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия;

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах;

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера;

Взаимодействие – действие одного человека по отношению к другому или совместно с другим;

Ценности – это то, что дорого и важно для человека;

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто;

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности;

Профессиограмма - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику;

Профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки;

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности;

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.;

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

При работе по данной программе учитывается возрастные особенности подростков. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 12 до 18 лет.

Режим занятий:

Занятия проходят 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -34.

Ожидаемые результаты:

Приглашая подроста на занятие, где основными действующими лицами выступают его собственные «Я», мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.

В результате учащийся должен ЗНАТЬ:

Осознать свои личные особенности, интересы и склонности;

Получить информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

Научить пользоваться правилами выбора профессии;

Наличие навыка самопознания;

Осознание личностных ценностей;

Наличие реального жизненного плана;

Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;

В результате учащийся должен УМЕТЬ:

Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;

Сформировать способность принимать ответственность за собственное поведение;

Адекватные навыки общения;

Уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

Обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.

Прогнозируемые результаты и способы проверки:

Структура  диагностического обследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.

Для контроля эффективности програмы используются следующии методы психологической диагностики:

Метод наблюдений;

Психологическая беседа, интервью;

Психологические тесты:

- проективная методика «Несуществующее животное»;

- Проективная методика «Кактус»;

- Методика «Корректурная проба»;

- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;

- Тест Э.Ф. Замбицявичена;

 - Тест школьной тревожности Филлипса;

- Тест креативности Торренса.;

- тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);

- Методика «Интеллектуальная лабильность»;

- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;

- Опросник адаптации для детей и родителей;

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

Раздел 1. Перекресток

2

5

7

Часть 1

1

3

4

Часть 2

1

2

3

2.

Раздел 2. Точка опоры

3

5

8

1 блок. Доверие

1

3

4

2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций

1

1

2

3 блок. Жизненные ценности и последствия

1

1

2

3.

Раздел 3. Поговорим о недостатках

1

2

3

4.

Раздел 4. Я в мире профессии

5

6

11

1 часть

2

3

5

2 часть

3

3

6

5

Диагностика

0

5

5

Итого

11

21

34

Тема

Содержание

Формы работы

Методическое обеспечение

Перекресток. Часть 1.

Я – это я

Правила группы;

Упражнение «Листок»;

Упражнение «Профиль»;

Упражнение «Описание чувств»;

Упражнения на осознание своей личностной уникальности, своих чувств, беседа, обсуждение

Рабочие листы № 1-3 (личностный профиль, описание чувств, неоконченное предложение) по количеству участников

Самоуважение

Упражнение «Закончи предложение»;

Упражнение «Комплимент»;

Упражнение «Цель на неделю»;

Упражнение «Мои успехи»;

Беседа упражнение, прогнозирование

Рабочий лист № 4 «Мои цели на неделю»

Чувства

Упражнение 1;

Упражнение 2;

Упражнение «Перелицовка»;

Упражнения регуляцию эмоций, групповая дискуссия, работа по карточкам

Картинки с иллюстрациями различных чувств; карточки с прилагательными, обозначающими различные чувства

Принятие решений

Этапы принятия решения;

Упражнение «Щелчок»;

Игра «Последствие»;

беседа, обсуждение

Карточки с описанием сложных ситуаций

Стресс

Мозговой штурм «Что такое стресс»;

Упражнение «Стрессовые ситуации»;Памятка «Способы борьбы со стрессом»;

Упражнение «Мне нужна помощь»;

Мозговой штурм, дискуссия

Рабочий листы № 5 «Стрессовые ситуации» ( по числу участников) и №6 «мне нужна помощь» ( по числу участников)

Общение

Вводное упражнение «Аборигены»;

Упражнение «Портрет человека слушающего»;

Упражнение «Тройки»;

Упражнение «Приглашение и отказ»;

Посещение глухим больного соседа;

Обсуждение, дискуссия, работа по карточкам, сюжетно-ролевая игра

Карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии, разговаривающих людей

Взаимодействие с окружающими

Упражнение «Путаница»;

Притча «Рай и ад»;

Упражнение «Ищу друга»;  

Упражнение «Помощь»;

Упражнение «Группа»

Обсуждение. дискуссия, метод анализа

Газеты, журналы, ножницы. клей, степлер, рабочие листы №7,8

Ценности

Вводное упражнение «Торги»;

Упражнение «Незаконченное упражнение»;

Упражнение «ответы на вопросы»;

Упражнение 3;

Упражнение 4;

Упражнение «6 ценностей»;

Беседа, дискуссия, упражнения на осознание своих ценностей

Рабочий лист №9 с примером незаконченных предложений, чистый лист бумаги для каждого участника, рабочий лист №10 с примером ситуации и списком альтернатив для каждого участника

Перекресток. Часть 2.

