Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, формирование коммуникативных компетенций
рабочая программа по психологии

Малкова Наталья Валерьевна

Индивидуальная программа психологичекого сопровождения подростка с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, формирование коммуникативных компетенций

Педагог-психолог:

Бурякова Н. В.

2019-2020г.

Пояснительная записка

 Данная программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для глухих детей. В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира  школьников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.   В основе программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества.  Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:

  1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми. При недостаточных эмоциональных контактах может проявляться задержка эмоционального развития.

 2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту школьников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями, в обучении, основанном на игровых действиях.  В связи с этим работа по программе строится с использованием игровых методов.  Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода – усвоение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, и угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.  

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций

Основные задачи программы:

- Снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;

- коррекция настроения и негативных черт характера;

- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

- развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;

- формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программа направлена на помощь детям с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительное внимание в программе уделяется коррекции самооценки, уровня самосознания, формированию эмоциональной устойчивости и развитию саморегуляции.  

Программа опирается на следующие принципы: системность, комплексность, деятельностный подход, онтогенетический, общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития ребенка-инвалида, ОВЗ.  

Личностные результаты:

 - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

 - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

 - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

 - развитие познавательной активности детей;

 -развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

 - нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;  

- развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

 - психокоррекция поведения ребенка;

 -социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.  

Предметные результаты: к концу года у обучающегося должны сформироваться следующие умения и навыки:

 - чувство единства, умение действовать согласованно;

 -готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

 - целостная психолого-педагогическая культура, учебные мотивы;

 - устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

 - основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

 - адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

 - адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

 - уровень работоспособности;  

- уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

- уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольной сферы,  интеллектуального развития, воображения, работоспособности;

 - речевой активности;  

- познавательной активности.  

Учащийся должен уметь анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;  

 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося

Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»? 6 часов

1  Мой внутренний мир   Кто Я? Какой Я?

Обследование эмоционально-волевой сферы.  Определение принципов работы на занятиях. Повышение самооценки.

2,3 Познай самого себя и других

Определение достоинств и недостатков своих и других людей, понимание причин их поступков. Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека. Развитие интереса к себе.

4 Моя самооценка. Создание условий для самоанализа собственных достоинств и недостатков. Повышение уровня самопринятия. Формирование уверенности в себе

5 Мои способности. Осознание своих особенностей и способностей.

6 Мой характер. Развитие способности к самоанализу и рефлексии.  Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим. Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе.  

 Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции» 10 часов

7 Мое настроение  

Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния.  Повышение самооценки. Развитие творческой активности  

8 Эмоции – внутренние друзья и враги

Знакомство с эмоциями. Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей. Тренировка умения владеть своими эмоциями.

9,10 Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье.

Определение понятия положительных эмоций. Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний.

11, 12

Грусть.  Обида. Обида. Гнев.

Способствование рефлексии эмоциональных состояний. Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний. Развитие способности отличать отрицательные эмоции от положительных.

13 Страх. Он помогает или мешает?      

Определение понятий «страх», «тревога», «одиночество» Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека.

14, 15 Как управлять эмоциями?

Осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков. Обучение навыкам релаксации.

16 Конкурс чувствоведов. Формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей. Развитие взаимопонимания. Повышение самооценки  

 Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения». 17  часов

17 Я и мир вокруг меня    

Повышение самооценки.

Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства

18, 19

Общение в жизни человека

Определение первоначального представления о значении общения в жизни человека. Формирование представлений о различных средствах общения. Развитие социально-коммуникативных навыков.

20 Я глазами других. Формирование способности к самоанализу. Способствование возникновению желания самосовершенствоваться.

21 Почему люди ссорятся? Споры и ссоры .

Знакомство с понятием «конфликт». Выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации. Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

22, 23 Предотвращение конфликтов

Знакомство с вербальными барьерами общения. Обучение альтернативным вариантам поведения. Обучение анализу различных состояний.

24 Учимся слушать друг друга

Помощь в осознании собственного «Я». Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими. Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия.

25 Уверенное и неуверенное поведение

Знакомство с понятием о сильной личности. Выработка навыки уверенного поведения. Формирование негативного отношения к агрессии.

26 Нужна ли агрессия?  Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

27 Я и мои друзья. Правила дружбы.

Развитие коммуникативных навыков. Помощь в осознании качеств настоящего друга. Повышение самооценки

28 Мы – дружный класс  

Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий.

29 Дружба девочек и мальчиков      

Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу. Определение – что такое дружба девочек и мальчиков

30 Я и моя школа  

Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика. Развитие умения высказывать свое мнение. Повышение самооценки.

Развитие навыков общения

Список используемой литературы:

 

1.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

2. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...