Курение

Дискуссия;

Причины курения и некурения;

Долговременные последствия курения;

Немедленные эффекты курения;

Процесс превращения в курильщика;

Социальная приемлемость курения;

Права не курящих;

Дискуссия, беседа

Рабочие листы для участников с №1 по №4

Алкоголь

Природа алкоголя;

Распростроненность употребления алкоголя;

Модели употребления алкоголя;

Мотивы употребления//не употребления алкоголя;

Влияние алкоголя на организм человека;

Социальная приемлемость употребления алкоголя;

Дискуссия, беседа

Рабочие листы №1 «Проверь свои знания» ( по числу участников)Ю №2 «Факты об алкоголизме» ( по числу участников)

Наркотики

Международная торговля наркотиками;

Причины употребления и условия неупотребления наркотических веществ;

Природа наркотических веществ;

Стадии развития зависимости;

Чем грозит наркоманам закон?;

Как отказаться, если предлагают попробовать наркотики?;

Дискуссия, беседа

Большие листы бумаги, фломастеры; рабочие листы № 1,2,3

 «Точка опоры». 1 блок. Доверие

«Контакт»

Психогимнастическое упражнение «заяц-заяц»;

Упражнение «Контакт»;

Упражнение «Переманивание»;

Упражнение «Очередь»;

Упражнение «Пожелание»;
Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия

Учимся слышать и понимать друг друга

Психогимнатическое упражнение «Любопытные»;

Упражнение «Иностранец и переводчик»;

Упражнение «Испорченный телефон»;

Упражнение «Пожелание»;

Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Сплочение и доверие

Психогимнастическое упражнение «Разделение по признаку»;

Упражнение «Связывание»;

Упражнение «Доверяющее падение»;

Упражнение «Подарок»;

Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Канат.

Мы – команда

Психогимнастическое упражнение «Ассоциации»;

Упражнение «Необитаемый остров»;

Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Мяч

«Точка опоры». 2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций

Конфликт

Психогимнастическое упражнение «Толкачи»;

Упражнение «Конфликты»;

Упражнение «Агрессивный контакт»;

Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Бланки с агрессивными высказываниями

Без масок

Психогимнастическое упражнение «Ассоциации по алфавиту»;

Упражнение «Без маски»;

Упражнение «Волк и семеро козлят»;

Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра

Карточки с незаконченными фразами, предложениями, карточки с названиями героев сказки «Волк и семеро козлят»

«Точка опоры». 3 блок. Жизненные ценности и перспективы

Ценности и последствия

Психогимнастическое упражнение «Состояние»;

Групповой рисунок «Домики»;

Психогимнастическое упражнение «Пожелание»;

Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, элементы арт-терапии

Ватман, карандаши, фломастеры

Жизненные перспективы

Психогимнастическое упражнение «Приветствие»;

Психогимнастическое упражнение «Правда – ложь»;

Ролевая игра «Мафия»;

Игра «Путаница»;

Обратная связь

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, ролевая игра

Карточки для игры «Мафия»

 «Поговорим о недостатках»

Воровство

Библейская легенда;

Рассказ Н.Носова «Огурцы»;

Обсуждение, беседа.

Текст библейской легенды о Георгии Победоносце, Расссказ Н.Носова «Огурцы»

Жестокость

Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;

Жестокость;

Обсуждение, беседа.

Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино, таблички со словами, истории из жизни

Лживость

«Шила в мешке не утаишь»;

Упражнение «Ситуации»;

Обсуждение, беседа.

Пословицы про ложь

Сквернословие

Упражнение «Пословицы и герои сказок»;

Аудиозапись «Красная шапочка»;

Стихотворения У.Э. Асадов;

Обсуждение, беседа.

Пословицы о цене слова, аудиозапись «Красная шапочка»

.

Я в мире профессии.  Часть 1

Урок самопознания и откровенности

Упражнение «Зато»;

Психологический настрой под музыку;

Рисунок «Внутренняя сущность»;

Упражнение «Закончи предложение» (по кругу);

Упражнение «Закончи предложение» (письменно в тетради);

Упражнение «Живая анкета»;

Обсуждение, дискуссия, элементы арт-терапии,

Магнитофон, кассеты, бумага, фломастер, рабочая тетрадь

Мой внутренний мир

Правила поведения в группе;

Анкета;

Упражнение «Ключи в мой внутренний дом»;

Обсуждение, беседа

Магнитофон, кассета. ключи разной формы, бумага

Личность

Упражнение «Индивидуальность личности»;

Упражнение «Я уникальный»;

Упражнение «Письмо себе, любимому»;

Тест Д.Холланда по определению типа личности;

Беседа, дискуссия. диагностические тесты, тренинговые упражнения

Тест Д. Холланда

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе.

Упражнение «День бывает…»;

Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассниками»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тестовые бланки

В человеке все должно быть прекрасно.

Упражнение «Комфорт - это…»;

Составление словесного портрета;

Обсуждение по теме «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те  же вещи (явления)»;

Упражнение «Благородный поступок»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Жизненные ценности

Анкета «О смысле жизни»;

Тест «Мои ценности»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности.

Упражнение «Запомните буквы»;

Обсуждение 10 правил самоорганизации внимания при усвоении учебного материала;

Опыт 1. Определение объема кратковременной памяти;

Опыт 2. Определение уровня смысловой памяти;

Опыт 3. Проверка уровня зрительной памяти;

Опыт 4. Проверка слуховой памяти;

Опыт 5. Роль осмысленности в запоминании;

Опыт 6. Избирательный характер памяти;

Теоретический блок мышления;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Карточки (ИДЛОТСАП, ЛИСТОПАД), картинки по восприятию, задание

Исследование самооценки

Тест «Как у тебя с самооценкой?»;

Знакомство с правилами поднятия самооценки;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тест «Как у тебя с самооценкой?», правила поднятия самооценки

Самореализация

Самореализации;

Опросник самоактуализации тест «САМОАЛ»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Опросник самооактуализации

Игровые пробы

Упражнение «Игровая проба 1»;

Упражнение «Кто есть кто?»;

Упражнение «Игровая проба 2»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Карточки с буквами алфавита

Что? Где? Когда?

Игра «Что? Где? Когда?»

Треинговые упражнения, групповые дискуссии

Конверт с вопросами

Моя жизнь

Упражнение «Контакт»;

Упражнение «Список жизненных целей»;

Упражнение «Линия жизни»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Конверт с вопросами

Личностный профиль

Упражнение «Презентация индивидуальности»;

Игра «Автопортрет»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии

Я в мире профессии.  Часть 2.

Внутренний мир человека и система представлений о себе

Рассуждение по теме «Кто я? Какой я?»;

Игра «Ассоциации»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Профессиональные и жизненные планы

Игра «ловушки – капканчики»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Бумага, бланки ответов

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении

Определение самооценки по Ю.И.Кисилеву

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Бланки опроса «Самооценка личности» (по методики Ю.И. Кисилева)

Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности

Определение  типа темперамента;

Тест «Вот какой  меня темперамент!»;

Определение акцентуации характера. Психологический тест «Что вы знаете о себе?» Или выявление акцентуации характера;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тест «Вот какой у меня темперамент!», тест «Что вы знаете о себе?»

Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии

Анкетирование по карте интересов А.Е. Голомштока;

Изучение склонностей и способностей;

Методика изучения способностей учащихся;

Дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту» (ДДО);

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Карта «Интересов» А.Е. Голомштока, дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту»(ДДО), опросник способностей

Определение профессиональных предпочтений

Опросник профессиональных предпочтений;

Полигон профессиональных предпочтений;

Игра «Классифицируйте профессии по типам»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Опросник «Профессиональных предпочтений» (ОПП), карточки с названиями профессий

Профессии, специальности, должности. Их классификация по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда

Игра «Профессия и специальности»;

Знакомство с схемой анализа профессии;

Упражнение «Закодируй профессию»;

Упражнение «Профессия необходимое качество»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Знакомство с профессиограммой

Профессиограмма;

Упражнение «Игра в профессии»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении  и выборе карьеры

Упражнение «Факторы влияющие на выбор профессии»;

Тест «Мотивы выбора профессии»;

Тест «Матрица выбора профессии»;

Тест «Мотивы выбора профессии»,

Игра «Выбор профиля»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тест «Мотивы выбора профессии», материал к игре «Выбор профиля»

Учебные заведения

Знакомство с условиями поступления и обучения в различных учебных заведениях;

Игра «Профессия – учебное заведения»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Справочники для поступающих

Проектирование профессионального плана, его коррекция с четом рынка труда

Правила выбора профессии;

Ошибки и затруднения при выборе профессии;

Игра «Советчик»;

Построение личного профессионального плана;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Бланки для игры «Советчик»,

Устраиваемся на работу по правилам

Советы при трудоустройстве;

Составление резюме;

Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»;

Сюжетно-ролевая игра,

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Итого

Методическое обеспечение программы.

Формы, методы работы.

Для того чтобы сделать занятия в группе личностно значимыми для учащихся, при выборе методов обучения руководствуемся следующими положениями:

- смысловая целостность занятия;

- включение методик, допускающих разно вариативное отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;

- динамичность, увлекательность упражнений и методик;

- разнообразие методов работы: Метод анализа конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения, диагностические тесты, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии.

Для реализации программы необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на занятии, следующие:

Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи и мнения без каких-либо комментариев учителя или других учеников. Идеи фиксируются в письменному виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время или не истощается идея;

Дискуссия – является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму дискуссии;

Группы обучения при взаимодействии является наиболее принятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Дети работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируют идеи и решают проблемы. Пока группа работает над заданием, руководитель ходит между ними, отвечает на любые возникающие вопросы и разрешает возникающие проблемы. Для завершения такой работы необходима некоторая общая дискуссия - заключение;

Драматические представления могут иметь форму ролевых игр. Радиопередач, телевизионных шоу и т.п. Это деятельность, которая мотивирует учеников за счет включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает наибольший интерес;

Выступления могут осуществляться как индивидуально, так и группой подростков. Ученикам нравиться учиться друг от друга и слушать друг друга, эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие;

Ролевое моделирование мотивирует учеников. Т.к. требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни, или по крайней мере так, как бы они действовали в реальной жизни. Иногда учитель раздает роли, а иногда только подает идею и просит импровизировать. Подросткам следует дать время подумать о главном действии игры и о том, чем она должна кончится;

Лекции учителя – сообщение информации от руководителя детям. В некоторых случаях – это наилучший путь сообщения информации. Обычно этот метод используется в комбинации с другими для страховки высокой мотивации и уровня обучения;

Рабочие листы. Детей просят заполнить листы индивидуально или в группах. Листы требуют обсуждения всей группой и обязательной своевременной обратной связи;

Примерная структура занятий:

1этап – подготовительный: мозговой штурм по теме урока или вопросу темы; разминочное упражнение;

2 этап – введение новой информации: мини лекции (определение понятия); работа в круге; дискуссия;

3 этап – тренировка: работа в малых группах; ролевое моделирование; различные упражнения;

4 этап – применение полученного опыта на практике: проекты; упражнения; дискуссия; домашнее задание.

Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» психолога.

Дидактический материал:

N п/п

Название

  1.  

Картотека на коррекцию и развитие мышления

Картотека на коррекцию и развитие памяти

Картотека на коррекцию и развитие воображения

Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук

Картотека пальчиковых гимнастик

Картотека на коррекцию и развитие внимания

Картотека дыхательных гимнастик

Игры на коррекцию внимания

Картотека минут релаксации

10 

Диагностический набор

11 

Разрезные картинки разной конфигурации

12 

Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы

13 

Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся

Литература, использованная для разработки программы:

  1. А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб: Питер, 2007 - 271 с: ил
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков - СПб.: Питер, 2007. —160 е.: ил
  4. Групповая психотерапия подростков - Контрольно-курсовая работа по дисциплине "Основы психотерапии" на тему «Групповая психотерапия подростков». Выполнена студентом 3 курса специальности "психология". Объем 26 листов, шрифт Times New Roman, 12, интервал 1,5.
  5. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
  6. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития»
  7. Психогимнастика в тренинге. Автор: Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, 2006 – 141с.
  8. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2011.- 167с.
  9. Работа с подросткам девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические  тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013. – 148с.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...